Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:57, дипломная работа
Цель исследования – показать возможность и необходимость использования
системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и составленная нами
система упражнений.
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические особенности
формирования грамматических навыков 6
1.1 Возрастные особенности развития школьников 6
1.2 Организация обучения при формировании практических
навыков 10
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей
технологии в процессе формирования навыков 13
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе
в средней школе 17
Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского
языка на начальном этапе в средней школе 21
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость
изучения грамматики иностранного языка 21
2.2 Составляющие, необходимые при формировании
грамматических навыков 24
2.3 Характеристика грамматических навыков и
их этапы формирования 28
2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике 32
2.5 Использование символов и средств наглядности в работе
при формировании лексических и грамматических умений 37
Глава 3 Система упражнений, направленная на
формирование грамматических навыков 41
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые
для формирования грамматических навыков 41
3.2 Мониторинг уровня сформированности языковых навыков 46
Заключение 50
Литература 51
грамматики разговорного языка. [12]
2.5 Использование символов
и средств наглядности в
лексических и грамматических умений
В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в
обучении лексике и грамматике. Символическое изображение слов и даже
словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого
материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и
формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает
средством концентрации воспринимаемого материала. Выражение в символах
грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как
переход к теоретическому
воспроизведению
высказывания, его структуры, созданию модели высказывания.
Е.И. Пассов делает вывод о том, что должна наблюдаться некая пропорция между
работой памяти и мышления у дошкольника. Например, если используются разные
приемы запоминания
механические и логические, непосредственные и опосредованные (символы, знаки,
жесты, опорные сигналы и т.д.) – и организуется деятельность детей с этим
языковым материалом, то развиваются интеллектуальные функции анализа и
синтеза, формируются языковые обобщения, выделяются языковые абстракции в
виде знаков, схем, правил, т.е. совершенствуется мышление ребенка.
Создание образно-
первичной грамматике (существительное – треугольник, модальный глагол – круг,
смысловой глагол – прямоугольник и т.д.) имеет особое вспомогательное
значение в раннем обучении иностранному языку, поскольку при исследовании
уровня умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
из всей совокупности показателей, определяющих этот уровень, в первую очередь
выделяется показатель развития наглядно-образного мышления, которое наиболее
интенсивно развивается в этом возрасте.
В целях планирования высказывания для выражения коммуникативного намерения
говорящего нами использовались
персонифицированные и
(См. Приложение В, рис. 1, 2, 3). Их целесообразно использовать, так как они
имеют личностную окраску эмоциями говорящего.
Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно
использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На
линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных,
прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от
прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет
показать изменение
вопросительного. [26] (См. Приложение В, рис. 4)
Исследования профессора П.Я. Гальперина в области формирования умственных
действий показали, что в процессе овладения умственными действиями (в том
числе грамматическими) первоначально
развернутая словесная
должна быть подвергнута «свертыванию», в результате чего в сознании
фиксируются только опорные «вехи» усваиваемого действия. Без такого
«свертывания» первоначальная формулировка может так и не перейти во
внутренний план (интериоризация грамматического действия не произойдет).
Следует, что «сворачивание» правил целесообразно осуществлять путем перевода
словесных формулировок в структурные формулы. Так, например, описание личной
формы глагола в Present Continuous может быть «свернуто» в виде формулы:
am
Present Continuous = S + is Ving
are
где S – подлежащее, а V – основа инфинитива. Использование формул позволяет
наглядно провести обобщение материала.
Обучение грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким
использованием графической наглядности. В качестве примера можно указать на
возможности использования в обучении глаголу так называемой «шкалы времен»
для объяснения соотнесенности временных форм. «Момент говорения» (настоящее
время) обозначается на шкале нулем. Действия, совершившиеся до этого момента,
откладываются с левой стороны шкалы (-∞), действия, которые совершатся
в будущем, - с правой (+∞):
-∞ Past Present Future
+∞
0
Тогда действие, выраженное, скажем, во времени Future Indefinite, может быть
наглядно представлено на шкале следующим образом:
-∞ Past Ind. Present Ind. Future Ind. +∞
0
Как показывает многолетний опыт обучения языкам, использование структурных
формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений,
так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты. [1]
Использование наглядности не исключает, а предполагает активную мыслительную
деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и
синтетической форм мышления. Подобного рода символические наглядности
помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие
предложения, способствуют формированию всех видов навыков, а также
грамматических и использовать их в речи. [31]
ГЛАВА 3 СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые для формирования
грамматических навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью
практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех
операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения
мыслей на иностранном языке. [25]
Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам
состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с
ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключается в
том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим
материалом как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.
Грамматические упражнения в данной системе отвечали следующим основным
требованиям:
1. Обучать действиям с грамматическим материалом.
2. Отражать психофизиологические
и лингвистические
видов речевой деятельности.
3. Иметь коммуникативную направленность.
4. Располагаться в порядке от более легких к более трудным.
5. Активизировать умственную
деятельность обучающихся (
задачи).
6. Содержать разнообразные задания.
В ходе нашей работы подверглись анализу некоторые методики обучения
иностранных языков, а именно системы упражнений. Благодаря чему мы составили
некую систему упражнений (см. прил. В, рис. 5), в которой показали все
основные упражнения и применение их на практике (см. прил. А).
Для овладения любой деятельностью требуется тренировка, однако она не дает
надежного эффекта, если не дополняется достаточно всесторонней практикой.
Отсюда следует, что для овладения речью требуются: речевая практика и
предшествующая ей целеустремленная и тщательная тренировка.
Учитывая все это, мы получили основные классификации упражнений.
В зависимости от того, насколько далеко продвинулся учащийся в овладении
навыками и умениями оперирования данной дозой материала для речи, упражнения
могут носить либо характер тренировки, далее языковые, или, по другой
терминологии, тренировочные, подготовительные, аналитические, первичные,
элементарные, некоммуникативные, аспектные «дриллы». Либо характер речевой
практики, далее речевые, или, синтетические, коммуникативные,
ситуативные, творческие. [2]
Языковые упражнения направлены
на выработку у учащегося
навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью
является подготовка ученика к дальнейшей речевой деятельности.
Особое внимание следует обратить на подбор языкового материала. Этот материал
не должен объединяться определенной лексико-грамматической темой.
Грамматические или
материале достаточное количество раз, чтобы дать возможность учащимся
наблюдать и обобщать эти явления.
Упражнение должно соблюдать лишь одну трудность (данную лексико-
грамматическую тему) и не иметь дополнительных трудностей.
Языковые упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения
иностранному языку, так как определенным навыком легче овладеть в
отдельности.
Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой
прочностью и гибкостью. Поэтому следует всячески способствовать тому, чтобы
учащийся хорошо уяснил себе особенности прорабатываемого языкового материала.
В связи с этим характерной чертой языковых упражнений должно быть
многократное предъявление речевого образца и разнообразие типов и видов этих
упражнений.
В рамках классификации «тренировка – практика» в языковых упражнениях можно
различать с точки зрения развития процесса становления речевых умений:
Первичные упражнения,
которые следуют
имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навыков.
По характеру операций с речевым материалом, осуществляемых учащимися, можно
различать:
Элементарно-рецептивные упражнения. Они состоят в опознавании бывших в
опыте учащихся единиц речи при слушании и чтении.
Необходимо придерживаться следующей последовательности в методических
действиях при ознакомлении
обучаемых с рецептивным
[34]:
1. Предъявление нового
грамматического явления на
Examples:
a) Read the sentences and find the difference.
b) Read the sentences and find with the new grammar tense one.
2. Установление значения
нового грамматического
нескольких письменных контекстов.
Ex.:
a) Translate into Russian.
b) What the Present Tense consists of?
3. Формулировка правила,
включающего указания на
признаки нового грамматического явления.
Элементарно-рецептивным
упражнениям сопутствует
усваиваемого материала уже усвоенному в целях различения того, что может быть
ошибочно отождествлено.
Репродуктивные упражнения состоят в устном и письменном (или только
устном) воспроизведении бывших в нашем опыте единиц материала для речи или их
комплексов.
Ex.:
a) Compare the usage of Present Tense and Past Tense and find the difference.
b) Find the all Present Tenses in the text.
c) Determine the mean of Past Tenses.
d) Tell me, please, what tense will you choose in this situation?.
Как видно, элементарно-рецептивные операции здесь тесно связаны с
репродуктивными и наоборот.
Вторичные предречевые упражнения. Эти упражнения предназначены для
дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения вырабатывающихся
навыков в процессе реализации вторичных умений.
Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление все еще
сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные
упражнения все еще
относятся к области
Комбинаторно-рецептивные
упражнения состоят в
элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с
целью понимания высказываний.
Тренировка рецептивного
грамматического материала
ряда дифференцировочных, подстановочных и трансформационных упражнений. [11]
Дифференцировочные упражнения.
Ex.: a) Determine the mean and the necessity of this tense in the sentence.
b) Listen, repeat, compare and find the difference in the sentences.
Подстановочные упражнения.
Ex.: a) Complete the table (sentences).
b) Using the model, change the sentences.
c) Make the sentences with the help of the table (model).
d) Match the names and the professions.
Трансформационные упражнения.
Ex.: a) Read and change the Present Tense on the Present Progressive Tense.
b) Read and answer using the Present Progressive Tense.
c) Complete the sentences using the phrase in brackets.
Продуктивные упражнения состоят в воспроизведении и сочетании в
соответствии с речевой ситуацией усвоенных единиц речи для устного или
письменного выражения мыслей.
Ex.: a) Listen and repeat.
b) Tell, please, what did you do?
Подстановочные упражнения.
Ex.: a) Make the phrase, using the table.
b) Make the sentences, using the verbs in brackets.
c) Answer the question, using the model.
Трансформационные упражнения.
Ex.: a) Listen and say the phrases by another way.
b) Write the story in Present Progressive Tense.
c) Ask politely for some biscuits.
d) Work in pairs. Tell your classmate where the man is going. He/she must
show it on the map. Than change.
Упражнения игрового характера.
Ex.: a) Repeat the phrase and make the step on each word.
b)Describe any of the rooms to your classmate. Your classmate must draw the
room. Then compare the picture and the drawing.
Речевые упражнения – направлены на выработку у учащегося нового сложного
умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления
языковой коммуникации.
Упражнения постепенно становятся все более творческими и все больше
приближаются к естественному акту речи.
Комбинаторно-рецептивные
упражнения состоят в
анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на
Информация о работе Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе