Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:22, дипломная работа
Цель исследования выпускной квалификационной работы раскрыть значение символа воды в произведениях Ван Мэна на основе лингвистического анализа языковых единиц.
Предмет исследования – языковые единицы, раскрывающие значение символа воды в произведениях Ван Мэна.
Для достижения поставленной цели был определен комплекс задач:
1. изучить и проанализировать научную литературу, посвященную понятию символики;
2. рассмотреть употребление символов в различных литературных формах;
3. описать особенности символики воды в китайской культуре;
4. отобрать произведения Ван Мэна, в которых функционирует символ воды;
5. провести лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в произведениях Ван Мэна.
Введение
1. Символика как наука о знаках
1.1. Определение и значения символики
1.2. Употребление символов в различных литературных формах
2. Символика воды как один из художественных образов в творчестве Ван Мэна
2.1. Символика воды в китайской культуре
2.2. Лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в прозе Ван Мэна
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Символ необходимо тщательно отличать еще от одной конструкции, где идейная образность действительности тоже дана вместе с самой действительностью. Эта конструкция - миф.
Яснее всего миф противопоставляется поэтической образности, берется ли эта последняя в самодовлеющем виде или в виде отражения какой-то другой более реальной действительности, для которой она служит обобщением. Миф не есть ни сама художественная действительность, взятая в чистом виде, ни ее отражение. Миф отождествляет идейную образность вещей с вещами как таковыми и отождествляет вполне субстанциально. Образцы древних мифологий трактуются существующими в своем подлинном виде, буквально так, как они сами сконструированы, Никакая фантастика, никакие чудовища, никакие чудеса, никакие магические операции не страшны для мифа. Наоборот, из них-то он и состоит. Тут уже море на самом деле и доподлинно улыбается, и не только улыбается, а еще и творит любые чудеса; и мифический субъект буквально верит во все эти мифологические объекты.
Для того чтобы проанализировать символ, необходимо сопоставить его также и с понятием, поскольку между тем и другим залегает как глубокое тождество, так и глубокое различие. Если оставить в стороне те обывательские, а часто даже и такие понятия, которые трактуются как научные, то строгое логическое понятие и строгое научное понятие есть та общность, которая является законом и принципом для установления всего относящегося сюда единичного. Известного рода символическим характером отличается уже само содержание всякого научного понятия. Кроме того, наиболее совершенные научные понятия тоже являются принципом бесконечного ряда подпадающих под него явлений, и общее есть закон проявления всего относящегося сюда единичного. Следовательно, не только содержание научного понятия, но и его функционирование среди других понятий, подпадающих под него, тоже символично.
Итак, символ вполне совпадает
с научным понятием, поскольку
то и другое есть общность в качестве
закона для всего единичного.
Тем самым возникает вопрос: если
символ и понятие в указанном
нами отношении тождественны, то должно
же быть и какое-нибудь различие между
ними, иначе вся художественная символика
превратится в отвлеченную
А дело в том, что научное понятие принципиально лишено всякой образности. И если элементы такой образности и трактуются как характерные для какого-нибудь понятия, то, значит, это понятие еще не вполне общее, т.е. не вполне совершенное. Итак, символ отличается от понятия тем, что содержит в себе образный элемент, которого нет в научно-выработанном понятии. С другой стороны, и один образный элемент, лишенный всякого понятия, тоже не есть символ. Та конструкция сознания, которая не выходит за пределы непосредственной образности и тем самым исключает всякое самостоятельное понятие, которое в этой образности осуществлялось бы, есть не символ, но натуралистическая копия. Кажется, тут спорить не о чем.
Наконец, огромное сходство символа и понятия само по себе отнюдь не мешает символическому и даже мифологическому изображению понятий. Символ не есть научное понятие, и научное понятие не есть символ. Тем не менее, ничто не мешает тому, чтобы оба они функционировали в одной и той же научно-художественной картине и в одном и том же смысловом направлении. Сюда относится целый огромный жанр научной фантастики [10, C.5-7]
Таким образом, можно сказать, что символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. Смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
2. Символика
воды как один из
2.1. Символика воды в китайской культуре
В Китае
большое место отводится
В Китае
значение символа воды очень велико,
как впрочем и во многих других
культурах. Ведь вода является символом
Великой материи и
В лирических
произведениях описывается
Китайская классическая поэзия дает обилие примеров даосско-буддийских взаимоотношений человека и природы, в частности, дождя.
В китайских стихах также отмечается обращение поэтов к традиционным ценностям и символам, которые были присущи Китаю на протяжении тысячелетий. Например стихотворение Ли Бо «Навещаю отшельника на горе Дайтянь, но не застаю его», где можно встретить символ воды дважды.
«Собаки лают, и шумит вод.
И персики, дождем орошены.
В лесу, оленей встретишь иногда.
А колокол, не слышен с вышины.
Символика воды встречается не только в творчестве авторов, но и в поговорках и пословицах китайского языка, которые отражают ….. Например:
八仙过海,名显其能 ba xian guo hai, ming xian qi neng (Восемь святых переходили море, каждый проявил свои способности)
《大海捞针》
(искать иглу на дне большого моря, т.е. очень трудно найти или добиться)
《逆水行舟,不进则退》
ni shui xing zhou, bu jin ze tui
(Стоит лодке, идущей против течения, остановиться, как ее тут же отнесет назад).
《十年风水轮流转 》
shí nián fēng shuǐ lún liú zhuàn
(Удача изменится через десять лет)
《水能载舟,亦能覆舟》
shuǐ néng zài zhōu, yì néng fù zhōu
Вода может не только поддерживать лодку, но и потопить её.
Вывод небольшой
В Китае большое значение отводится символу волы. Там говорят, что вода - это первоэлемент, породивший все остальные. Направление воды – север, цвет синий или черный, основное качество аморфность. Считается, что знак воды имеют дороги в городах, потому что они проводят энергию Космоса Ци. В Китае вода относится к Инь, лунному началу и символизирует чистоту. Вода традиционно связана с символикой денег, богатства, власти. Изображается Вода двумя плавными волнистыми линиями, к Воде относится и все предметы, имеющие «текучую» форму – волнистые, изогнутые, плавные [4].
Символом воды, как и в прочем, символом неба, в Китае является дракон. Он всегда связывался с императором, который служил представителем космических ритмов, обеспечивая плодородие земли [8].
Вода в китайской традиции ассоциировалась не только с плодородием (считалось, что дождевая вода обладает чудесными свойствами. «Сладкая роса», Амрита (санскрит) - это нектар богов, святая, чудодейственная вода бессмертия, которая считается проливающейся с небес на земные цветы. Если посмотреть на этот образ, то это своего рода капли истины, олицетворение откровения и милости), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное — и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка, также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», — говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов, записанные в VI-V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение [21].
Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь как податливому и дающему рождение. В древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего была символом живительного семени безотносительно мужского или женского начала — думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.
Хотелось бы сказать еще и про буддизм, где Вода олицетворяет вечное течение, «Пересечение потока» часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления нирваны. Сила символа заключается в том, что он представляет собой часть целого или его полное замещение, так как в основе символа лежит аналогия, основанная на существовании в различных планах общего ритма .
Вода
вообще символизирует некий ритм
жизни, в ней живут духи умерших,
чтобы переродиться вновь, она наполнена,
по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин.
Например, древний трактат «Гуань-цзы»,
приписываемый автору VII в. до н.э. (в
реальности текст написан несколько
позже), советнику правителя царства
Ци, говорит о воде как о детородном
начале и символе «истинного»
человека: «Человек подобен воде. Лишь
когда мужчина и женщина
Вода проникла во многие сферы китайской культуры, и исключением не стало всем известное искусство Фэн-шуй, что в переводе с древнекитайского означает ветер («фэн»-风) и вода («шуй»-水).
Ветер и вода,
формируя ландшафт, скрыто влияют на судьбы
людей. Представляя собой систему
определения потоков энергии
во времени, Фэн-шуй помогает создать
любую искусственную постройку
в природной среде таким
Вода в Фэн-шуй считается одной из самых мощных энергий по сравнению с ветром. Она добавляет в личные взаимоотношения и любовную сферу оживление эмоций и чувств. Помимо этого, вода, по Фэн-шуй, олицетворяет собой не только энергию, но и богатство. Поэтому наличие в вашей квартире символов водной стихии, поможет продвижению по службе и улучшению финансового благосостояния. Сектором богатства в Фэн-шуй традиционно считается юго-восточный угол. Энергию этого угла лучше всего активизировать символами водой, поэтому в юго-восточном углу очень хорошо размещать такие предметы, как аквариум, мини-фонтан, или изображение воды. В Китае и других азиатских странах часто можно увидеть в секторе богатства аквариумы с золотыми рыбками – символ денег, благополучия и процветания семьи. Помимо богатства рыбки символизирует успех в учебе и карьере [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том что в китайской культуре вода занимает не последнее место в системе символов в общем. В китайской культуре вода - это первооснова всего живого. В Китае она ассоциируется с Инь - женским началом, и помимо этого имеет множество других характеристик, связывается с числами, цветами, направлениями и т. п. и является самой сильной энергией в знаменитом искусстве Фэн-шуй
2.2. Лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение
символа воды в прозе Ван Мэна
Ван Мэн крупнейший деятель культуры Китая. Родился 15.10.1934 г. в Пекине. В 2002 г. был выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе и утвержден Нобелевским комитетом в качестве официального номинанта. Ван Мэн является лауреатом международной премии мира (Япония, 1987 г.), литературной премии (Италия, 1987 г.).
В Китае и за рубежом издано 155 отдельных изданий его произведений, в том числе во Франции, в Японии, Германии, Италии, в США, в России, Венгрии, Румынии, Испании, Корее. В 2003 г. вышла из печати подробная книга «Хроника жизни Ван Мэна» (355 страниц).
Нет перехода к абзацу
Уже первые
произведения показали незаурядность
писательского таланта Ван
Нет перехода, лучше в начало
В 1979 г. Ван Мэн вернулся в Пекин, получил статус "профессионального писателя", вошел в состав Пекинского отделения Союза китайских писателей,
В своих произведениях писатель большое значение отводит символизму. Символика - один из ключевых приемов обрисовки героя в прозе Ван Мэна, в том числе и образа художника, по определению мыслящего символами. Символика помогает углубить образ творческой личности, как художественный прием она характеризует литературный язык прозы Ван Мэна, который был выработан не только на основе реалистического видения мира, но также и на базе традиционного китайского символического описания мира. Образы традиционной символики созвучны мировосприятию Ван Мэна, используются им в характерной для него творческо-созидательной манере, воплощаясь в символичности художественных образов, получающих в произведениях писателя новое звучание и одновременную связь современности с древней китайской культурой, что делает прозу Ван Мэна китайской по мироощущению.
Символичность художественных образов Ван Мэна представляет собой одну из ярких черт его творчества. Это душа его творчества, через символ Ван Мэн идет и вглубь, и в ширь. "... символ существует до данного текста и вне зависимости от него. Он попадает в память писателя из глубин которой и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву". Символ направляет произведение Ван Мэна к тому, чтобы дать целостный образ через частное, потому что в символе накапливаются, оседают, слоятся множество значений.