Использование мультимедийных обучающих программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:44, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….. .3

Глава I. Использование новых информационных технологий при обучении иностранным языкам ……………...………….………………….….6
1.1. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков …………………………………………..…..8
1.2. Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам ……………………………………………………………………………..15
1.3. Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка …………………………………………………………………...………….21
Выводы по I главе ……………………………………...……………………….26

Глава II. Место мультимедийных обучающих программ на уроках немецкого языка ……………………………………………………..………….27
2.1. Характеристика мультимедийных обучающих программ для изучения немецкого языка ……………………………………………………….…………27
2.2. Возможности использования учителем программы «Hot Potatoes» для создания интерактивных заданий …………………………………...…………..39
2.3. Практическое использование мультимедийных программ на уроке немецкого языка. Развернутый план урока для 7 класса по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes » с использованием мультимедийного диска «Freizeit-Tips Deutschland»…………….......................................…………44
Выводы по II главе …………………………………………………….……… .47

Заключение ………………………………………………………..……….…….48
Библиография……………………………………………...………..……….…..50
Приложение ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических достоинствах компьютерного обучения. Уже более 10 лет назад преподаватели начали применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащегося в ходе выполнения упражнения. Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Школьники могут допускать любое количество ошибок, не испытывая при этом терпение компьютера, и тратят время только на исправление, анализ собственных ошибок и могут не слушать, как учитель снова объясняет уже знакомый материал [17, 183].

Каждый преподаватель  понимает огромное значение практики при овладении ИЯ. В учебном  процессе недостаточно произнести фразу  один раз, ее необходимо повторить несколько раз. При этом желательно менять ее языковое оформление так, чтобы более четко выявить содержание. Программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные конструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контекст.

Здесь мы вплотную подошли  к техническим преимуществам  обучения ИЯ при помощи компьютера. В течение последних нескольких лет компьютерное обучение привлекло к себе внимание специалистов в области искусственного интеллекта, и были предприняты попытки создания программ, которое бы успешно справлялись с компьютерным переводом. Надо отметить, что сейчас существует несколько программ, достаточно точно выполняющих технический перевод. Однако перевод художественных текстов все чаще преследует множество сложностей. По этому принципу создавались программы проверки грамматики и орфографии. Что касается обучения устной речи, которое долгое время оставалась слабым местом компьютерного обучения ИЯ, в этой области резкий сдвиг наметился после разработки мультимедийных устройств – целого ряда устройств, значительно расширяющих возможности компьютера. В частности, использование CD-Rom-дисков позволяет хранить и использовать намного больше информации, чем раньше. Теперь компьютер может воспроизводить запись отдельных слов, фраз и целых текстов. Звуковые карты также позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка или увидеть на мониторе диаграмму своей записи. Большинство программ позволяют также варьировать темп речи, «произносимой» компьютером. Графические возможности компьютера еще более выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют представить любой вид деятельности в виде картинок или анимации. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе позволяют ассоциировать фразу на ИЯ непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. Кроме того, мультипликация  привлекает интерес учащихся и создает необходимую мотивацию.

Как уже было сказано  выше, компьютер является прекрасным средством интерактивного общения  между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, соединяющая несколько машин в одном учебном заведении, так и Интернет – глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему миру. Сеть позволяет компьютерам обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео.

Образовательное значение Интернет заключает в себе два аспекта:

    1. поддержка связи с абонентами во всем мире;
    2. доступ к удаленным источникам информации и международным библиотекам.

В наши дни ребенок  может иметь друзей по компьютерной переписке во всех частях света, причем электронные письма доходят до адресата практически  мгновенно. В то же время  в архивах Интернет хранятся результаты научных исследований тысяч педагогов из разных стран и компьютерные издания международных журналов для преподавателей ИЯ. По сети можно получить как сведения о новых обучающих программах, так и сами программы.

Еще одно новшество в  компьютерной технологии – это интерактивное видео. Программа представляет собой фильм на ИЯ. Учащийся реагирует на ситуации, предлагаемые компьютером (отвечает на вопросы героев фильма, руководит их действиями), и таким образом изменяет сценарий и как бы сам участвует в развитии событий.

Не менее значимое преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей, для того чтобы они могли наиболее эффективно использовать новые технологии обучения.

Одним из недостатков  компьютерного обучения на раннем этапе была слабая координированность между методистами и программистами. Преподаватели пытались вводить компьютерные технологии в обучении, не имея достаточных знаний в области вычислительной техники, а специалисты по компьютерам имели слабое представление о методике преподавания ИЯ. По мере того, как возрастал интерес к компьютерному обучению, многие энтузиасты с горечью обнаруживали, что тратили огромное количество сил и времени на «изобретения велосипеда» только из-за того, что не имели возможность ознакомиться с результатами своих коллег. В результате возникла потребность в специализированных журналах и книгах, из которых заинтересованный преподаватель мог бы почерпнуть информацию о новых методиках, программах и технических возможностях. И здесь Интернет стал незаменимым помощником учителя.

Компьютеры разрешили  столько проблем человечества. Тот  огромный потенциал, которым обладает компьютерное обучение, используется далеко не полностью из-за проблем, связанных с относительной новизной этого метода. Прежде всего, это недостаток качественного программного обеспечения, обусловленный тем, что не разработаны пока четкие стандарты и критерии эффективности. В значительной степени компьютер чаще всего применяется для того, что уже и раньше делалось с помощью других средств. Это вызвано и пренебрежительным порой отношением создателей программ к теории обучения ИЯ.

Основным недостатком  компьютерного обучения до сих пор  остается невозможность прямого  устного диалога с компьютером. Однако технический прогресс в этой области дает нам возможность уверенно рассчитывать на то, что программы распознавания речи станут в скором времени неотъемлемой частью программ, обучающих ИЯ [9, 96].

Наибольшую трудность  представляют проблемы, возникающие  на административном и преподавательском уровне и связанные  с введением компьютерного обучения в учебный процесс. В целом этот процесс можно охарактеризовать как сопротивление переменам. Применение компьютера в обучении требует изменения подхода со стороны учителя и организационных изменений со стороны администрации учебного заведения. Большинство педагогов, получивших гуманитарное образование, не умеют пользоваться компьютером, и мысль о необходимости его применения вызывает у них неприятные эмоции. Преподавателям ИЯ необходимо понять, что компьютерное обучение предназначено для того, чтобы помочь им, освободив от долгих объяснений и рутинной работы, но никак не заменить учителя.

Изменив отношение к  компьютеру, педагог сможет большую  часть урока посвятить упражнениям, которые стимулируют реальное общение, что является целью коммуникативного подхода в обучении ИЯ.

Для эффективного использования  всех возможностей компьютерного обучения можно выделить следующие варианты интегрирования новых технологий в учебную программу:

  1. Весь курс обучения может быть реализован при помощи компьютера, хотя многие учителя придерживаются мнения, что машина, таким образом, заменит их. Такие курсы встречаются довольно редко. Они оказались менее эффективны, чем те, в которых предполагается более тесное сотрудничество педагога и учащегося. В некоторых случаях, однако, полностью компьютерный курс может стать наиболее верным выбором: при заочной форме обучения или для изучения редких языков, преподавателей которых трудно найти.
  2. Наиболее предпочтительным представляется использование отдельных компьютерных программ в качестве неразрывного компонента учебной программы наравне с традиционными материалами. Как показывает опыт преподавателей, использующих такие компьютерные программы, им следует отвести:

1) ограниченное место (компьютер не может заменить необходимого человеческого общения, которое требуется для уверенного владения) и

2) непременно ввести  контроль за обязательным выполнением  заданий (для воспитания серьезного  отношения к учебе).

Развитие компьютерного обучения непосредственно связано с прогрессом во всех областях  информатики. Увеличение объема памяти оставляет больше места для более сложных программ, более качественную графику и анимацию. Увеличение возможности звуковых карт приведет к созданию «разговорных программ», с помощью которых  учащийся и машина смогут «разговаривать» на определенную тему на ИЯ.

Вероятно, что уже в  ближайшем будущем будут созданы  программы, способные глубже оценивать  ответы учащихся и представлять подробное  объяснение ошибки с лингвистической, страноведческой и прагматической точек зрения, а также предложения по их исправлению.

Еще больше возрастет  роль локальных компьютерных сетей, которые позволят объединить в единую систему все компьютеры в классе, чтобы ученики могли работать вместе и посылать сообщения преподавателю[28, 18 – 21].

Таким образом, Интернет представляет собой неисчерпаемый ресурс новых возможностей для обучения ИЯ. Пользование Интернетом дает возможность проводить уроки по сети в реальном времени. Сетевые классы можно будет составлять из учеников с разных континентов. Уже сейчас все больше и больше людей свободно пользуются сетями Интернет, и уже скоро эти возможности станут доступны каждому.

Одним из последних изобретений  в области компьютерных технологий стала виртуальная реальность. Ее применение для обучения ИЯ представляется несколько более отдаленным в будущее по сравнению с применением Интернет. Ученики будут не только наблюдать за ходом обучающей программы компьютера на экране монитора, а в прямом смысле участвовать во всех событиях. Задача создания эффекта реального присутствия в вымышленной (виртуальной) ситуации всегда стояла перед преподавателями ИЯ и решалась сначала с помощью ролевых игр и видеофильмов, а затем и компьютерных интерактивных программ.

 

 

 

1.2. Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам

Использование компьютерных технологий обучения в наше время  имеет огромное значение, благодаря  новым возможностям. XXI век – век  информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И главная задача – научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе в рамках средней школы. Компьютер может выполнять многие функции и его часто сравнивают с искусственным интеллектом.

Внедрение современной  компьютерной техники и средств  передачи информации в различные  сферы человеческой деятельности привело  к появлению принципиально новых  способов осуществления этой деятельности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии (НИТ).

Широкие перспективы  для НИТ открываются и в  педагогической области. Использование НИТ в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики.

Стремление прогрессивных  педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем  использования возможностей НИТ вызывает к жизни и новые формы обучения [1, 73; 39].

Информационные  технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».

Некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде  не были теоретически или практически решены и, если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства и Интернет)» [13, 184; 34, 58].

Можно выделить несколько  возможностей использования информационных технологий:

  1. для поиска литературы

а) в электронном  каталоге библиотеки учебного заведения;

б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);

  1. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
  2. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);
  3. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);
  4. для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);
  5. для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);
  6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
  7. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Информация о работе Использование мультимедийных обучающих программ