Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа
Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.
Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13
Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................
Содержание
Введение...............
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
Глава
2. Современное состояние и структура рынка
информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2.
Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§
3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение.............
Список
использованной литературы....................
Приложение
…………………………………………………..………..
89
Введение
В современном мире изменились представления о задачах библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре. В информационной цивилизации к важнейшей задаче библиотек относят обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, в этих условиях все большее значение приобретает роль библиотеки как информационной системы. Появление в практике библиотечной деятельности маркетинговых технологий ученые связывают с образованием на рубеже 80-90-х годов ХХ века мирового информационного рынка и становлением товарного характера информации.
Информация является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Рынки товаров и услуг не могут развиваться без достоверной и полной информации о производителях, товарах, услугах, ценах, условиях продаж. Однако общероссийская информационная база товарных рынков еще находится на начальной стадии развития. Информационная инфраструктура рынка страны пока еще не замкнута в единую сеть, слабо развито горизонтальное взаимодействие, недостаточно сформированы информационные ресурсы для массового обслуживания предпринимателей и населения.
Информационная
деятельность, рассматриваемая, как "деятельность
по подготовке, распространению, обмену
и потреблению информационных продуктов
и услуг" превратилась в важнейший элемент
рыночной инфраструктуры современного
общественного производства и в качестве
части информационного сектора признается
одним из важнейших элементов, определяющих
динамику развития современного постиндустриального
общества.
Уровень развития информационной деятельности
и рынка информационных услуг и продуктов
не только оказывает существенное влияние
и во многом определяет степень зрелости
рыночных отношений в развитых странах
и успехи России на пути построения рыночной
экономической системы, но и, одновременно,
выступает фактором, который способствует
уходу от рынка в область нового типа экономических
отношений, формированию постиндустриального
общества.
Информация и ее доступность в обществе
в форме информационных услуг и продуктов
определяет уровень деловой активности
и результаты устойчивого развития и благополучие
государства.
Свободное распространение информации на рыночных основах в недалеком прошлом не рассматривалась как органически необходимая часть для развития процессов информационного обслуживания общества, обеспечения устойчивого развития процессов его информатизации и перехода на новую ступень экономического развития. В связи с этим необходимость исследования информационной деятельности и рынка информационных услуг и продуктов во многом определяется и задачами современного этапа становления рыночных отношений в России, которые отличаются значительной сложностью. Новые условия хозяйствования, новые отношения в процессах обмена и распространения информационных продуктов и услуг, развитие информационных технологий и телекоммуникационных сетей и необходимость определения направлений, обеспечивающих устойчивое развитие России и ее интеграцию в мировой информационный рынок, требуют экономической характеристики особенностей процессов формирования информационной деятельности и рынка информационных услуг и продуктов в России.
В связи с этим актуальность проблемы исследования определяется следующими условиями:
-
информационный ресурс в
-
информационные технологии с
развитием компьютерных и
-
региональный рынок
-
информационные технологии во
многом определяют динамику
Исходя из чего, можно сказать, что изучение роли информационных технологий в рыночных условиях носит актуальный характер, поэтому в работе делается попытка раскрыть содержание рынка информационных товаров и услуг и даётся оценка особенностей функционирования информации в условиях современного рынка.
Развитие
представлений об информации как
экономическом ресурсе общества
связано с работами И. Шумпетера,
который ввел в экономическую
теорию понятие нововведения - фактора
нарушающего равновесие, Ф.А. Хайека,
определившего информацию как производственный
ресурс, А.И. Анчишкина, рассматривавшего
информацию как часть непроизводственных
ресурсов.
С появлением теорий перехода к постиндустриальному,
ноосферному, информационному обществу
ключевыми становятся понятия «информация»,
«информационные ресурсы», которые вводятся
в экономический анализ с точки зрения
философии или теории информации. Это
работы таких ученых как А.И. Ракитов, А.Д.
Яглом, Г.Р. Громов, А.П. Суханов, и др.
Отечественные экономисты Д.Г. Плахотная,
А.И. Московский, А.И. Аузан, Р.Т. Зяблюк,
Р.И. Цвылев и другие исследуют природу
информационного продукта и информационного
ресурса в экономике.1
Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
-
обосновать информацию как
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
-
раскрыть особенности
Методологической основой исследования явились труды В.В. Брежневой, В.Л. Тамбовцева, А.И. Ракипова, К.А. Багриновского, Е.Ю. Хрусталева.
Объектом исследования является рынок информационных товаров и услуг. Предметом исследования выступает совокупность организационно- экономических отношений складывающихся в процессе формирования, функционирования и развития рынка информационных товаров и услуг.
Дипломная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и библиографии.
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества
Информационные
ресурсы - новая экономическая категория.
Информационные ресурсы являются субъектами
отношений их собственников - физических,
юридических лиц и государства.
Эти отношения требуют
Информационные
ресурсы определены законодателем
(государством) как элемент состава
имущества и находятся в
Государство,
как орган власти, несет определенные
обязанности в сфере
В состав информационных ресурсов России входят:2
Государственные информационные ресурсы формируются в соответствии со сферами ведения и разделяются на:
Основу информационных ресурсов всех видов составляют информационные фонды. Информационные фонды формируются их держателями в различной форме. Специализированными держателями информационных фондов являются архивы, библиотеки. Формирование и ведение в них информационных фондов ведется в основном с использованием технологии, ориентированной на бумажные, фото и другие “твердые” носители информации.
Применение
электронных образов информации
и связанных с этим новых информационных
технологий привело к использованию
таких форм информационных фондов как
базы данных. Определение базы данных
дается в Законе “О правовой охране
программ для электронных вычислительных
машин и баз данных” (от 23.09.92 №
3523-1). Он определяет базу данных следующим
образом: “База данных - это объективная
форма представления и
В настоящее время в России существует несколько тысяч баз данных. Сбор, систематизацию и анализ сведений о существующих в России базах данных осуществляет научно-технический центр “Информрегистр”. НТЦ “Информрегистр” предоставляет заинтересованным пользователям информационные услуги по поиску и обработке сведений о существующих базах данных, поиск по тематике баз данных, их владельцам и другим параметрам.