Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:57, дипломная работа
Цель исследования – показать возможность и необходимость использования
системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и составленная нами
система упражнений.
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические особенности
формирования грамматических навыков 6
1.1 Возрастные особенности развития школьников 6
1.2 Организация обучения при формировании практических
навыков 10
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей
технологии в процессе формирования навыков 13
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе
в средней школе 17
Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского
языка на начальном этапе в средней школе 21
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость
изучения грамматики иностранного языка 21
2.2 Составляющие, необходимые при формировании
грамматических навыков 24
2.3 Характеристика грамматических навыков и
их этапы формирования 28
2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике 32
2.5 Использование символов и средств наглядности в работе
при формировании лексических и грамматических умений 37
Глава 3 Система упражнений, направленная на
формирование грамматических навыков 41
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые
для формирования грамматических навыков 41
3.2 Мониторинг уровня сформированности языковых навыков 46
Заключение 50
Литература 51
Дипломная работа
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Выполнил: Кедрова Ольга Степановна
Волгоград
2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические особенности
формирования грамматических
навыков
1.1 Возрастные особенности
развития школьников
1.2 Организация обучения при формировании практических
навыков
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей
технологии в процессе
формирования навыков
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе
в средней школе
Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского
языка на начальном этапе
в средней школе
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость
изучения грамматики иностранного
языка
2.2 Составляющие, необходимые при формировании
грамматических навыков
2.3 Характеристика грамматических навыков и
их этапы формирования
2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.
Коммуникативность языка
и обучение разговорной грамматике
2.5 Использование символов и средств наглядности в работе
при формировании лексических и грамматических умений 37
Глава 3 Система упражнений, направленная на
формирование грамматических
навыков
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые
для формирования грамматических
навыков
3.2 Мониторинг уровня
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких
аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика
занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика.
Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также
распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством
формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются
грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений.
Результаты нашего анализа
выявили необходимость в
направленных на коммуникацию. Часто в школах преподавание грамматики
ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными
упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической
пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение.
Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на
уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным,
познавательным, чем, например, обучение лексике.
В процессе обучения грамматическим навыкам мы выделим несколько этапов,
которые соответствуют психологическим фазам формирования навыков. На данных
этапах мы построили систему упражнений, т.к. именно умело построенная система
упражнений с учетом психологических особенностей и педагогических принципов
наилучшим образом сформирует грамматические навыки.
В ходе работы мы проведем исследование.
Цель исследования
– показать возможность и
системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и составленная нами
система упражнений.
Предмет исследования – грамматика и грамматические явления иностранного языка.
Гипотеза –
формирование грамматических
коммуникативного подхода, учитывая грамматический минимум и средства
наглядности.
Задачи:
1) Раскрыть психолого-
навыков.
2) Использовать коммуникативный метод.
3) Определить грамматический минимум.
4) Разработать систему упражнений.
5) Использовать нестандартные
приемы с целью повышения
Следует отметить, что структура работы состоит из введения, психолого-
педагогической главы, состоящей из четырех пунктов; методической главы,
состоящей из пяти пунктов; и практической части, в которой дана система
упражнений и мониторинг уровня сформированности грамматических навыков; а
также заключения, литературы из тридцати одного источника, приложения
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1.1 Возрастные особенности развития школьников
Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным
основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий.
Удобным для практического пользования является вы-деление следующих стадий:
раннее, дошкольное детство, младший, средний (подростковый) и старший
школьный возраст, юность. Воспитание эффек-тивно тогда, когда оно
соответствует уровню умственного развития. [21]
Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст)
– переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй
ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и
глубокой перестройкой всего организма. В этот самый короткий по
астрономическому времени период подросток проходит вели-кий путь в своем
развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние
срывы и восхождения он
может обрести чувство
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями
условий, влияющих на личностное развитие ребенка.
Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний
мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах
сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные
игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от
совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
[18]
Отрочество – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со
сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же как у него жизненным
опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Сама дружба и
служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через
дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество,
взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. [17]
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство
личности требуют от отрока обособления от семейного «мы», доселе
поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной
направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «я»
подросток еще не может. У подростка пылкие чувства, подчас никто не может
остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот
миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми.
Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои
отношения с семьей. [17] Существенную роль играют отношения между средой и
воспитанием. Среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане ее
влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности,
духовных) ценностей, выполняющих
роль условий становления
личности. Одни условия образуют
освоенную социально-бытовую
окружение детей, люди или культурные ценности, средства общения и
деятельности или факторы, причины психологического развития. [21]
Самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой
период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период,
поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные
установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном
возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного
поведения. Главные мотивационные
линии этого возрастного
активным стремлением
к личностному
самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка
появляется и усиливается стремление быть похожим на старших. Видя проявление
качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им.
Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что
и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более
серьезно и требовательно.
В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии
личности, т.е. оно становится управляемым, начинает обслуживать
многочисленные потребности
интеллектуального и
самосовершенствования ребенка. [18]
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает
роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и
эмоциями.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем
восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а
иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностью.
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – его
специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень
увлекают подростков, и
они могут долго
или явлении.
Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится
причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая
организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни
желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. [22]
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает
такого уровня, что они
оказываются практически
видов умственной работы взрослого человека.
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного
развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями и самоанализом.
Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого
уровня, что ребенок переходит
преимущественному
памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Исследования памяти
детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать – значит,
мыслить.
В данном возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде
всего, мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в
результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации
мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект в своих
высших проявлениях становится речевым, а речь интеллектуализированной.
Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный
процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного
мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе.
Интеллектуальное развитие детей можно ускорить по трем направлениям:
понятийный строй мышления, речевой интеллект и внутренний план действий.
Следует заметить, что в средних классах школы учащиеся не должны механически
учить и повторять застывшие определения научных понятий. Скорее следует
добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих
понятий. Это, несомненно, ускорит процесс развития понятийной структуры
мышления у старшеклассников.
Всю работу по интеллектуальному развитию подростков необходимо вести
Информация о работе Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе