Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:52, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование фразеологических единиц, содержащих в своей семантике элемент цветообозначения.
Для достижения поставленной цели, автором был обозначен ряд конкретных задач:
выявить особенности фразеологических единиц, содержащих в своей семантике элемент цветообозначения;
определить способы перевода ФЕ, являющиеся наиболее адекватными;
рассмотреть взаимосвязь между древностью происхождения цветообозначения, его прототипичностью и возможностями его употребления в составе ФЕ.
При таком подходе объектом исследования становятся непосредственно ФЕ, содержащие в своей структуре элемент цветообозначения.
В ходе исследования применялись различные лингвистические приемы и методы, как то:
метод сравнительно- сопоставительного анализа;
социолингвистический метод корреляций языковых явлений английского и русского языков;
синхронно - диахронный подход
В качестве метафоры
понимают механизм речи, состоящий
в употреблении слова, обозначающего
некоторый класс предметов, явлений
и т.п., для наименования объекта,
входящего в другой класс объектов,
аналогичный данному в каком-
Иначе говоря, метафора
- это перенос наименования с одного
денотата на другой, ассоциируемый
с ним, на основе реального и воображаемого
сходства [Лингвистический
Метафора в контексте легко узнаваема, поскольку ее нельзя принимать буквально. В поэтической метафоре главные ее качества нестандартность, невозможность замены образным эквивалентом [Черданцева, 1988: 79].
Существование механизма метафоры позволяет с ее помощью создавать новые языковые значения, таким образом, метафора из фигуры речи переходит в языковой знак, что приводит к утрате словом или словосочетанием прежней и приобретению новой референции [Черданцева, 1988; 79]. Для продуктивности метафоры как средства создания новых наименований важную роль играет наиболее характерный для метафоры параметр - ее антропометричность. Она выражается в том, что сам выбор того или иного основания для метафоры связан со способностью человека соизмерять все новое для себя по своему образу и подобию или же по пространственно воспринимаемым объектам, с которыми имеет дело человек в практической деятельности. [Телия, 1996: 13б].
В целом в лингвистической литературе проблема метафоры рассматривалась издавна, однако если раньше она воспринималась как стилистическое средство или средство номинации, то в настоящем времени, в связи с развитием когнитивистики, метафору считают "способом создания языковой картины мира, возникающей в результате когнитивного манипулирования уже имеющимися в языке значениями с целью создания новых концептов" [Телия, 1988: 127].
В соответствии с
подобным понимаем метафоры процесс
идиомообразования представляет собой
вовлечение сочетания слов в метафору
на основе подобия того смысла, который
лежит в основе номинативного
замысла, и того, что обозначается
сочетанием слов в его "буквальном"
значении, и что, к тому же, включено
в определенную структуру знания
о мире - некоторый "сценарий" или
"фрейм" [Телия, 1996: 60]. Передачу информации
ФЕ осуществляет "сжатыми средствами",
выражая во внутренней форме характерные
черты некоторой ситуации, закрепленной
в языковом сознании носителей данного
языка и возникающей в виде
образа при произнесении звуковой оболочки
[Телия, 1996: 60]. В связи с этим фразеологизм
воспринимается так же как своеобразные
стереотипы. Например, "plain sailing" (мор.
"плавание по локсодромии"; локсодромия
- линия, пересекающая все меридианы
под одним и тем же углом. Судно,
идущее все время по одному курсу,
идет по локсодромии. Это плавание не
представляет большой трудности.), значение
ФЕ - "простое, легкое дело; пустяки;
проще простого"; "take the wind out off
smb's sails" (мор. "отнять ветер" (находиться
с наветренной стороны какого-
совершенно расстроить чьи-либо планы; выбить у кого-либо почву из-под ног".
"Yes", said Kemp, "that is plain sailing. Any schoolboy nowadays knows all that". (H.G. Wells, "The Invisible Man", ch. 19).
The answer was so cool, so rich in bravado, that somehow it took the wind out of his sails. (Th.Dreiser, " Sister Carrie ", ch. XXII)
Образ, созданный
на метафорической основе, устойчив, иначе
говоря, для фразеологии характерна
образная метафора. Однако "переход
метафоры к осуществлению вторичной
для нее функции номинации
исключает семантическую
Кроме метафорического переосмысления, в основе ФЕ может лежать переосмысление метонимическое. Механизм метонимеческих переосмыслений представляет собой перенос наименований явлений, предметов и их признаков по их смежности или- шире- по их связи в пространстве и времени [Арутюнова, 1990:30]. Метонимия обращает внимание на индивидуальную черту, позволяя адресату речи идентифицировать объект, выделить его из области наблюдаемого, отличить от других присутствующих с ним предметов (метафора обычно дает сущностную характеристику объекта).Например, "in dry dock" (мор. "в сухом доке"), значение ФЕ- "без работы; на мели ";"а flag of distress" (мор. "флаг бедствия"), значение ФЕ- "тревожный признак; сигнал бедствия";
June found herself in dry dock, and likely to remain there. (OED)
He has got consumption, poor fellow, though he doesn't know it... That flush of his cheeks is a very significant flag of distress.(SPI)
В отличие от метафоры, занимающей в предложении преимущественно позицию предиката» метонимия ориентирована на позицию объекта, что связано с ее функцией идентификации, осуществляемой через референцию имени. Поэтому, метонимия представляет собой сдвиг референции, тогда как метафора - сдвиг в значении. [Арутюнова, 1990:31-32]
Наряду с метафорическим
и метонимическим переосмыслением,
важную роль для понимания
Общеизвестно, что понятием "внутренняя форма" наша наука обязана лингвистической концепции В. фон Гумбольта, который считает внутреннюю форму явлением многогранным, вытекающим из духа народа или национальной духовной силы. Подобное определение внутренней формы получило в дальнейшем различные толкования. Прежде всего, возникло противопоставление внутренней формы языка внутренней форме языковых единиц, причем внутренняя форма языковых единиц понимается резными лингвистами по-разному. Одни ученые (Потебня, 958; Гвоздарев, 1977) определяют внутреннюю форму как ближайшее этимологическое значение языковых единиц, другие (Гак, 1977; Мелерович, 1972) считают внутренней формой "контрастный признак, связывающий название с его источником" (Гак, 1977:46). По словам В.В. Виноградова, "внутренняя форма слова, образ, лежащий в основе значения и употребления слова, может уменьшиться только на фоне той материальной и духовной культуры, той системы языка, в контексте которой возникло или преобразовалось данное слово или сочетание слов" [Виноградов, 1972:17-18].
Внутренняя форма направлена на воссоздание некоторой существенной связи для цели вторичной номинации или передачи системы связей (целостной ситуации), она также способствует возникновению в сознании ассоциативных связей. Кроме того, типизированная ситуация, выражаемая внутренней формой, несет в себе "определенную целостную ориентацию, закрепленную за ней над индивидуальным сознанием предшествующих поколений, выработанную общественной практикой в процессе исторического развития данного общества" [Латина, 1991:137].
Под внутренней формой
фразеологической единицы[3] принято
понимать "... диахроническую связь
фразеологического значения оборота
и его этимологическое
Внутренняя форма может быть живой, то есть осознаваться на современном этапе развития языка, и мертвой, которая когда-то была живой, то есть свойственной ФЕ в диахроническом плане. К забвению внутренней формы, иначе говоря, демотивации, приводит нарушение деривационной связи между ФЕ и ее прототипом вследствие исчезновения обозначаемой термином реалии или искажения компонентов.
Наряду с понятием
"внутренняя форма" для формирования
фразеологического значения важным
представляется также понятие "фразеологическая
образность". По определению А.А.
Кораловой, лингвистический образ -
это созданное средствами языка
двуплановое изображение, основанное
на выражении одного предмета через
другой [Коралова, 1980:130]. Два плана
изображения описывается у
В самом фразеологическом
значении имеются две стороны: план
содержания (десигнант), в котором
следует различать
Под денотативным компонентом
значения понимается часть знака, отражающая
в обобщенной форме предметы и
явления внеязыковой
Сигнификативный компонент значения соотносится с комплексом признаков, составляющих непосредственно содержание понятия. [Арсеньева, 1989:38]
Коннотативный аспект
- это "стилистическая окраска ФЕ,
их эмоционально-экспрессивная
В настоящее время
принято отмечать такую важную функцию
фразеологического значения как
коннотативно - культурологическую. Содержанием
последней является отношение, существующее
между образно-мотивированной формой
языковых единиц и включенной в нее
культурно значимой ассоциации [Телия,
1996: 233]. Выделение этой функции связано
с пониманием ФЕ как "'народных стереотипов":
"фразеологизмы возникают в
национальных языках на основе такого
образного представления
В целом фразеологическое значение - феномен исключительно сложный и, разумеется, его нельзя рассматривать как механическую сумму составляющих его компонентов. Семантическую структуру ФЕ можно представить как микросистему, все элементы которой в тесной связи и взаимодействует между собой.
Трудности перевода фразеологизмов.
Как уже было указано выше фразеологизмы - особый тип сочетаний. Основной их особенностью является «частичное или полное несоответствие плана содержания плану выражения, что определяет специфику фразеологизма» [Казакова 2001: 127] и безусловно будет влиять на выбор приемов и способов перевода.
Практически в любом
языке отмечено несколько уровней
фразеологизмов, причем не все они
общеизвестны, широкоупотребимы и зафиксированы
словарями. Некоторые из них используются
только определенными группами носителей
языка и отсутствуют в
Следует также иметь в виду, что многозначность и омонимия свойственны не только словам, но и фразеологизмам, то есть одно и тоже сочетание может одновременно быть и устойчивым, и свободным. Например,
The girl next door- 1. девушка, живущая рядом, соседка;
2. девушка, каких много
Поэтому умение анализировать речевые функции является еще одним условием адекватного перевода фразеологизмов на иностранные языки. Иногда авторы используют ФЕ сразу в нескольких значениях для создания образных или эмоциональных ассоциаций или юмористического эффекта.
Бывают случаи, что переводчику приходится восстанавливать ФЕ, подвергшиеся авторской трансформации и передать в переводе достигаемый ими эффект.
Еще одной неизбежной трудностью являются национально-культурные отличия между близкими по смыслу ФЕ в разных языках. Зачастую, совпадая по смыслу, ФЕ имеют разную эмотивную функцию или стилистическую окрашенность.
Аналогичные проблемы могут возникнуть даже при переводе фразеологизмов, имеющих одинаковый источник, например, библейский, античный или мифологический. Такие фразеологизмы будут называться интернациональными. К ним принадлежат ФЕ, которые, заимствовались из языка в язык, или же возникали у разных народов независимо друг от друга вследствие общности человеческого мышления, близости отдельных моментов социальной жизни, трудовой деятельности, производства, развития науки и искусств.
С наибольшими трудностями приходится сталкиваться переводчику при работе с ФЕ, основанными на современных реалиях. Лишь некоторые из них быстро становятся популярными и проникают в международные словари. Например,
Hell’s Angels- Ангелы ада
Поле чудес- «the Land of Wonders»
Наконец, следует упомянуть и различного рода исторические выражения, или крылатые фразы. Трудность заключается в том, что иногда они имеют по - нескольку соответствий, как в языке оригинала, так и в языке перевода. Рассмотрим фразу, авторство которой приписывают О. Кромвелю.