Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:17, шпаргалка
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами.
При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).
Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежности, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.
Вторая состоит в проектировании геометрии документов, то есть расположения реквизитов в форме документов.
Первичные документы предназначены для отражения процессов в материальной сфере и поставляют всю постоянную и оперативную информацию, необходимую для решения экономических задач и выработки управленческих решений.
К числу основных требований, предъявляемых к первичным документам, можно отнести следующие:
неизбыточность и полноту информации для решения задач,
высокую достоверность и своевременность собираемой информации.
Кроме того, первичная информация должна быть расположена в документе таким образом, чтобы учитывались требования удобства для последующей обработки данных в ЭВМ.
При проектировании форм первичных документов должны учитываться следующие принципы:
отсутствие в первичных документах постоянной информации, для которой необходимо создание самостоятельных файлов;
отсутствие дублирования показателей в документах;
выделение реквизитов, имеющих одно или несколько значении на документ, т.е. выделение однозначных и многозначных реквизитов;
выделение справочных, группировочных реквизитов и реквизитов-оснований;
логичность построения, т.е. старшие по объему понятий признаки должны предшествовать младшим (например, наименование предприятия → наименование цеха → номер участка);
согласование последовательности реквизитов в документе с макетами размещения информации на экране ЭВМ и в файлах.
Процесс разработки первичных документов имеет особенности в каждой организации и выполняется в следующей последовательности:
1. Определение полного реквизитного состава каждого документа.
2. Классификация реквизитов: однозначные и многозначные; признаки и основания; справочные и группировочные; переносимые и непереносимые на машинные носители.
3. Установление логической соподчиненности реквизитов первичных документов.
4. Выбор какой-либо формы первичного документа.
5. Осуществление размещения реквизитов по выбранной форме в соответствии с проведенной классификацией.
6. Выполнение расчета размеров документов по вертикали и горизонтали с учетом размера полей.
7. Выбор формата бумажного носителя.
8. Построение эскиза документа соответствующей формы.
9. Выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинный носитель.
10. Редактирование шапок документов в соответствии со словарем-тезаурусом.
Как правило, используют ряд типовых форм документов.
В результате решения задачи рассчитываются результативные показатели, которые требуется выдать на материальный носитель в виде, удобном для пользователя.
Так как результативный документ используется для осуществления процессов управления, то он должен отвечать следующим требованиям:
полнота информации, т.е. результативные документы должны содержать в себе первичные (исходные) и результативные показатели;
количество результативных показателей должно соответствовать количеству группировочных признаков (количество итогов должно быть равно количеству ключей сортировки);
своевременность предоставления информации управленческому персоналу;
достоверность представляемой информации;
хорошая читаемость (логичность построения форм и наличие хорошо отредактированного текста шапок документов);
отсутствие показателей, рассчитываемых вручную.
Можно выделить следующие принципы построения результативных документов:
выделение трех зон в документе;
разделение реквизитов на однозначные, т.е. имеющие одно значение а документ, и многозначные реквизиты, имеющие несколько значений в документе;
выделение группировочных реквизитов, помещаемых во вторую зону документа, и размещение этих реквизитов в порядке убывания старшинствa;
выделение реквизитов-оснований и размещение их в последовательности противоположной той, в каком выстраиваются группировочные реквизиты по которым рассчитываются итоги (т.е. от первичных оснований - к результативным, а среди результативных размещение их в порядке возрастания старшинства итога);
если документ не размещается на одном стандартном листе, то выполнение разрыва строк и переноса оставшихся строк документа второй зоны вместе с реквизитами третьей зоны на другой лист, сохраняя размеры листов стандартными (при таком перенесении строк заголовки таблиц не переносятся, а переносятся только номера колонок).
Построение результативных документов должно выполняться в следующей последовательности:
Определение полного реквизитного состава документов.
Классификация реквизитов-признаков: на справочные и группировочные; реквизитов-оснований - на первичные и результатные, а результатных оснований - по степеням итогов.
Выбор формы документа (с одной или несколькими таблицами в содержательной части документа).
Размещение реквизитов в форме согласно их логической соподчиненности.
19. Отображение и организация информации на машинных носителях.
Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база. Информационная база (ИБ) – это определенным способом организованная совокупность данных, хранимых в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.
Файл – это некоторое множество записей однородной структуры, предназначенное для решения экономических задач. Запись – это набор полей определенного формата, объединенных по общему ключевому полю. Все файлы ЭИС можно классифицировать по следующим признакам:
по этапам обработки (входные, базовые, результатные);
по типу носителя (на промежуточных носителях – гибких магнитных дисках и магнитных лентах, и на основных носителях – жестких магнитных дисках, магнитооптических дисках и др.);
по составу информации (файлы с оперативной информацией и файлы с постоянной информацией);
по назначению (по типу функциональных подсистем);
по типу логической организации (файлы с линейной и иерархической структурой записи);
по способу физической организации (файлы с последовательным, индексным и прямым способом доступа).
Входные файлы создаются с первичных документов для ввода данных или обновления базовых файлов.
Файлы с результатной информацией предназначаются для вывода ее на печать или передачи по каналам связи и не подлежат долговременному хранению.
К числу базовых файлов, хранящиеся в информационной базе, относят основные, рабочие, промежуточные, служебные и архивные файлы.
Основные файлы должны иметь однородную структуру записей и могут содержать записи с оперативной и условно-постоянной информацией. Оперативные файлы могут создаваться на базе одного или нескольких входных файлов и отражать информацию одного или нескольких первичных документов. Файлы с условно-постоянной информацией могут содержать справочную, расценочную, табличную и другие виды информации, изменяющейся в течение года не более чем на 40 %, а, следовательно, имеющие коэффициент стабильности (Кст) не менее 0,6.
Файлы со справочной информацией должны отражать все характеристики элементов материального производства (материалы, сырье, основные фонды, трудовые ресурсы и т.п.). Как правило, справочники содержат информацию классификаторов и дополнительные сведения об элементах материальной сферы, например о ценах. Нормативно-расценочные файлы должны содержать данные о нормах расхода и расценках на выполнение операций и услуг. Табличные файлы содержат сведения об экономических показателях, считающихся постоянными в течение длительного времени (например, процент удержаний, отчислений и пр.). Плановые файлы содержат плановые показатели, хранящиеся весь плановый период.
Рабочие файлы создаются для решения конкретных задач на базе основных файлов путем выборки части информации из нескольких основных файлов с целью сокращения времени обработки данных.
Промежуточные файлы образуются в результате решения экономических задач, подвергаются хранению с целью дальнейшего использования для решения других задач. Эти файлы, также как и рабочие файлы, при высокой частоте обращений могут быть также переведены в категорию основных файлов.
Служебные файлы предназначаются для ускорения поиска информации в основных файлах и включают в себя справочники, индексные файлы и каталоги.
Архивные файлы содержат ретроспективные данные из основных файлов, которые используются для решения аналитических, например, прогнозных задач. Архивные данные могут также использоваться для восстановления информационной базы при разрушениях.
Организация хранения файлов в информационной базе должна отвечать следующим требованиям:
полнота хранимой информации для выполнения всех функций управления и решения экономических задач;
целостность хранимой информации, т.е. обеспечение непротиворечивости данных при вводе информации в ИБ;
своевременность и одновременность обновления данных во всех копиях данных;
гибкость системы, т.е. адаптируемость ИБ к изменяющимся информационным потребностям;
реализуемость системы, обеспечивающая требуемую степень сложности структуры ИБ;
релевантность ИБ, под которой подразумевается способность системы осуществлять поиск и выдавать информацию, точно соответствующую запросам пользователей;
удобство языкового интерфейса, позволяющее быстро формулировать запрос к ИБ;
разграничение прав доступа, т.е. определение для каждого пользователя доступных типов записей, полей, файлов и видов операций над ними.
20. Проектирование входных массивов ЭИС.
Первичные документы предназначены для отражения процессов в материальной сфере и поставляют всю постоянную и оперативную информацию, необходимую для решения экономических задач и выработки управленческих решений.
К числу основных требований, предъявляемых к первичным документам, можно отнести следующие:
неизбыточность и полноту информации для решения задач,
высокую достоверность и своевременность собираемой информации.
Кроме того, первичная информация должна быть расположена в документе таким образом, чтобы учитывались требования удобства для последующей обработки данных в ЭВМ. При проектировании форм первичных документов должны учитываться следующие принципы:
отсутствие в первичных документах постоянной информации, для которой необходимо создание самостоятельных файлов;
отсутствие дублирования показателей в документах;
выделение реквизитов, имеющих одно или несколько значении на документ, т.е. выделение однозначных и многозначных реквизитов;
выделение справочных, группировочных реквизитов и реквизитов-оснований;
логичность построения, т.е. старшие по объему понятий признаки должны предшествовать младшим (например, наименование предприятия → наименование цеха → номер участка);
согласование последовательности реквизитов в документе с макетами размещения информации на экране ЭВМ и в файлах.
Процесс разработки первичных документов имеет особенности в каждой организации и выполняется в следующей последовательности:
1. Определение полного реквизитного состава каждого документа.
2. Классификация реквизитов: однозначные и многозначные; признаки и основания; справочные и группировочные; переносимые и непереносимые на машинные носители.
3. Установление логической соподчиненности реквизитов первичных документов.
4. Выбор какой-либо формы первичного документа.
5. Осуществление размещения реквизитов по выбранной форме в соответствии с проведенной классификацией.
6. Выполнение расчета размеров документов по вертикали и горизонтали с учетом размера полей.
7. Выбор формата бумажного носителя.
8. Построение эскиза документа соответствующей формы.
9. Выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинный носитель.
10. Редактирование шапок документов в соответствии со словарем-тезаурусом.
Как правило, используют ряд типовых форм документов.
Например, линейная форма (а) отличается тем, что в ней каждому типу реквизитов соответствует только одно значение этого реквизита, и они располагаются по горизонтали. Анкетная форма (б) используется также для однозначных реквизитов, но этот набор реквизитов располагается по вертикали. Табличная форма (в) используется для многозначных реквизитов, при этом в ней столбцы содержат типы реквизитов, а строки отражают значения типов. Как правило, для первичных документов, имеющих однозначные и многозначные реквизиты, применяют комбинированную форму, состоящую из трех зон:
I - заголовочная зона, предназначенная для однозначных реквизитов, включающая группу справочных и группировочных признаков, используемых при машинной обработке;