Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования: традиционно одной из самых сложных тем школьного курса геометрии является тема “Применение векторов к решению задач”. В то же время понятие вектора является одним из фундаментальных понятий современной математики, а векторный метод является одним из широко употребляемых, красивых и современных методов решения задач.
Гипотеза: успешность овладения учащимися векторным методом решения геометрических задач зависит от умения переходить от геометрического языка к векторному и обратно.
Основные цели данного исследования:
1.рассмотреть цели изучения векторного метода в школе;
2.выделить основные компоненты решения задач этим методом;
3.рассмотреть понятийный аппарат векторного метода решения задач;
4.классифицировать задачи аффинной геометрии, решаемые векторным методом
Введение 3
Глава 1 Векторная алгебра 5
1.1. Понятие вектора; сложение и вычитание векторов
1.1.1. Понятие вектора 5
1.1.2. Нуль-вектор 6
1.1.3. Коллинеарные векторы 6
1.1.4. Модуль вектора 7
1.1.5. Равенство векторов 7
1.1.6. Перенос вектора в данную точку 8
1.1.7. Сумма двух векторов 8
1.1.8. Основные свойства сложения векторов 9
1.1.9. Сложение нескольких векторов 10
1.1.10. Вычитание векторов 11
1.1.11. Модули сумм и разностей векторов 12
1.2. Умножение вектора на число
1.2.1. Умножение вектора на число 13
1.2.2. Основные свойства произведения вектора на число 13
1.3. Линейная зависимость
1.3.1. Линейная комбинация векторов 16
1.3.2. Линейная зависимость векторов 16
1.3.3. Система коллинеарных векторов 17
1.3.4. Система компланарных векторов 18
1.3.5. Базис системы компланарных векторов 18
Глава 2 Методические рекомендации 21
2.1. Векторы в школьном курсе геометрии 21
2.2. Методика решения задач аффинной геометрии векторным методом 24
2.2.1. Цели изучения векторного метода в средней школе 24
2.2.2. Основные компоненты векторного метода решения задач 25
2.2.3. Понятийный аппарат 25
2.2.4. Типовые задачи аффинной геометрии, решаемые векторным методом 26
2.3. Решение типовых задач элементарной геометрии векторным методом 30
2.3.1. Задачи, связанные с доказательством параллельности прямых и отрезков, прямых и плоскости. 30
2.3.2. Задачи на доказательство деления некоторого отрезка в заданном отношении или на нахождение отношения, в котором делится отрезок 33
п 2.3.3. Задачи на доказательство или использование принадлежности трёх точек прямой 38
Заключение 40
Библиография 42
Легко видеть, что каждое
двумерное векторное
Теорема [3.3]. Для того чтобы три вектора , были компланарны, необходимо и достаточно, чтобы они были линейно зависимы.
Доказательство. В самом деле, если система векторов , компланарна, то согласно теореме [3.2] она линейно зависима.
Обратно, пусть система линейно зависима+
Если, например, , то из данного соотношения получаем:
Если — некоторая плоскость, параллельная векторам , то отсюда видно, что является вектором, параллельным той же плоскости.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
2.1 ВЕКТОРЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ
Далее в дипломной работе
я рассматриваю векторы в школьном
курсе геометрии на основе учебников
геометрии для
Понятие вектора и действия над векторами вводятся в 9 классе( в 8 классе – 2-ой вариант программы), так, как это принято в физике. Величины, которые характеризуются не только числовым значением, но и направлением, называются в физике векторными и изображаются отрезками со стрелкой. Поэтому геометрический вектор вводится как направленный отрезок, т.е. отрезок на котором дано направление от одного конца к другому.
На изучение главы «Векторы», в которой рассматриваются 3 учебные темы, отводится 8 часов(12 часов – 2 вариант программы).
Основная цель изучения темы «Векторы» в 8-9 классах - научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.
Основное внимание уделяется выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач.
В результате изучения данной главы в основной школе учащиеся приобретают следующие знания и умения, соответствующие требованиям стандарта основного общего образования (Таблица 1).
На изучение главы «Векторы в пространстве» отводится 6 часов. При изучении геометрии на базовом уровне (1-ый вариант программы – 51 час в год) данную тему проходят в 4 четверти в 10 классе, а при изучении геометрии на профильном уровне (2-ой вариант программы – 68 часов в год) данную тему проходят в 1 четверти в 11 классе.
Основная цель изучения темы «Векторы в пространстве» в 10-11 классах - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трём некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трёх некомпланарных векторов, разложение вектора по трём некомпланарным векторам.
В результате изучения данной главы в средней школе учащиеся приобретают следующие знания и умения, соответствующие требованиям стандарта среднего общего образования (Таблица 2).
Таблица 1
Учебная тема |
Требования стандарта образования | |
знать |
уметь | |
Понятие вектора |
|
|
Сложение и вычитание векторов |
|
|
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач |
|
|
Таблица 2
Учебная тема |
Требования стандарта образования | |
знать |
уметь | |
Понятие вектора в пространстве. |
|
|
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. |
|
|
Компланарные векторы |
|
|
2.2. МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ АФФИННОЙ ГЕОМЕТРИИ ВЕКТОРНЫМ МЕТОДОМ
2.2.1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВЕКТОРНОГО МЕТОДА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Вектор – одно из фундаментальных понятий современной математики и широко используется в различных её областях. В работах Г. Бесселя, Ж. Аргана и К. Гаусса по теории комплексных чисел установлена связь между арифметическими операциями над векторами в двумерном пространстве. В работах В. Гамильтона, Г. Грассмана, Ф. Мёбиуса понятие вектора нашло широкое применение при изучении свойств трёхмерного пространства. В настоящее время на векторной основе излагаются линейная алгебра, аналитическая и дифференциальная геометрия, функциональный анализ.
К понятию вектора как направленного отрезка приводят многие задачи механики и других областей физики: теории упругости, теории электромагнитных полей.
Векторный аппарат используется при доказательстве некоторых теорем и решении многих задач. Сила векторного метода заключается в том, что он позволяет легко делать обобщения, роль которых в математике трудно переоценить
Цели изучения векторного метода в средней школе:
2.2.2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВЕКТОРНОГО МЕТОДА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Формирование векторного метода решения аффинных геометрических задач должно начинаться еще в девятом (восьмом) классе. Для решения задач учащиеся должны владеть следующими умениями, которые и являются компонентами векторного метода:
2.2.3. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Понятийный аппарат и умения, которыми должен овладеть ученик, чтобы научиться решать аффинные задачи векторным методом:
Для овладения учащимися указанными умениями в своей работе я использую тематические карточки с заданиями.(Приложение №1)
С целью систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Векторы», для повторения основных понятий темы уместно использовать опорные таблицы (методика Шаталова В.Ф.)(Приложение №№2-4).
2.2.4. ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ АФФИННОЙ ГЕОМЕТРИИ, РЕШАЕМЫЕ ВЕКТОРНЫМ МЕТОДОМ
Рассмотрим задачи трёх типов, которые целесообразно решать с помощью векторов.
Первый тип: задачи, связанные с доказательством параллельности прямых и отрезков, прямых и плоскости
Второй тип: задачи, в которых доказывается, что некоторая точка делит отрезок в заданном отношении.
Третий тип: задачи на доказательство принадлежности трех и более точек одной прямой.
Выделение таких типов полезно по следующим соображениям:
Указанные выше типы задач охватывают довольно большую часть тех задач, которые приходиться решать учащимся. В задачах такого рода традиционные методы решения связаны обычно со значительными трудностями: или с необходимостью тонких дополнительных геометрических построений, или с довольно громоздкими тригонометрическими преобразованиями.
Решение геометрических задач векторным методом позволяет отработать у учащихся навыки перевода условия с геометрического языка на векторный и формировать навыки, необходимые для перевода с векторного языка на геометрический.
Для овладения умением переходить
от геометрического языка к
Таблица 3
Рисунок |
Что необходимо доказать или определить на геометрическом языке. |
Что достаточно определить или доказать на векторном языке. |
|
|
= ( - некоторое число), где |
|
C
– произвольная точка |
|
Продолжение таблицы 3 | ||
|
C
– произвольная точка |
|
|
–центроид произвольная точка |
|
5) B
C
A O |
произвольная точка |
|
6) О
А С D B |
O-произвольная точка
|
|
7)
C A |
|
и определяются однозначно |
Продолжение таблицы 3 | ||
8) B M A
C D |
M - середина AB – середина CD |
|
Информация о работе Векторный метод и его применение к решению задач школьного курса геометрии