Использование мультимедийных обучающих программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:44, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….. .3

Глава I. Использование новых информационных технологий при обучении иностранным языкам ……………...………….………………….….6
1.1. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков …………………………………………..…..8
1.2. Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам ……………………………………………………………………………..15
1.3. Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка …………………………………………………………………...………….21
Выводы по I главе ……………………………………...……………………….26

Глава II. Место мультимедийных обучающих программ на уроках немецкого языка ……………………………………………………..………….27
2.1. Характеристика мультимедийных обучающих программ для изучения немецкого языка ……………………………………………………….…………27
2.2. Возможности использования учителем программы «Hot Potatoes» для создания интерактивных заданий …………………………………...…………..39
2.3. Практическое использование мультимедийных программ на уроке немецкого языка. Развернутый план урока для 7 класса по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes » с использованием мультимедийного диска «Freizeit-Tips Deutschland»…………….......................................…………44
Выводы по II главе …………………………………………………….……… .47

Заключение ………………………………………………………..……….…….48
Библиография……………………………………………...………..……….…..50
Приложение ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияют на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках иностранного языка.

Работа с компьютером  не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность  регулировать предъявление учебных  задач по степени трудности, поощрение  правильных решений. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Глава II. Место мультимедийных обучающих программ на уроках немецкого языка

Наиболее эффективной является такая форма обучения, когда процесс обучения тесно связан с активной деятельностью самого ученика. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка – один из видов такой организации учебного процесса. Особенно успешно обучение иностранному языку стало развиваться с популяризацией обучающих мультимеийных программ и сети Интернет.

Разнообразие  тем, видов деятельности, красочность  и увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают обучение иностранному языку в живой, творческий, естественный процесс.

 

2.1. Характеристика  мультимедийных обучающих программ  для изучения немецкого языка

Использование компьютера на уроке иностранного языка чаще всего сводится к применению компьютерных обучающих программ. К формам работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка относятся:

  1. Изучение лексики:

при введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д.;

  1. Отработка произношения:

многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности;

  1. Обучение диалогической речи:
        1. I этап - знакомство с диалогом,
        2. II этап - разучивание диалога,
        3. III этап - инсценирование диалога;
  2. Обучение письму:

этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание немецких слов и освоение клавиатуры;

  1. Отработка грамматических явлений:

все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур [23, 33 – 34; 39].

В ходе работы над проблемой использования мултимедийных обучающих программ автором данного исследования были проанализированы следующие мультимедийные диски:

  1. Самоучитель немецкого языка «Deutsch Gold 2000»;
  2. Курс немецкого языка «Tell me more»;
  3. Курс немецкого языка «Deutsch Platinum deluxe»;
  4. Интерактивный курс «Euro Talk interactive»;
  5. Мультимедийный курс немецкого языка«НЕсерьезные уроки. Немецкий. Шаг 1-3»;
  6. CD-Rom «Gutes Deutsch perfekt beherrschen»;
  7. CD-Rom «Das multimediale Lexikon der Tiere»;
  8. CD-Rom «Reise zu den Planeten»;
  9. CD-Rom «Freizeit-tips Deutschland».

Теперь рассмотрим названные  выше мультимедийные программы обучения немецкому языку более подробно.

Мультимедийный самоучитель немецкого языка «Deutsch Gold 2000» максимально приближает пользователя к условиям полного погружения в языковую среду.

Всевозможные жизненные  ситуации представлены в диалоговом разделе. Здесь учащийся слышит немецкую речь, пытается ее понять, переводит, говорит, пишет диктанты, параллельно пополняя словарный запас и знакомясь с грамматическими формами. И все это в 144 диалоговых уроках, а также в полнометражном фильме на немецком языке.

Грамматический раздел курса представлен теоретическим  материалом и упражнениями по отработке  навыков письменной речи. Система  постоянно контролирует учащегося, оперативно отображая успеваемость.

12000 слов (из которых  3000 иллюстрированы) и четыре этапа их освоения представлены в разделе пополнения словарного запаса. Учащийся многократно видит, слышит, пишет и произносит слова под постоянным контролем виртуального учителя. Раздел снабжен поисковой системой, любое слово и его перевод можно без труда найти в озвученном и иллюстрированном словаре, введя его с клавиатуры.

Немецкая фонетика представлена в курсе отдельной обучающей  системой. Он включает в себя теоретический материал и упражнения по проработке каждого звука, интонации, ударений, скорости и ритмичности речи.

Объем учебного материала  рассчитан на непрерывные занятия в течение полутора лет. Занимаясь по два часа ежедневно, учащийся уже через три месяца сможет общаться на немецком языке.

Самоучитель «Deutsch Gold 2000» представляет собой комплексное пособие по немецкому языку. Все подсистемы курса (диалоги, словарь, фильм, грамматика) интегрированы в единую обучающую систему, и в отличие от многих аналогов, данная программа динамически и равномерно развивает все аспекты языка взаимосвязано, а не разрознено.

Программа «Deutsch Gold 2000» будет полезна всем – и начинающим, и продолжающим изучение немецкого языка. Начинающие смогут приобрести базовый словарный состав, изучить грамматические правила и фонетику немецкого языка, научатся легко понимать речь и тексты на немецком языке и смогут общаться на бытовые темы. Знающие немецкий язык смогут существенно пополнить словарный запас, а благодаря специальной методике проговариваемого диалога улучшат ритмичность и скорость произношения.

Программа «Deutsch Gold 2000» снабжена уникальной системой  контроля и координации учебного процесса, которая состоит из системы сбора статистики успеваемости каждого пользователя по всем разделам, и системы администрирования, которая позволяет привилегированному пользователю отслеживать успеваемость всех пользователей курса и гибко настраивать индивидуальные уровни сложности для каждого из них.

Приложением к диску  является мультимедийный учебник немецкого  языка «Deutsch Gold 2000», в котором более подробно описана методика работы с данным диском.

Курс немецкого языка – «Tell me more» состоит из трех дисков:

  1. Курс для начинающих.
  2. Курс для продолжающих изучать язык.
  3. Курс для желающих улучшить свои знания.

Первый курс рекомендуется начинающим изучать немецкий язык впервые или для тех, кто учил язык в школе, но основательно его забыл. Этот курс содержит базовые упражнения, грамматические объяснения и игры, которые помогут начать говорить на немецком языке. Второй и третий курсы предназначены для тех, кто хотел бы развить и закрепить свои навыки в разговорном и письменном немецком. Здесь предусмотрены различные задания на аудирование, тесты, интерактивные диалоги и ролевые игры.

Первый курс состоит из 8 глав по 7-8 уроков каждый. Каждый урок состоит из 5-7 заданий. Второй и третий курсы состоят из 12 глав по 6-7 уроков. Каждый урок состоит из 6-8 заданий. Особенностями курса, выделяющими его среди аналогичных программ, является использование интерактивных диалогов, ролевых игр и системы распознавания речи ViaVoice от компании IBM. Каждый уровень содержит подробную русифицированную инструкцию по работе с программой в формате Adobe Acrobat. Прохождение начального уровня обеспечивает твердое знание основ языка и возможность поддержать беседу на простые темы. Программа среднего уровня позволяет научиться читать художественную литературу и свободно общаться на немецком языке в любой бытовой ситуации. Освоение продвинутого уровня дает возможность понимать на слух теле- и радиопередачи и участвовать в беседе с носителями языка на любую тему.

Основой курса служат интерактивные многоуровневые диалоги, в которых обыгрываются распространенные ситуации бытового и делового общения. Программа позволяет вести с  компьютером свободный диалог, развитие которого зависит от ответов учащегося.

Упражнения курса развивают все речевые навыки: устную и письменную речь, чтение и аудирование, расширяют словарный запас и закрепляют знание грамматических правил. Обширный грамматический справочник с примерами представлен на русском и немецком языках.

Видеосюжеты сопровождаются немецким текстом и его русским переводом. Такая визуальная поддержка облегчает понимание текста и развивает навык восприятия устной речи. В качестве усложненного задания программа предлагает просмотреть видеосюжет в полноэкранном режиме без текстовой поддержки.

Немецко-русский словарь  активной лексики курса состоит более чем из 8000 озвученных слов. Всплывающий перевод слов облегчает работу с текстами видеосюжетов и диалогов. В программе используются такие передовые технологии, как система распознавания речи, средства визуализации произношения, трехмерная анимация, система выявления ошибок устной речи.

Использование технологии распознавания речи позволяет вести  устный диалог с компьютером, произнося  свои ответы в микрофон. Программа отображает устную речь в виде графика звуковой волны и высоты тона. Сравнение своего графика с образцом помогает совершенствовать произношение и интонацию.

Для постановки правильного  произношения используются трехмерные анимации, наглядно изображающие работу органов речи в процессе образования отдельных звуков и сопровождающиеся комментариями. При отработке произношения программа отслеживает неправильно произнесенные слова, используя эксклюзивную технологию S.E.T.S. (Spoken Error Tracking System).

Наличие двух режимов обучения – «свободного» и «управляемого» – позволяет выбрать оптимальную схему обучения. В управляемом режиме программой составляется комплекс упражнений и график занятий в соответствии с исходным уровнем владения языком, целями обучения и располагаемым временем. В свободном режиме учащийся самостоятельно выбирает задания. Во время обучения можно менять настройки программы. 
      Для совершенствования знания немецкого языка и закрепления изученного материала программа предлагает посетить лингвистические сайты, отобранные авторами программы специально для учеников TeLL me More®. Сайты сгруппированы по темам, сложности и популярности. 
Особенностями данного продукта являются:

  • Около 200 часов интенсивных занятий;
  • 24 типа заданий;
  • Более 1 000 упражнений;
  • Около 600 полных предложений в интерактивных диалогах;
  • Видеосюжеты сопровождаются немецким текстом и его русским переводом;
  • Озвученный немецко-русский словарь;
  • Обширный грамматический справочник;
  • Два режима обучения – «свободный» и «управляемый».

Курс немецкого языка Deutsch Platinum deluxe предназначен для самостоятельного и быстрого изучения немецкого языка. Методика курса разработана специально для компьютерного обучения. Все лингофонные материалы озвучены дикторами – носителями языка. Объем учебного материала в курсе достаточен для непрерывных занятий в течение года, а при интенсивном обучении создатели курса обещают освоение языка за 3-4 месяца.

Обучающийся сможет корректировать свое произношение с помощью компьютера, быстро и правильно конструировать простые фразы и сложные предложения на немецком языке, писать диктанты, изучите грамматику и фонетику немецкого языка, сможет контролировать успешность процесса обучения и выучить в кратчайшие сроки до 10000 слов. Благодаря эргономичному интерфейсу, можно произвольно, в удобной последовательности, перемещаться по разделам курса, составляющим единую систему.

Создатели программы  выделяют следующие особенности:

  • 10000 озвученных слов в словаре;
  • Компьютерный контроль правописания и произношения;
  • Система сбора и обработки статистики успеваемости;
  • Интегрируя всех частей курса в единую среду;
  • Практические упражнения по грамматике;
  • Курс озвучен дикторами-носителями языка;

Информация о работе Использование мультимедийных обучающих программ