Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:57, дипломная работа
Цель исследования – показать возможность и необходимость использования
системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и составленная нами
система упражнений.
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические особенности
формирования грамматических навыков 6
1.1 Возрастные особенности развития школьников 6
1.2 Организация обучения при формировании практических
навыков 10
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей
технологии в процессе формирования навыков 13
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе
в средней школе 17
Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского
языка на начальном этапе в средней школе 21
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость
изучения грамматики иностранного языка 21
2.2 Составляющие, необходимые при формировании
грамматических навыков 24
2.3 Характеристика грамматических навыков и
их этапы формирования 28
2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике 32
2.5 Использование символов и средств наглядности в работе
при формировании лексических и грамматических умений 37
Глава 3 Система упражнений, направленная на
формирование грамматических навыков 41
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые
для формирования грамматических навыков 41
3.2 Мониторинг уровня сформированности языковых навыков 46
Заключение 50
Литература 51
внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей стороны, т.е.
ученик пропускает через себя изученный материал и определяет его содержание,
что оно в себе несет. Такой взгляд обращается к тому, что переживает
сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содержание.
5. Эйдетическая редукция.
Этот метод является основополагающим в феноменологии. Его действие
проявляется практически во всех других методах, в частности, им определяется
возможность реализации принципа «сведение в одну точку»: анализируя ценность
явления, факта, события и т.д., как бы заключаются в скобки все относящиеся к
ним научные и ненаучные описания, суждения, положения, оценки. Ученик
проникает в самую суть изучаемого материала. [8]
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе
Для начала мы дадим определение начальному этапу. Под начальным этапом в
средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий
заложит основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их
дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.
Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно
продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с
изучаемым языком как средством общения.
Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом
этапе, зависит успех в
овладении предметом и
последующих этапах.
В данном пункте мы подвергнем анализу цели и задачи обучения английскому
языку в общеобразовательных учреждениях в качестве определяющих общую
стратегию обучения этому предмету.
Коммуникативная цель обучения (собственно социальное содержание цели).
Раскрытие коммуникативной цели обучения начнем с рассмотрения специфики
учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого
предмета? Во-первых, язык – будь то родной или иностранный – служит средством
общения, средством приема и передачи информации об окружающей
действительности в
обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об
окружающей действительности, но расширяются представления об иноязычной
культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор. В-третьих, язык,
будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем
состоянии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях
общения.
Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны
овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в
устной и письменной формах.
Т.е. овладение всеми формами
речевыми функциями для того, чтобы владение иноязычной культурой было
средством: межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания
своих убеждений.
Воспитательная цель обучения (педагогическое содержание цели).
Обучение иноязычной культуре используется как средство нравственного воспитания.
Воспитание нельзя разделить на этическое, эстетическое, трудовое,
экологическое и т.п. В конечном счете, всякое воспитание есть воспитание в
человеке нравственности [20], т.е. иностранный язык вносит значительный вклад
в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к
Родине и своим близким. Сам предмет таков, что учащихся учат слушать,
выслушивать собеседника, с уважением к нему относиться.
Также осуществляется и трудовое воспитание в широком смысле этого слова,
формируются навыки и умения интеллектуального труда. Детей нужно научить
учиться, обучить их приемам умственного труда, необходимым для выполнения
устных и письменных заданий.
Обучение английскому языку позволяет осуществлять эстетическое воспитание.
Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают английскую речь, они
усваивают аутентичные (подлинные) образцы английской речи. Им нравится
произносить английские звуки, слова, вступать в беседу, они любят разучивать
стишки и петь песенки.
В заключение приведем слова известного педагога Ю.К. Бабанского: «Объективно
обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений,
качеств личности. Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она
придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и
общественную значимость». Автор также подчеркивает тесную связь образования и
воспитания. И действительно, они выступают в единстве. Не случайно в английском
языке эти понятия соединены в одно слово education.
Образовательная цель обучения
(лингвострановедческое
Образовательная функция иностранного языка велика. Учащиеся овладевают вторым
языком, следовательно, новыми средствами для выражения мыслей, и уже в этом
самом заложена образовательная роль этого учебного предмета.
Обучение иноязычной культуре используется как средство обогащения духовного
мира личности, т.е.
1) как средство приобретения
знаний о культуре страны
литературе, музыке, архитектуре и т.п.;
2) как средство приобретения знаний о строе языка, его системе, характере,
особенностях, сходстве и различии с родным языком;
3) как средство удовлетворения
личных познавательных
сфер своей деятельности.
Развивающая цель обучения (психологическое содержание цели).
Чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому
предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо, как указывают
психологи и дидакты, включать учащихся в такие виды деятельности, которые
развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную,
волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.
Изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного,
речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие
памяти, воображения, представлений. Действительно, овладение языком
предполагает запоминание большого количества языковых и речевых единиц, что
достигается активной работой памяти.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем
говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать
общение на изучаемом языке,
и связано с развитием
школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной стороны, эту
особенность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, с другой
– опора на эту особенность будет еще более развивать эту воображение и
способствовать созданию и развитию представлений.
Изучение иностранного языка
на начальном этапе может
мышление учащегося. В учебниках предлагаются задания, требующие
осуществления мыслительных операций, например:
Look at the pictures and agree or disagree. - Анализ.
Choose the right sentence – сравнение-анализ.
Arrange sentences in a logical order – анализ-сравнение.
What do you think about Pit? Is it good to do things like that? – Анализ –
синтез - умозаключение.
Итак, обучение английскому языку на начальном этапе может и должно
обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и
развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей
является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая
цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной
познавательной
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость изучения грамматики
иностранного языка
Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.
Однако трудность в решении этой задачи состоит в том, что для большинства
учащихся иностранный язык является ценностью потенциальной, а не реальной.
Это противоречие должен снять учитель, который служит посредником между
обществом и учеником. Чтобы соответствовать такой роли, учителю необходимо
глубоко осознать социальное содержание предмета «иностранный язык»,
проникнуться чувством гордости за свой предмет.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь
предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает гораздо большими
возможностями, чем другие предметы школьного цикла.
Сегодня иностранный язык может способствовать повышению культуры общения
людей. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым
этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают
стратегией и техникой диалогического и группового общения, учатся быть
речевыми партнерами.
Иностранный язык способствует расширению не только филологического, но и
общего кругозора учащихся. При изучении иностранного языка учащиеся
овладевают не только новыми средствами общения, но и узнают культурные
ценности страны изучаемого языка: ее историю, географию, науку, литературу,
искусство.
Овладение вторым языком оказывает благотворное влияние на развитие
способностей
интонационный слух, имитативные способности, способность к догадке,
способность к выделению главного, все виды памяти, произвольное запоминание;
учащиеся овладевают специальными мнематическими действиями.
В наши дни общество предъявляет системе образования в области обучения
иностранным языкам социальный заказ. Каков же он? Ответ на этот вопрос
необходим, потому что плоды нашего «иноязычного просвещения» весьма незрелы и
горьки, а цель играет основополагающую роль. Иностранный язык объективно
является общественной ценностью,
поэтому его включение в
школы есть социальный заказ общества. Социальным заказом общества в основном
определялась цель обучения.
Сегодня, когда международное общение приобрело массовый характер, цель
обучения формируется как «обучение общению на иностранном языке».
Конечно, обучение умению общаться на иностранном языке и заманчиво и
необходимо. Но это ли должно значиться в качестве цели?
В общем плане сформулируем ее так: формирование личности как идеала данного
общества. Тогда предлагаемый подход можно изобразить на схеме:
образование Личность
обучение воспитание как идеал
развитие общества
Становится ясным, что определение того, чему учить (содержание цели
обучения), зависит от того, зачем учить. [20]
В указанном подходе все аспекты будут «работать» на формирование личности. А
ведь именно от личности зависит, как она будет использовать иностранный язык.
Таким образом, цель «обучение иноязычной культуре или иностранного языка» не
превращается в самоцель, ибо является средством достижения другой, более
общей цели – развитие личности. [20]
Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических
навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не
был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и
дискуссий. Она играла и продолжает играть неодинаковую роль при обучении
родным или иностранным языкам, но также и в системе образования отдельных
стран мира.
Разберем понятие «грамматика». Она понималась по-разному. Это понятие еще до
нашей эры стало областью знаний. Понятие «грамматика» (греч. grammatiké)
первоначально обозначало «искусство чтения и письма».
В средние века «свободное искусство» grammatica (лат.) считалось одним из
компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению латинским
языком, сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов,
осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством
грамматики, построенной, как правило, по образцу латинской. Грамматика
изучалась как особый предмет и как самоцель.
В последующий период, особенно начиная с XIX в., понятие «грамматика»
наполняется новым содержанием и в языкознании, и в обучении языкам. По
определению лингвистов [24, 19], грамматика стала обозначать: а)
грамматический строй языка; б) раздел языкознания, изучающий такой строй; в)
совокупность правил изменения слов, их соединений в сочетания. Следует при
этом отметить, что в ХХ в. лингвисты и методисты, отечественные и зарубежные,
стали особенно часто включать в понятие «грамматика» разные разделы науки о
языке, например, такие, как словообразование и фонетика [31], а также
орфография, элементы лексикологии, фразеологии, стилистики [10] и др.,
которые в свою очередь включаются в учебники грамматики разных языков.
В прошлом веке лингвисты настаивали почти на полной или абсолютно полной
ликвидации грамматики и всех учебников грамматики в общеобразовательных
учреждениях.
Информация о работе Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе