Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:44, дипломная работа
Актуальность исследования. Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Введение………………………………………………………………….……….. .3
Глава I. Использование новых информационных технологий при обучении иностранным языкам ……………...………….………………….….6
1.1. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков …………………………………………..…..8
1.2. Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам ……………………………………………………………………………..15
1.3. Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка …………………………………………………………………...………….21
Выводы по I главе ……………………………………...……………………….26
Глава II. Место мультимедийных обучающих программ на уроках немецкого языка ……………………………………………………..………….27
2.1. Характеристика мультимедийных обучающих программ для изучения немецкого языка ……………………………………………………….…………27
2.2. Возможности использования учителем программы «Hot Potatoes» для создания интерактивных заданий …………………………………...…………..39
2.3. Практическое использование мультимедийных программ на уроке немецкого языка. Развернутый план урока для 7 класса по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes » с использованием мультимедийного диска «Freizeit-Tips Deutschland»…………….......................................…………44
Выводы по II главе …………………………………………………….……… .47
Заключение ………………………………………………………..……….…….48
Библиография……………………………………………...………..……….…..50
Приложение ………………………………………………
Информационные технологии могут оказать значительную помощь в создании эффективного процесса обучения по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий.
В настоящее время
внедрение персонального
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многообразно. Он может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию.
При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах:
Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что особенно ценно, потому что знания, полученные в готовом виде, очень часто не остаются в памяти. Использование компьютеров и мультимедийных средств на уроках иностранного языка – потребность времени. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Изучение иностранного языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей [23, 33 – 34].
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемой в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
В практике применения компьютера в учебном процессе подчеркивается его обучающая функция. Компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.
Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычайно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Он может создавать
оптимальные условия для
Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть «собеседником» обучаемого, т.е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с помощью графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение.
Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.
Таким образом, отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.
Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. Но при работе с использованием компьютеров необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – «изображения» движутся, разговаривают на иностранном языке, задают вопросы и т.д. Ученик активен во время урока, делает все с радостью. Учителю же в этом случае приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и текстов. Учитель выполняет перенос подготовленного им материала на все компьютеры, чтобы в определенный момент на уроке учащиеся могли сесть за определенные компьютеры, найти и открыть нужную папку в «Моих документах», выполнить, например, тест по аудированию или чтению. Выполнение этих действий делает процесс обучения разнообразным, а использование компьютеров на уроках приносят радость и удовлетворение. Кроме того, использование компьютеров на уроках вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи [40; 26,5].
1.3 Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях. Они имеют возможность, например, получить информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Стоит заметить, что достоинств у компьютерного обучения не мало, однако нельзя злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств. Что касается критерия полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии [39; 41].
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.
Применяя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения
аудирования на основе
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
- пополнять свой словарный
запас, как активный, так и пассивный,
лексикой современного
- знакомиться с
Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении иностранному языку, следует выделить следующие как наиболее эффективные:
Решить задачу социокультурной
компетенции учителю
Работая в Интернет, дети начинают относиться к иностранному языку иначе: он перестает быть просто учебным предметом, а становится средством общения. Ведь здесь ребенок может непосредственно прикоснуться к жизни другой страны: почитать местные немецкие газеты, послушать радио, найти друга по переписке или пообщаться в чате.
Аутентичный материал Интернета является хорошим средством мотивации учебной деятельности. Знакомство с таким материалом, отражающим разные стороны жизни народа, позволяет учащимся постичь дух нации, узнать о жизни сверстников за рубежом. Все это подталкивает их к изучению иностранного языка [41].
Таким образом, самое простое применение Интернета – это использование его как источника дополнительного материала для преподавания и подготовки к занятию. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение иностранному языку меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. Например, сайт http://www.inopressa.ru. На этом сайте представлены переводы наиболее интересных статей о России из иностранных газет [24, 437 – 438; 41].
Выводы по I главе
Новые информационные технологии в средней школе – это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, так и Интернет – глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему миру. Сеть позволяет компьютерам обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео.
Информация о работе Использование мультимедийных обучающих программ