Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:22, дипломная работа
Цель исследования выпускной квалификационной работы раскрыть значение символа воды в произведениях Ван Мэна на основе лингвистического анализа языковых единиц.
Предмет исследования – языковые единицы, раскрывающие значение символа воды в произведениях Ван Мэна.
Для достижения поставленной цели был определен комплекс задач:
1. изучить и проанализировать научную литературу, посвященную понятию символики;
2. рассмотреть употребление символов в различных литературных формах;
3. описать особенности символики воды в китайской культуре;
4. отобрать произведения Ван Мэна, в которых функционирует символ воды;
5. провести лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в произведениях Ван Мэна.
Введение
1. Символика как наука о знаках
1.1. Определение и значения символики
1.2. Употребление символов в различных литературных формах
2. Символика воды как один из художественных образов в творчестве Ван Мэна
2.1. Символика воды в китайской культуре
2.2. Лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в прозе Ван Мэна
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение ………………………………………………………………. …………3
1. Символика как наука о знаках
1.1. Определение
и значения символики…………………………
1.2. Употребление
символов в различных
2. Символика
воды как один из
в творчестве Ван Мэна
2.1. Символика
воды в китайской культуре……………
2.2. Лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение
символа воды
в прозе Ван Мэна……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………....
Приложение 2…………………………………………………………………....
Приложение 3…………………………………………………………………....
Символика - один из ключевых
приемов, используемых в художественных
произведениях. Писатели и поэты
сознательно употребляют
Символика как художественный
прием характеризует
На наш взгляд, наиболее
яркую черту творчества Ван Мэна
представляет символика воды. Однако,
исследования, посвященные лингвистическому
анализу символа воды в его
произведениях, довольно редкие, хотя
вода обладает широким спектром значений
и как символ присутствует во всех
сферах жизни. Таким образом, актуальность
работы обусловлена, с одной стороны,
большим интересом к проблеме
данного исследования, а с другой
стороны, ее недостаточной
Цель исследования выпускной квалификационной работы раскрыть значение символа воды в произведениях Ван Мэна на основе лингвистического анализа языковых единиц.
Объектом исследования является символика воды в произведениях Ван Мэна.
Предмет исследования – языковые единицы, раскрывающие значение символа воды в произведениях Ван Мэна.
Для достижения поставленной цели был определен комплекс задач:
1. изучить и проанализировать научную литературу, посвященную понятию символики;
2. рассмотреть употребление символов в различных литературных формах;
3. описать особенности символики воды в китайской культуре;
4. отобрать произведения Ван Мэна, в которых функционирует символ воды;
5. провести лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в произведениях Ван Мэна.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
1. теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. описательный метод, основанный на приемах сопоставления и обобщения исследуемого материала;
4. прием сплошной выборки;
5. лексико-семантический анализ;
6. метод количественного анализа.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей использования символов в художественной литературе, а также в изучении проблемы символов в произведениях Ван Мэна. Результаты исследования могут быть использованы как основа для написания других работ научного характера.
Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в работе результаты могут быть использованы в практике преподавания таких курсов, как «Теория и практика художественного перевода», «Интерпретация художественных текстов», «История литературы стран изучаемых языков».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Символика имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Понятие символа в литературе и искусстве принадлежит к числу наиболее неясных и запутанных Мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского языка, символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получили необъятно широкое значение, напр. символы креста, орла, рыбы. Происхождение символов и способы их распространения в научном отношении мало выяснены. Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, напр., С. солнца — в виде колеса, молнии — в виде молота; но во многих случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символическим путем торговых связей, монетного обращения, религиозных представлений.
Зачастую термин «символ» смешивается с такими понятиями, как аллегория, персонификация, тип и т.д.
Расплывчатость понятия «символ
Как мы видим, автор статьи пытается определить символ через понятие олицетворения.
Краткий словарь литературоведческих терминов под редакцией Л.Тимофеева и Н.Венгрова дает следующее определение: «...один из тропов, состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-то напоминающим это жизненное явление. Например: заря, утро - символы молодости, начала жизни; ночь - символ смерти, конца жизни; снег - символ холода, холодного чувства, отчуждения и т.д... Символом называют также художественный образ, воплощающий с наибольшей выразительностью характерные черты какого-либо явления, его определяющую идею»[10].
Другие авторы пытаются определить символ через сопоставление или противопоставление другому понятию: образу, аллегории и т. д. В «Поэтическом словаре» А.Квятковского дается следующее определение символа: «...многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, содержащееся в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом. В отличие от символа, аллегорический образ является элементарным средством иносказания; аллегория приложима к одному определенному понятию или факту, связь ее с обозначаемым понятием условна и однозначна. Однако есть случаи, когда провести четкую границу между символом и аллегорией невозможно» [11].
Философско-эстетическое осмысление символа - плод сравнительно позднего этапа культурного развития. Как известно, мифологическое сознание не расчленяло символическую форму и содержание, что естественным образом исключало какую-либо рефлексию над символом [10].
Христианский символизм воспринимал все зримое как символ незримой и неопределимой сущности Бога, причем нижние ступени мировой иерархии символически создавали образ верхних, таким образом, делая для человеческого разума возможным восхождение по смысловой лестнице.
В средние века этот символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом.
Немецкие романтики
Э. Кассирер сделал понятие символа предельно широким, считая язык, миф, религию, искусство и науку символическими формами, при помощи которых человек упорядочивает окружающий мир.
В отечественном
В русских энциклопедиях
и словарях ХVIII-ХIХ веков символ,
в основном, понимается как знак.
Однако, уже в энциклопедии Брокгауза
- Ефрона наблюдается значительное
расширение тех областей, в которых
употребляется символ. В числе
прочего там говорится о связи
символа с понятиями
В представлении символистов конца ХIХ - начала ХХ века термин «символ» достиг такой смысловой широты, что А. Белый в 1910 году насчитал уже двадцать три разных определения этого термина. Вот некоторые из них
1) Символ есть единство.
2) Символ есть единство эмблем.
3) Символ есть единство эмблем творчества и познания [11].
Среди всего многообразия
определений, наиболее интересным для
нас оказалось то определение, где
символ это образ, взятый в аспекте
своей знаковости, и что он есть
знак, наделённый всей органичностью
и неисчерпаемой
1.2. Употребление символов в различных формах
Символ очень близок к
метафоре, но он не есть метафора. И
в символе и в метафоре идея
вещи и образ вещи пронизывают
друг друга, и в этом их безусловное
сходство. Но в метафоре нет того
загадочного предмета, на который
ее идейная образность только указывала
бы как на нечто ей постороннее. Этот
предмет как бы вполне растворен
в самой этой образности и не является
чем-то таким, для чего метафора была
бы символом. Ведь метафора входит в
поэтический образ, а он уж во всяком
случае, имеет самостоятельное
Если символ точно не указывает на то, чего именно символом он является, в этом случае он вовсе не есть символ. Метафора же, как и вообще поэтический образ, хотя и не исключает этого различия, но специально вовсе его не преследует; и это различие идейной образности вещи и самой вещи здесь совсем несущественно. Символ указывает на какой-то неизвестный нам предмет, хотя и дает нам в то же самое время всяческие возможности сделать необходимые выводы, чтобы этот предмет стал известным. Метафора же не указывает ни на какой посторонний себе предмет. Она уже сама по себе является предметом самодовлеющим и достаточно глубоким, чтобы его долго рассматривать и в него долго вдумываться, не переходя ни к каким другим предметам.
Если символ не есть метафора, то он не есть также и метонимия и синекдоха, и вообще он не есть троп[10, C.1].
Неразделима связь символа
и реалистического образа. То, что
обычно называется реалистическим образом,
очень трудно отделить от художественной
типологии и даже от художественной
символики; и потому символ отличается
от реалистического образа, вероятно,
тем же самым, чем он отличается и
от типа. Эти категории в реально-
В символе есть идея и в реалистическом образе есть идея. В символе есть образ, и сам реалистический образ есть, прежде всего, образ. В одном случае единство идеи и образа, и то же - в другом. Но вот отношение символа и реалистического образа к их действительности, по-видимому, совершенно разное. О реалистическом образе, во всяком случае, нельзя сказать, что действительность в нем не дана, а только задана. Она в нем обязательно дана, а именно, своеобразно отражается в нем, так как иначе этот реалистический образ вовсе и не был бы реалистическим. Другими словами, нам представляется, что символ отличен от реалистического образа только тем, что он не просто отражает действительность, а еще является и ее порождающим принципом [10, C. 4].