Проектирование информационной системы «Учет оборудования на предприятии» с использованием CASE-технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание

Постановкой задачи является разработка программного обеспечения в системе визуального программирования Delphi для информационной системы в конкретной предметной области. В качестве инструмента для разработки была выбрана система управления базами данных MS ACCESS, которая является одним из лидеров в области СУБД и предоставляет все средства для надежного, безопасного и простого ведения баз данных.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПИС.docx

— 660.38 Кб (Скачать документ)

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

Экономический факультет

 

Кафедра информационных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектирование  информационной системы

«Учет оборудования на предприятии»

с использованием CASE-технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:______________________

студент гр. 1081

Гизатуллин А.Ф.

 

Научный руководитель:___________

старший преподаватель

Романова И.А.


 

 

 

 

 

 

 

Казань – 2011

 

Введение

Для принятия обоснованных и эффективных решений  в производственной деятельности, в  управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь  с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. Поэтому, в данной курсовой работе будет описана работа с базами данных.

Цель  любой информационной системы —  обработка данных об объектах реального  мира. В широком смысле слова база данных — это совокупность сведений о конкретных объектах реального  мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято  понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и, в конечном счете, автоматизации, например предприятие, вуз и т д.

Создавая  базу данных, пользователь стремится  упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Сделать это возможно, только если данные структурированы.

Постановкой задачи является разработка программного обеспечения в системе визуального программирования Delphi для информационной системы в конкретной предметной области. В качестве инструмента для разработки была выбрана система управления базами данных MS ACCESS, которая является одним из лидеров в области СУБД и предоставляет все средства для надежного, безопасного и простого ведения баз данных.

 

1. Проектирование информационной системы «Учет оборудования на предприятии»

1.1. Анализ предметной области

      В настоящий момент работа по выдаче оборудования проходит длинный путь от начала оформления документации до завершения. Изначально  заведующему склада поступает служебная записка с просьбой выдать, либо заменить оборудование, далее оформляется служебная записка о  покупке данного оборудования, следующим шагом является оплата счета, после чего уже оборудование поступает на склад. После пройденного этапа  полученные оборудования распределяют между кабинетами. На каждое оборудование создается учетная запись, закрепляется номер.  На последнем этапе-этапе выдачи происходит оформление карточки выдачи, листа выдачи и оформляется журнал по выдаче, в которых заполняется ФИО сотрудника, получившего оборудование, наименование, модель и серийный номер оборудования и дата выдачи, заверяется это все подписью выдавшего и получившего оборудование. По результатам обследования я выделил следующие основные предметно-значимые сущности:

- Компьютерная  техника- тип, модель, серийный номер;

- Мебель – какой вид мебели;

- Кабинеты  – номер кабинета,  местонахождение;

-Сотрудники- ФИО, должность;

Основные  требования к функциям системы:

- Просмотр  списков оборудования;

- Редактирование  списков оборудования;

- Хранения  списка оборудования.

 

1.2. Проектирование ИС в MS Access

Система Access - это набор инструментов конечного пользователя для управления базами данных. В ее состав входят конструкторы таблиц, форм, запросов и отчетов. Эту систему можно рассматривать и как среду разработки приложений.

В Access в полной мере реализовано управление реляционными базами данных. Система поддерживает первичные и внешние ключи и обеспечивает целостность данных на уровне ядра (что предотвращает несовместимые операции обновления или удаления данных). Кроме того, таблицы в Access снабжены средствами проверки допустимости данных, предотвращающими некорректный ввод вне зависимости от того, как он осуществляется, а каждое поле таблицы имеет свой формат и стандартные описания, что существенно облегчает ввод данных. Access поддерживает все необходимые типы полей, в том числе текстовый, числовой, счетчик, денежный, дата/время, MEMO, логический, гиперссылка и поля объектов OLE. Если в процессе специальной обработки в полях не оказывается никаких значений, система обеспечивает полную поддержку пустых значений.

База данных должна содержать данные о сотрудниках организации, об оборудовании, которое доставили на склад, и которое должно распределиться по кабинетам.

Выделим базовые сущности этой предметной области:

1) Склад.

    • Атрибуты склада - марка оборудования, инвентарный номер, дата поступления, стоимость единицы.

2) Оборудование.

    • Атрибуты оборудования - код оборудования, название, количество.

 

 

 

3) Распределение.

    • Атрибуты распределения - код оборудования, номер кабинета, место нахождение, дата поступления.

4) Кабинеты.

    • Атрибуты кабинета – номер кабинета.

5)Место нахождения.

    • Атрибуты места нахождения – адрес, код оборудования, номер кабинета, дата поступления.

Определим тип данных атрибутов  каждой таблицы:

 

Название таблицы

Атрибут

Типы данных

Склад

марка оборудования

текстовый

инвентарный номер

числовой

дата поступления

дата/время

стоимость единицы

числовой

Оборудование

код оборудования

числовой

название

текстовый

количество

числовой

Распределение

код оборудования

числовой

номер кабинета

числовой

место нахождения

текстовый

дата поступления

дата/время

Кабинеты

номер кабинета

числовой

Место нахождения

адрес

текстовый

код оборудования

числовой

номер кабинета

числовой

дата поступления

дата/время


Таблица 1. Структура таблиц базы данных

 

 

Рисунок 1. Структурная схема базы данных информационной системы «Учет оборудования на предприятии»

 

2. Проектирование ИС «Учет оборудования на предприятии» в среде BPWin

BPwin имеет достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс пользователя, дающий возможность создавать сложные модели при минимальных усилиях. BPwin поддерживает три методологии - IDEF0, IDEF3 и DFD, каждая из которых решает свои специфические задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей, т. е. модель может содержать одновременно как диаграммы IDEF0, так и IDEF3 и DFD.

На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Никто в организации не знает, как она работает в той мере подробности, которая необходима для  создания ИС. Руководитель хорошо знает  работу в целом, но не в состоянии  вникнуть в детали работы каждого  рядового сотрудника. Рядовой сотрудник  хорошо знает, что творится на его  рабочем месте, но плохо знает, как  работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить  модель. Такая модель должна содержать  в себе знания всех участников бизнес-процессов  организации. Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов  является IDEF0. Под моделью в IDEF0 понимают описание системы (текстовое и графическое), которое должно дать ответ на некоторые  заранее определенные вопросы.

Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой  совокупность иерархически упорядоченных  и взаимосвязанных диаграмм. Каждая диаграмма является единицей описания системы и располагается на отдельном  листе.

Модель может содержать четыре типа диаграмм:

• контекстную диаграмму (в каждой модели может быть только одна контекстная  диаграмма);

• диаграммы декомпозиции;

• диаграммы дерева узлов;

• диаграммы только для экспозиции (FEO).

Диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Подобно IDEF0, DFD представляет модельную систему как сеть связанных между собой работ. Их можно использовать как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций документооборота в корпоративных системах обработки информации. В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют собой жесткие взаимосвязи, стрелки DFD показывают, как объекты (включая данные) двигаются от одной работы к другой. Объект ссылки в IDEF3 выражает некую идею, концепцию или данные, которые нельзя связать со стрелкой, перекрестком или работой.

В результате дополнения диаграмм IDEF0 диаграммами DFD и IDEF3 может быть создана смешанная  модель, которая наилучшим образом  описывает все стороны деятельности предприятия.

 

2.1. Практическая часть проектирования ИС "Учет оборудования на предприятии" в среде BPWin

Для построения бизнес процесса была использована IDEF0 диаграмма. Методология IDEF0 предписывает построение иерархической  системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и  ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма).

Рисунок 2. Контекстная  диаграмма IDEF0

На рисунке 2 представлена контекстная  диаграмма бизнес процесса «Учет  оборудования на предприятии». Она  отображает систему в целом и  ее взаимодействие с основными внешними потоками информации.

На контекстной диаграмме  обозначены стрелки.

Виды стрелок:

· вход (входные материалы: компьютеры и комплектующие)

· выход  (выходом является отчет)

· стрелками управления являются документы и руководители

· стрелками механизмов являются сотрудники и оборудование

Входная информация для обработки:

Компьютеры - ПК (персональные компьютеры) находящиеся на предприятии

Комплектующие - материалы, необходимые для модернизации компьютеров (видеокарты, материнские платы, процессоры, корпуса, блоки питания, модули памяти)

Выходные потоки:

Отчет - готовый отчет  по учету компьютерной техники предприятия

Входные управления:

Правила - условия, которые  необходимо соблюсти, что бы достичь  поставленной цели.

Приказы - поставленная задача предприятию (провести учет всего оборудования на предприятии с помощью тех или иных информационных систем)

Руководители - директора  и главные управляющие предприятием.

Входные ресурсы:

ПК - компьютеры, с помощью  которых ведется учёт.

Сотрудники - специалисты, выполняющие  назначенные руководством указания. После построения концептуальной модели проведена функциональная декомпозиция - система разбита на подсистемы и каждая подсистема описана отдельно (диаграммы декомпозиции).

 

На рисунке 3 представлена функциональная декомпозиция, состоящая  из четырех работ.

Рисунок 3. Функциональная декомпозиция «Учет оборудования на предприятии»

Были выделены следующие  виды работ:

Оформление поставок - процесс, в котором происходит присвоение id товару, отправка на хранение, на склад и занесение информации о товаре в программу.

В работу Оформление поставок входит семь граничных стрелок (вход, управление, механизм) и выходит  внутренняя стрелка (связь по входу).

Стрелки входа - компьютеры и комплектующие. Стрелка компьютеры повторяется в последующих работах, кроме составления отчета;

Стрелки управления - правила, приказы и руководитель;

Стрелки механизма - ПК и  Сотрудники;

Стрелка связь по входу  между работами Оформление поставок и Обслуживание компьютера (компьютер);

Стрелки входа, выхода, управления повторяются в последующих работах.

Обслуживание  компьютера - процесс, в котором происходит сборка, ремонт и модернизация компьютеров.

В работу Обслуживание компьютера входит четыре граничных стрелки (вход, управление, механизм, выход) и несколько  внутренних стрелок (связь по входу, обратная связь по входу).

Стрелка управление - правила, приказы, руководитель;

Стрелки механизма - сотрудники;

Стрелка связь по входу  между работами Обслуживание компьютера и Расстановка (занесение данных в базу), между работами Обслуживание компьютера и Составление отчета (занесение данных в базу);

Информация о работе Проектирование информационной системы «Учет оборудования на предприятии» с использованием CASE-технологий