Использование мультимедийных обучающих программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:44, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….. .3

Глава I. Использование новых информационных технологий при обучении иностранным языкам ……………...………….………………….….6
1.1. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков …………………………………………..…..8
1.2. Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам ……………………………………………………………………………..15
1.3. Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка …………………………………………………………………...………….21
Выводы по I главе ……………………………………...……………………….26

Глава II. Место мультимедийных обучающих программ на уроках немецкого языка ……………………………………………………..………….27
2.1. Характеристика мультимедийных обучающих программ для изучения немецкого языка ……………………………………………………….…………27
2.2. Возможности использования учителем программы «Hot Potatoes» для создания интерактивных заданий …………………………………...…………..39
2.3. Практическое использование мультимедийных программ на уроке немецкого языка. Развернутый план урока для 7 класса по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes » с использованием мультимедийного диска «Freizeit-Tips Deutschland»…………….......................................…………44
Выводы по II главе …………………………………………………….……… .47

Заключение ………………………………………………………..……….…….48
Библиография……………………………………………...………..……….…..50
Приложение ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Выбор типа упражнения производится на этапе преобразования данных в упражнение.

Восстановление  последовательности (JMix). Материалом для упражнения могут быть слова и предложения. Для каждого слова или предложения создается отдельное упражнение.

Адрес веб-сайта  программы http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/. Дополнительная информация на сайте размещена в следующих разделах:

  • часто задаваемые вопросы (FAQ);
  • форум для пользователей программы (Support);
  • учебные материалы (Tutorial) – справочные материалы, методические рекомендации и учебные пособия по работе с программой на различных языках – английском, немецком, польском, эстонском, финском, датском, итальянском, турецком, китайском, японском приведены в разделе "Tutorials" на сайте программы http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/tutorials6.htm;
  • ссылки на веб-сайты с заданиями на разных языках по различным дисциплинам, созданные с помощью программы Hot Potatoes (Hot Pot sites)  можно найти на сайте http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php и на сайте http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/sites6.htm.

Можно создавать  комбинированные задания из упражнений разных типов. Формат хранения заданий RDF соответствует международным стандартам. Также предусмотрена конвертация в формат SCORM. Все это позволяет экспортировать задания в большинство популярных систем дистанционного обучения, такие как WebCT или Moodle [44].

 

2.3. Практическое использование мультимедийных программ на уроке немецкого языка. Развернутый план урока  для 7 класса по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes » с использованием мультимедийного диска «Freizeit-Tips. Deutschland»

 

Тема урока: «Deutsche Städte».

Целевая аудитория: 7 класс.

Цель: Выявление способностей к чтению и к творческому подходу.

Задачи:

1) практические:

- ознакомление  с новым лексическим материалом;

- тренировка  слуховых навыков;

- практика учащихся в устной речи и чтении.

2) общеобразовательные: 

- расширение  филологического и культурного  кругозора учащихся;

- формирование  навыков интеллектуального труда.

3) воспитательные:

- воспитание трудолюбия и активности;

- дальнейшее  формирование интереса к предмету.

4) развивающие:

- развитие речевых  и мыслительных способностей  учащихся.

Языковой и речевой материал:

- новый лексический материал: Tips, die Freizeit, die Sehenswürdigkeit, die Messe, der Zwinger, die Semper-Oper, der Marktplatz, die Ausstellung, der Handel,  das Elbflorenz, die Musikstadt;

- тексты учебника на стр. 52-56;

- стихотворение «Meine Stadt».

Оснащение урока:

1) доска и мел;

2) учебник немецкого языка «Deutsch Schritte 3», И. Л. Бим, стр. 49-56;

3) 4 компьютера;

4) CD-Rom «Freizeit-Tips. Deutschland».

 

Ход  урока.

I. Подготовка учащихся к иноязычной речевой деятельности.

 1. Приветствие:

L. Guten Tag! Nehmt euch Platz.

2. Сообщение задач урока:

L. Heute werden wir über einige deutsche Städte weiter sprechen.

3. Фонетическая  зарядка (7 минут):

Antwortet auf meineFragen:

  • Der wie vielte ist heute?
  • Welcher Wochentag ist heute?
  • Welche Jahreszeit ist es?
  • Ist der Himmel blau oder grau?
  • Regnet es? Scheint es? Windet es?
  • Ist es kalt? Ist es warm?
  • Wer fehlt heute?

Jetzt lesen wir das Gedicht «Meine Stadt» (von Josef Reding):

Meine Stadt ist oft schmutzig;

aber mein kleiner Bruder ist es auch,

und ich mag ihn.

Meine Stadt ist oft laut;

aber meine groβe Schwester ist es auch,

und ich mag sie.

Mene Stadt ist dunkel wie die Stimme meines Vaters

und hell wie die Augen meiner Mutter.

Meine Stadt und ich: wir sind Freunde, die sie kennen.

II. Овладение видами речевой деятельности.

1. Тренировка навыка чтения текста (10 минут):

L: Öffnet Ihr bitte das Buch auf den Seiten 52-55. Wir haben voriges Mal die Texte über 4 deutsche Städte: Leipzig, Nürnberg, Dresden, Weimar gelesen. Jeder von euch hat also eine Stadt gewählt. Wir haben diese Texte schon übersetzt. Jetzt lest Ihr bitte diese Texte zueinander und achtet auf die Intonation. Jhr habt 10 Minuten dafür.

Ученики читают текст. Учитель обращает внимание детей  на правильное интонационное оформление.

2. Выработка навыка самостоятельной работы с текстами в программе «Freizeit-Tips. Deutschland» (20 минут):

 L: Danke schön. Jetzt findet Ihr bitte mehr Information über unsere Städte. Ihr könnt die Programm «Freizeit-Tips Deutschland» auf dem Computer finden.   Eure Aufgabe ist nötige Information auszuschreiben und zu Hause einen Rundfahrttext durch die Stadt zu verfassen.

III. Заключительный.

Итоги урока.

Für heute ist es genug. Ihr habt gut gearbeitet. Die Hausaufgabe für die nächste Stunde ist einen Rundfahrttext zu verfassen. 

Учитель подводит итоги урока и оценивает работу учеников.

 

 

 

Выводы по II главе

Сегодня все  чаще учителя ИЯ, в том числе учителя немецкого языка, подходят творчески к планированию уроков. Этому способствует многообразие предлагаемых методик на образовательном рынке. Мультимедийные обучающие программы могут использоваться любыми пользователями независимо от возраста, статуса, уровня владения немецким языком.  Однако чтобы достигнуть успехов в изучении немецкого языка, необходим комплексный подход: работа с преподавателем, а также самостоятельная работа с мультимедийными дисками и другими учебными пособиями. Использование одних только самоучителей немецкого языка не гарантирует регулярное изучение языка, а значит, не гарантирует и свободное владение им. Поэтому следует отметить важную роль учителя в процессе обучения и его способность к грамотному планированию и использованию новых информационных технологий, в том числе, мультимедийных обучающих программ.

Кроме того, учитель  может пользоваться такими программами, как, например, «Hot Potatoes», которая предоставляет ему возможность самостоятельно создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения. С помощью этой программы можно создать до 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой и графической информации, аудио- и видеоинформации. Использование преподавателем таких компьютерных программ для создания интерактивных упражнений повышают мотивацию учеников к изучению немецкого языка. А возможность составления различных типов контрольных упражнений помогут сделать процесс изучения немецкого языка интересным и разнообразным.

 

Заключение

Современное общество диктует  свои правила, оно требует, чтобы  образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось. В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Но в силу ряда причин (главной из которых является недостаточное финансирование образовательных учреждений) использование информационных компьютерных технологий в процессе образования только начало распространяться. Отсюда вытекает ещё одна проблема – большинство учителей в наших школах были воспитаны не в такой насыщенной информацией среде, как сейчас. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Но не все умеют и считают нужным, пользоваться какими бы то ни было нововведениями. Между тем как современный школьник уже не тот, что был прежде. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках иностранного языка. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования информационных компьютерных технологий учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему в будущем. Отказываясь от использования средств информационных компьютерных технологий на уроках, педагог теряет возможность точной регистрации фактов, хранения  и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных.

Применение компьютера и других информационных компьютерных технологий на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний.

В результате проведенного  дипломного исследования по проблеме использования мультимедийных обучающих программ в системе учебных и внеучебных занятий автором были сделаны следующие выводы:

  1. В практике применения компьютера в учебном процессе подчеркивается его обучающая функция. Компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с  языком и речевым материалом. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика;
  2. Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера и мультимедийных обучающих программ на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка, в том числе и немецкого языка, является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму;
  3. Красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации, присущие мультимедийным обучающим программам способствуют быстрому запоминанию и стимулируют детей к активной работе на уроке. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся.

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. – М. : Просвещение, 1994. – 288 с.
  2. Бабинский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабинский. – М. : Просвещение, 1983. – 658 с.
  3. Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. И. Барменкова // ИЯШ. – 1993. – № 3. – С. 20–25.
  4. Бим И. Л. Шаги 3 : учеб. нем. яз. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Н. А. Артемова. – М. : Просвещение, 1999. – 272 с.
  5. Болгова, Л. А. Немецкий язык и Интернет : Книга для чтения, обсуждения и работы в Сети. Учебное пособие по немецкому языку для продвинутой ступени обучения / Л. А. Болгова. – М. : ИД-МАРТ, 2004. – 56 с.
  6. Владимирова, Л. П. Интернет на уроках иностранного языка / Л. П. Владимирова // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 39–41.
  7. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 198 с.
  8. Зубов, А. В. Информационные технологии в лингвистике / А. В. Зубов. – М. : Просвещение, 2004. – 375 с.
  9. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах) / Т. В. Карамышева. – СПб. : Питер, 2001. – 263 с.
  10. Карпов, А. С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка / А. С. Карпов // ИЯШ. – 2002. – №  4 – С. 73 – 78.
  11. Коноплева, И. С. Компьютерные обучающие системы / И. С. Коноплева, И. С. Чубова // Учитель. – 2007. – № 5. – С. 16 – 17.
  12. Кораблёв, А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кобраблёв // Школа. – 2006. - №2. – С. 37 – 39.
  13. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин – М. : Просвещение, 1980. – 380 с.
  14. Кульневич, С. В. Совсем необычный урок : Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Изд-во “Учитель”, 2001. – 189 с.
  15. Махмутов, М. И. Современный урок: Вопросы теории / М. И. Махмутов. – М. : Педагогика, 1981. – 427 с.
  16. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // ИЯШ. – 2000. – №4. – С. 19 – 14.
  17. Нелунова, Е. Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам / Е. Д. Нелунова. – Якутск : Деловая книга, 2004. – 430 с.
  18. Нелунова, Е. Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе / Е. Д. Нелунова. – Якутск : Деловая книга, 2006. – 380 с.
  19. Онищук, В. А. Урок в современной школе : Пособие для учителя . : 2-е изд., перераб. / В. А. Онищук. – М. : Просвещение, 1986. – 218 с.
  20. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. – М. : Просвещение, 1988. – 320 с.
  21. Пассов, Е. И. Цели обучения иностранному языку : учебное пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова. – Воронеж : НОУ “Интерлингва”, 2002. – 180 с.
  22. Пахомова, Н. Ю. Компьютер в работе педагога / Н. Ю. Пахомова. – М. : Просвещение, 2005. – 180 с.
  23. Петрова, Л. П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени / Л. П. Петрова // ИЯШ. – 2005. – №5. – С. 32 – 34.
  24. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М. : Просвещение, 2001. – 536 с.
  25. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // ИЯШ. – 2001. – №2. – С. 14 – 19.
  26. Полилова, Т. А. Внедрение компьютерных технологий / Т. А. Полилова // ИЯШ. – 1997. – №6. – С. 2 – 7.
  27. Потапова, Р. К. Новые информационные технологии и филология / Р. К. Потапова. – СПб. : Питер, 2004. – 590 с.
  28. Протасеня, Е. П. Компьютерное обучение: за и против / Е. П. Протасеня, Ю. С. Штеменко // ИЯШ. – 1997. – №3. – С. 18 – 21.
  29. Рогова, Р. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М. : Просвещение, 1991. – 624 с.
  30. Самылина, Т. И. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера / Т. И. Самылина, Н. А. Фомина // ИЯШ. – 2003. – №4. – С. 52 – 56.
  31. Сергеева, М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку / М. Э. Сергеева // Педагог. – 2005. - № 2. – С .162 – 166.
  32. Синегубова, Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка / Н. М. Синегубова // Школа. – 2006. - № 2. – С. 43 – 44.
  33. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики : 2-е изд. / М. Н. Скаткин. – М. : Педагогика, 1984. – 680 с.
  34. Тевс, Д. П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул : БГПУ, 2006. – 270 с.
  35. Телицина, Т. Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т. Н. Телицина // ИЯШ. – 2002. – №2. – С. 11 – 13.
  36. Ушакова, С. В. Компьютер на уроках английского языка / С. В. Ушакова // ИЯШ. – 1997. – №5. – С. 40 – 41.
  37. Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе / Л. А. Цветкова // ИЯШ. – 2002. – №2. – С. 43 – 47.
  38. Шампанер, Г. И. Обучающие компьютерные системы / Г. И. Шампанер // Высшее образование в России. – 1998. –  № 3. – С. 95 – 96.
  39. http://chesly.narod.ru/Doklad_IKT.html
  40. http://festival.1september.ru/articles/500765/
  41. http://uvc-mgk61.narod.ru/icpkompr.htm
  42. http://www.eduhmao.ru/info/1/3792/34587/
  43. http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/
  44. http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php
  45. http://lib.tstu.tver.ru:8086/site.center/hotpotinfo.aspx
  46. http://hotpot.uvic.ca
  47. http://lib.tstu.tver.ru:8086/site.center/hotpotinfo.aspx
  48. http://www.inopressa.ru
  49. http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/tutorials6.htm
  50. http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php
  51. http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/sites6.htm

 

 

 

Приложение 1

Германия. Актуальное:

www.deutschland.de

Портал Германии, информация предоставляется информационной службой ФРГ

www.deutsche-kultur-international.de

Обзорный сайт немецкой культуры, в частности искусства, а также образования, немецких СМИ и немецкого языка

www.magazin-deutschland.de

Сайт журнала  «Deutschland» предлагает актуальные новости экономики, культуры и политики

www.deutsche-welle.de

Сайт предлагает злободневные новости мира и Германии, а также материала для самообучения

www.wissen.de

Online-путеводитель, посвященный темам: здоровье, история, природа, развлечение, дети, образование и др.

www.heimat-in-deutschland.de

Источник информации по теме «Heimat in Deutschland»


 

Методические  материалы для обучения немецкому  языку и для самообразования:

www.deutsch-als-fremdsprache.de

Интернет-портал для изучающих немецкий язык предлагает банк упражнений и материалов для  изучения, информацию по повышению  квалификации, форумы и многое другое

www.daf-mosaik.org

Интернет-портал для учителей немецкого языка  в юго-восточной Европе

www.zum.de

Сайт, предназначеннный для преподавателей, предлагает учебные  и методические материалы для работы

www.wir-in-berlin.de

Интернет-проект для детей

www.finken.de

Сайт предназначен для учителей школ и воспитателей детских садов; включает в себя методические разработки и обучающие и развивающие игры

www.schulweb.de

Образовательный  портал; целевая группа: школы

www.4teachers.de

Сайт для  учителей

www.vorleser.net

Аудиокниги  для скачивания

www.learn-german-online.net

Сайт для  изучающих немецкий язык

www.bundesregierung.de

Информационное  бюро ФРГ

www.daad.de

Официальный сайт Германской службы академических обменов

www.pons.de

Online-словарь

www.canoo.net

Словарь, грамматические правила и новые правила орфографии

Информация о работе Использование мультимедийных обучающих программ