Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:34, курсовая работа
Цель исследования состоит в раскрьггии языкового механизма реализации экспрессивно-стилистических возможностей, обеспечивающих максимальный прагматический эффект, категорий времени и вида английского глагола в условиях функционирования их грамматических форм в художественном тексте (дискурсе).
В соответствии с целью исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи: 1) уточнить соотношение пространственно-временной ориентации (ведущей формы повествования) художественного текста и типов повествования, влияющее на экспрессивность произведения; 2) проанализировать стилистический эффект, создаваемый варьированием форм повествовательного времени в художественном произведении; 3) дать подробную характеристику основных процессов, лежащих в основе реализации видовременными формами своего коммуникативно-стилистического потенциала; 4) проанализировать соотношение семантики глагола и значения видовременной формы в создании прагматического эффекта; 5) описать взаимодействие видовременных форм глагола в создании эффекта гиперэкспрессии (ступенчатого нарастания экспрессивности в тексте); 6) исследовать действия закона оппозиционного замещения по категориям вида и времени в различных ситуациях, представляющих авторский текст и индивидуальную речь персонажей художественного произведения; 7) определить характер контекста, способствующего реализации видовременными формами глагола категории экспрессивности; 8) рассмотреть потенциал видовременных форм в реализации категории интенсивности в тексте.
За последние десятилетия как в зарубежной, так и в отечественной лингвистике возрос интерес к изучению вопросов экспрессивной стилистики, больше внимания стало уделяться проблемам взаимодействия текстовых категорий, содержательной и функциональной специфике этих категорий, отражающих субъективно-авторский замысел писателя и субъективночитательское восприятие реципиента. В современных научных концепциях отмечается переход от лингвистики имманентной с ее установкой рассматривать язык в самом себе и для себя к лингвистике антропологической, предполагающей изучение языка в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением, духовно-практической деятельностью [Су сов 1986: 7].
Антропоцентрический поворот в лингвистике вообще и в лингвистике текста, в частности, определяет перспективность исследований в этой области.
Наметился приоритет изучения семантической
морфологии по сравнению с морфологией
парадигмоцентрическои, в которой
основное внимание уделяется перечислению
формальных средств выражения
Наиболее значительными
Актуальность исследуемой темы вызвана повышением интереса современной лингвистики к проблемам, связанным с эстетико-познавательной функцией языка, изучение которой позволяет глубже проникнуть в содержательную сторону коммуникативного акта. Анализ грамматических явлений в стилистическом аспекте расширяет наше познание о «поведении» грамматической формы в тексте, способствует прочтению глубинных, содержательных пластов текста. Реферируемая работа продолжает семантические изыскания в области стилистики видовременных форм английского глагола, уделяя особое внимание прагматическому аспекту речевой деятельности, связанному с реализацией в устной речи и в тексте трех основных функций языка; передачей информативного, выражением экспрессивного и эвокативного [Ивин1970: 12].
Объектом исследования являются видовременные формы английского глагола и их экспрессивно-стилистический потенциал, позволяющий фамматической форме быть важным средством реализации категорий экспрессивности и интенсивности в тексте. В центре внимания находятся не основные фамматические значения глагольных форм, а дополнительные контекстуальные значения экспрессивно-стилистического плана.
Цель исследования состоит в раскрьггии языкового механизма реализации экспрессивно-стилистических возможностей, обеспечивающих максимальный прагматический эффект, категорий времени и вида английского глагола в условиях функционирования их грамматических форм в художественном тексте (дискурсе).
В соответствии с целью исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи: 1) уточнить соотношение пространственно-временной ориентации (ведущей формы повествования) художественного текста и типов повествования, влияющее на экспрессивность произведения; 2) проанализировать стилистический эффект, создаваемый варьированием форм повествовательного времени в художественном произведении; 3) дать подробную характеристику основных процессов, лежащих в основе реализации видовременными формами своего коммуникативно-стилистического потенциала; 4) проанализировать соотношение семантики глагола и значения видовременной формы в создании прагматического эффекта; 5) описать взаимодействие видовременных форм глагола в создании эффекта гиперэкспрессии (ступенчатого нарастания экспрессивности в тексте); 6) исследовать действия закона оппозиционного замещения по категориям вида и времени в различных ситуациях, представляющих авторский текст и индивидуальную речь персонажей художественного произведения; 7) определить характер контекста, способствующего реализации видовременными формами глагола категории экспрессивности; 8) рассмотреть потенциал видовременных форм в реализации категории интенсивности в тексте.
Научная новизна исследования заключается в определении метаязыковой сущности экспрессивного потенциала видовременных форм английского глагола, представленных в виде упорядоченной системы, реализующей как первичные, так и вторичные грамматические значения и обладающей эксплицитно выраженными прагматическими функциями.
Формы времени и вида неоднократно подвергались тщательному рассмотрению в лингвистической литературе, однако до сих пор не существует работ, посвященных подробному рассмотрению системы вида и времени английского глагола в свете реализации категории экспрессивности.
Новизну работы составляет исследование особенностей функционирования видовременной формы глагола как средства реализации категории интенсивности на уровне макро- и микроконтекста. В русле выдвинутой концепции в работе предлагается подробное описание динамических и коммуникативных функций глагола, дается характеристика экспрессивностилистического эффекта видовременных форм глагола и демонстрируется потенциальный интенсифицирующий характер форм категорий времени и вида.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в дальнейшую разработку вопросов, связанных с основополагающими категориями экспрессивной стилистики. Анализ видовременных форм глагола как средств интенсификации высказывания имеет значение для дальнейшего изучения специфического функционирования морфологических единиц в концепции интенционального использования грамматических форм.
Практическая ценность диссертации
заключается в возможности
Методы анализа. Решение сформулированных задач осуществляется посредством применения комплексной методики исследования, основу которой составил метод оппозиционного анализа, использовавшийся в сочетании с методами компонентного, контекстуально-семантического, трансформационного и статистического анализа.
Материалом исследования послужили лексикографические источники и примеры из художественных произведений английских и американских писателей XIX и XX веков. Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается масштабным объемом проанализированных текстов (более 10000 страниц) и репрезентативным количеством отобранных примеров (около 7000). Список авторов включает как признанных мастеров художественного слова (М.Н.Спарк, Дж.Пристли, Ф.С.Фитцджеральд, Ш.Бронте, У.С.Моэм, В.Вульф, А.Кристи, П.Г.Водехаус), так и современных малоизвестных писателей (Д.Моггач, У.Тревор, Дж.Келман, Дж.Барнес и др.).
На защиту выносятся следующие положения: 1. Экспрессивность различных типов повествования зависит от степени их приближенности к канонической (полноценной) коммуникативной ситуации, возникающей между субъектом речи и реципиентом в разговорном дискурсе. Интенсификация форм повествования определяется отношением дейктического центра внутритекстовой коммуникации и дейктического центра внешнетекстовой коммуникации, которые в свою очередь определяются через корреляцию нарративных форм и типа рассказчика.
2. Источником экспрессивных и
прагматических созначений в
повествовательном контексте
3. Экспрессивность коннотативного макрокомпонента значения грамматической формы выявляется только на сигнификативном уровне, в определенных условиях внешнего или внутреннего вербального контекста. Видовременная форма глагола есть одно из средств реализации категории интенсивности. Глагольная форма выступает в роли интенсемы, внешнего интенсификатора, показывающего увеличенную степень признака, выраженного предикатом или предикативным комплексом и сигнализирующего позицию неординарного на шкале интенсивности.
4. Видовременные формы глагола как индексальные элементы языка при категориальной деформации являются средством включения/исключения описываемой ситуации из личного пространства говорящего и влияют на эксплицитность проявления признака перцептивности описываемой ситуации, что служит интенсификации высказывания.
5. Эмоциональная окраска (
Апробация работы. Результаты работы были доложены и обсуждены на заседаниях кафедры лингвистики и перевода Тульского государственного университета в 1999-2002 гг., на Всероссийских научных конференциях «Актуальные проблемы коммуникативной грамматики» (ТулГУ, март 2000 г.) и «Языки и картина мира» (ТулГУ, март 2002 г.), на лингвистических семинарах кафедры и научных конференциях преподавателей и аспирантов ТулГУ в 1999 - 2002 гг. Содержание диссертации отражено в четырех статьях и тезисах двух докладов. п Основная цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографического списка и списка использованной художественной литературы, составившей материал исследования.
Компонентный анализ позволяет выделить у маркированных форм категории вида инвариантные значения. В структуру инвариантного категориального значения длительной формы входят семы процессу ал ьности, лекализованности действия во времени, недостигнутости действием предела и единичности действия. Инвариантное семантическое содержание перфекта сводится к двум смыслам: предшествованию и соотнесенности. Инвариантное значение немаркированной формы общего вида не поддается четкому определению, т.к. характеризуется совокупностью разнообразных, в том числе и оппозиционных сем.
В условиях внутреннего и внешнего вербального контекстов инвариантное грамматическое значение формы может подвергаться модификации, приводящей к усилению или ослаблению того или иного значения. Выдвижение одной из сем значения грамматической формы способствует созданию различных коннотаций и может привести к интенсификации высказывания.
В современном английском языке наблюдается корреляция между семантическими классами глаголов и их способностью образовывать формы длительного вида. Число глаголов, употребляемых в прогрессиве, неуклонно растет. Лексические ограничения не допускают образования длительной формы только с перформативными и модальными глаголами, а также некоторыми статическими глаголами, выражающими объективные отношения.
Взаимодействие лексического значения глагола и грамматического значения длительной формы создает различные прагматические и экспрессивно-стилистические эффекты.
Маркированная форма длительного
вида с динамическими глаголами
и глаголами положения в
Формы длительного и общего вида с динамическими глаголами, конкурирующие в сходных контекстах, рассматриваются как грамматические синонимы. Длительная форма с динамичным глаголом показывает действие более расчленено и полно, по сравнению с формой общего вида. Выражая идею перцептивности, длительная форма подчеркивает агентивный характер сказуемого, акцентируя тем самым внимание на субъекте действия.
Непредельный глагол в прогрессиве
передает интенсифицирующее значение
темпоральной протяженности действия.
Употребление предельного глагола
в прогрессиве создает
Длительной форма может
Доминирование лексического значения приводит к потере в структуре значения формы семы единичности действия.
Фактором, снимающим ограничения на употребление статических глаголов в прогрессиве является коммуникативная установка отправителя речи.
Статические глаголы прередают ингерентную характеристику какого-либо состояния. За счет выделения сем единичности и локализованности во времени в значении формы длительного вида, статичные глаголы акцентируют интенсивность протекания процесса чувственного восприятия, умственной деятельности, эмоционально-психического состояния в какой-либо конкретный момент, локализованный на оси времени и совпадающий с моментом высказывания в канонической речевой ситуации или с векторным нулем художественного повествования.
Установление субъектом речи с помощью прогрессива временных границ проявления того или иного качества относит высказывания со статическим глаголам to be к оценочному акту, отличающемуся своей иллокутивной силой.