Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание

Понятия бывают совместимыми и несовместимыми.
Совместимыми называются понятия, объёмы которых имеют общие элементы, каким-либо образом соприкасаются. Например, понятия « спортсмен» и « американец» совместимые, т. к. их объёмы имеют общие элементы или объекты: есть такие спортсмены, которые являются американцами, и наоборот, есть такие американцы, которые являются спортсменами.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа .doc

— 436.00 Кб (Скачать документ)

       При условиях ABC возникает явление X. При условиях ADE возникает явление X. При условиях AFG возникает явление X.

       Вероятно, условие A – это причина  явления X.

      Перед нами – три ситуации, в которых действуют условия A, B, C, D, E, F, G, причём одно из них ( A) повторяется в каждой. Это повторяющееся условие – единственное, в чём схожи между собой данные ситуации. Далее, надо обратить внимание на то, что во всех ситуациях возникает явление x. Из этого можно сделать вероятный вывод, что условие A представляет собой причину явления x(одно из условий всё время повторяется, и явление при этом постоянно возникает, что и даёт основание объединить первое и второе причинно-следственной связью). Например, требуется установить, какой продукт питания вызывает у человека аллергию. Допустим, в течение трёх дней аллергическая реакция неизменно возникала. При этом в первый день человек употреблял в пищу продукты A, B, C, во второй день – продукты A, D, E, в третий день – продукты A, F, G, т. е. на протяжении трёх дней повторно принимался в пищу только продукт A, который, скорее всего, и является причиной аллергии.

       Метод единственного различия  строится таким образом:

       При условиях ABCD возникает явление X.

       При условиях BCD не возникает явление X.

       Вероятно, условие A – это причина  явления X.

      Как видим, две ситуации различаются  между собой только в одном:  в первой условие A присутствует, а во второй оно отсутствует.

      Причём в первой ситуации явление X возникает, а во второй – не возникает. На основании этого можно предположить, что условие A и есть причина явления X. Например, в воздушной среде металлический шарик падает на землю раньше, чем пёрышко, брошенное одновременно с ним с той же высоты, т. е. шарик движется к земле с большим ускорением, чем пёрышко. Однако, если проделать данный эксперимент в безвоздушной среде (все условия – те же самые, кроме наличия воздуха), то и шарик, и пёрышко будут падать на землю одновременно, т. е. с одинаковым ускорением. Видя, что в воздушной среде различное ускорение падающих тел имеет место, а в безвоздушной, – не имеет, можно заключить, что, по всей вероятности, сопротивление воздуха является причиной падения разных тел с различным ускорением.

       Метод сопутствующих изменений  построен так:

       При условиях A BCD возникает явление X . 1 1 При условиях A BCD возникает явление X . 2 2 При условиях A BCD возникает явление X . п 3 3 Вероятно, условие A – это причина явления x.

      Изменение одного из условий  (при неизменности прочих условий)  сопровождается изменением происходящего  явления, в силу чего можно  утверждать, что данное условие  и указанное явление объединены  причинно-следственной связью. Например, при увеличении скорости движения в два раза пройденный путь увеличивается также вдвое; если скорость возрастает в три раза, то и пройденное расстояние становится в три раза большим. Следовательно, увеличение скорости является причиной увеличения пройденного пути (разумеется, за один и тот же промежуток времени).

       Метод остатков строится следующим  образом:

       При условиях ABC возникает явление ХYZ. Известно, что часть у изъявления ХYZ вызывается условием B. Известно, что часть Z изъявления ХYZ вызывается условием C. Вероятно, условие A – это причина явления X.

      В данном случае происходящее  явление разбито на составные  части и известна причинная  связь каждой из них, кроме  одной, с каким-либо условием. Если остаётся только одна  часть из возникающего явления и только одно условие из совокупности условий, порождающих это явление, то можно утверждать, что оставшееся условие представляет собой причину оставшейся части рассмотренного явления. Например, рукопись автора читали редакторы A., B., C., делая в ней пометки шариковыми авторучками. Причём известно, что редактор B. правил рукопись синими чернилами ( Y), а редактор C.– красными ( Z). Однако в рукописи имеются пометки, сделанные зелёными чернилами ( X). Можно заключить, что, скорее всего, они оставлены редактором A.

 

Задание №13

Проанализируйте все виды вопросов и ответов. Приведите  примеры, сделайте символическую запись

 

Вопрос —  это выраженная в вопросительном предложении | мысль, направленная на уточнение  или дополнение исходного, или базисного  знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

Рассмотрим  основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме.

1. Семантика  вопросов.

Вопрос явно или неявно включает либо опирается  на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.

1) Правильно  поставленным, или корректным, считается  вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.

2) Неправильно  поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснять вид используемой энергии, следует установить факт существования самих НЛО.

2. Функции вопросов.

По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: уточняющие, или ли -вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.

1) Уточняющим  называется вопрос, направленный  на выявление истинности выраженного  в нем суждения. Например: «Верно  ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».

2) Восполняющим  называется вопрос, направленный  на выяснение новых свойству  исследуемых явлений. Например: «Где  состоялся международный суд  над преступниками Второй мировой  войны?»; «Кто открыл Америку?»;  «Каким законом предусмотрено данное преступление?».

3. Структура  вопросов.

По своему составу  ли-вопросы и что-вопросы могут  быть 1) простыми или 2) сложными.

1) Простым называют  вопрос, не включающий в качестве  составных частей других вопросов.

В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение — ?(р). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению — ?Q(p).

2) Сложным называют  вопрос, включающий в качестве  составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть а) соединительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).

а) Соединительный вопрос - это два и более простых вопроса, связанные союзом и.

 

Схема соединительного  ли-вопроса имеет следующий вид:

?(р  Λ  q), т.е. «верно ли р и верно  ли q?». Пример такого вопроса:

«Верно ли, что  к обвиняемому одновременно могут  быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»

Схема соединительного  что-вопроса может иметь различные  варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?(Qi Λ Qz)(p), т.е. «где и когда  имело места р». Пример такого вопроса  — «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?»

б) Разделительный вопрос — это два и более  простых вопроса, связанных союзом или.

Например: «Верно ли, что в данном случае имело  место убийство или это было самоубийство?»

Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?»

в) Смешанный  вопрос- это объединение соединительных и раз­делительных вопросов:

Пример смешанного вопроса, предусмотренного УПК РФ: «Содержит  ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом  оно предусмотрено?»

 

Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в со­ответствии с поставленным вопросом исходное знание.

Среди ответов  различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие и развернутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. Истинные и  ложные ответы. По семантическому  статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

2. Ответы прямые  и косвенные. Это два вида  ответов, различающихся областью их поиска.

Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1904 году». Прямым ответом на ли-вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

Косвенным называется ответ, который получают из более  широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась за один год до Первой русской революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

3. Краткие и  развернутые ответы. По грамматической  форме ответы могут быть краткими  и развернутыми.

Краткие -это  односложные утвердительные или  отрицательные ответы: «да» или «нет».

Развернутые- это  ответы, в каждом из которых повторяются  все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий - «Да»; развернутый -«Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий - «Нет»; развернутый - «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».

Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы; при сложных вопросах целесообразно  пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

 

4. Полные и  неполные ответы.

Полный ответ  включает информацию по всем элементам  или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров -соучастники преступления, а Петров — исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следующий ответ:

«Стихотворение  «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

Неполный ответ  включает информацию относительно отдельных  элементов или составных частей вопроса. «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» -неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем».

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. Логическая зависимость между  вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом  определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью  и определенностью имеется в  виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.

Неточность  вопросов выражается в двусмысленном  употреблении понятий и вопросительных слов.

 

Задание №14

Подберите четыре тезиса и осуществите их доказательство всеми возможными видами и способами. ( прямое: индуктивное, дедуктивное; косвенное: апагогическое, разделительное)

 

1)2016 год будет  годом високосным:

1) високосным  годом называется год, числовое  выражение которого делится на 4;

2) (2016/4=504), следовательно, 2016 год будет високосным. Нетрудно  увидеть, что вывод был сделан на основании определения (что такое високосный год) и одного истинного утверждения (2016 делится на 4), принятых в качестве основания нашего доказательства.(прямое доказательство

 

2)«Два перпендикуляра  к одной и той же стороне  не могут пересечься, сколько  бы их не продолжали».

 Доказательство  начнем с того, что сначала  сформулируем утверждение, что  из точки, лежащей вне прямой, можно опустить на эту прямую  два перпендикуляра. Но это следствие ложно, т.к. ранее была доказана теорема, что «из точки, лежащей вне прямой, можно опустить на эту прямую только один перпендикуляр». Из ложности следствия, утверждающего о возможности опустить на эту прямую из точки, находящейся вне прямой, два перпендикуляра, мы делаем вывод о ложности его основания, т.е. принятого нами допущения, из которого одно, а именно допущение, является ложным утверждением. На основании закона исключенного третьего мы заключаем об истинности теоремы в ее вышеприведенной формулировке.(косвенное доказательство)

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"