Внеклассная работа, ее роль и место в процессе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:23, дипломная работа

Описание

Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным языкам и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Задачи исследования:
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……... …...…..……………………………………………………. 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Внеклассная работа по иностранному языку
как педагогическое явление ……………………………………………….. 5
1.2. Внеклассная работа по иностранному языку
как педагогическая система
1.3. Цели и задачи внеклассной работы
по иностранному языку
1.4. Содержание, формы и методы внеклассной работы
по иностранному языку
1.4.1. Предметные кружки как групповая форма
внеклассной работы по иностранному языку
1.4.2. Ученические конференции как индивидуальная
форма внеклассной работы по иностранному языку
1.5. Особенности внеклассной работы по иностранному
языку с «трудными» детьми
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку
2.2. Факультативные занятия по иностранному языку
2.3. Календарные и тематические праздники
2.4. Экскурсия как форма внеклассных занятий по иностранному языку
2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной
работе по иностранному языку
2.6.Домашние работы учащихся как форма внеклассной
работы по иностранному языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Внеклассная работа по иностранному языку.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

1.5. Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми

 

          Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети.

Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение  категории «трудные

дети/подростки»: это дети/подростки с затруднениями  или нарушениями 

процесса  социализации. [    ]

        К ним относят: «а) неуспевающих; б) недисциплинированных; в) имеющих физические или психические недостатки; г) болезненных; д) отстающих в интеллектуальном плане; е) педагогически запущенных; ж) социально запущенных; з) несовершеннолетних правонарушителей, иногда, к числу «трудных» детей относят учащихся, опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, это может сочетаться с таким чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и товарищам. Сюда же порой причисляют детей с самобытными чертами темперамента и характера («лгуны», «тихони», «лентяи», «гордецы» и т.д.)».

         Такие дети, как правило, живут в «неблагополучных» семьях, а именно:

1) в  конфликтных семьях, в которых  родители не ладят друг с  другом;

2) в  аморальных семьях, в которых супруги ведут образ жизни, являющийся

объектом  общественного осуждения; 3) в педагогически  несостоятельных семьях, в которых  отношения между супругами и  детьми сравнительно благоприятные, но способы воспитательного воздействия  неправильны (родители в таких семьях чрезмерно потакают детям или, наоборот, держат их в чрезвычайной строгости; возможна и ситуация, когда родители просто «разводят руками», не зная, как воздействовать на ребенка;

4) семьи  с социально-экономическими факторами риска (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия) [24, 218].

Дети  из «неблагополучных» семей характеризуются  замкнутостью, ранимостью, повышенной обидчивостью, а иногда можно наблюдать  их грубость и даже агрессивность  по отношению к одноклассникам и взрослым. Воспитание у таких детей чувства гуманности является важной задачей. Думается, что учителя иностранных языков обладают большими возможностями для решения этой задачи в процессе окультуривающего общения с детьми, как на уроках, так и во внеурочное время.

         Здесь можно сослаться на педагогический опыт учителя английского языка Л.Н. Шабановой. С 1994г. она уделяет особое внимание работе с детьми из «неблагополучных» семей. Администрация школы №34 г. Зеленограда полностью поддержала её. Людмила Николаевна проводит еженедельно 3 часа индивидуальных занятий с учащимися V—VI классов и 2 часа факультативных занятий с учащимися X классов. Эти часы входят в дополнительную учебную нагрузку педагога и оплачиваются соответствующим образом.

        

       Ежегодный план работы включает следующее:

1. Изучение  психологических особенностей детей. 

2. Знакомство  с семьями ребят. 

3. Развитие  личности каждого ребенка посредством  вовлечения его во 

внеклассную работу по английскому языку.

В публикации Л.Н. Шабановой мы не находим конкретного описания работы

с «трудными» детьми. В связи с этим, мы бы рекомендовали, прежде всего, общаться с этими детьми во время внеклассных мероприятий, сублимируя их

отрицательную энергию в творческое, созидательное русло, поощрять их участие в различных мероприятиях, стараться заинтересовать их и выделять им посильные роли. При этом важны похвала учителя, одобрение одноклассников, добрый и ласковый взгляд, толерантность в случае возможной неудачи ребёнка, подбадривание, оптимистический настрой, а также чувство юмора. На наш взгляд, наиболее целесообразными мероприятиями, в которых участвуют «трудные» дети могли бы быть следующие дела: - театральная деятельность («трудные» дети могут участвовать не только в роли актёров, но и в роли реквизиторов, оформителей, звукооператоров, визажистов, декораторов, а также статистов);

. игровая  деятельность (игры помогают замкнутым  и ранимым детям обрести инициативу, «чувство локтя», смысл жизни,  а гиперактивным и даже агрессивным детям получить опыт «окультуривания» собственных чувств и поведения, благодаря соблюдению общепринятых в игре правил, необходимости действовать по определённому плану и приучают к дисциплинированности и ответственности); выполнение языковых заданий с помощью компьютерной сети «Интернет» (формальные и речевые упражнения) и т.д.

    

II. Практические рекомендации  к внеклассной  работе по иностранному  языку.

2.1. Игровые формы  внеклассной работы  по иностранному  языку 

 

          В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения

иностранному  языку как средству коммуникации непременно в коллективной

деятельности  с учетом межличностных связей: преподаватель-группа,

преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное

влияние на личность обучаемого оказывает групповая  деятельность. Игра дает

возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с 

единомышленниками. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире; даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Цель:

. Развитие  интереса учащихся к изучению  иностранного языка. 

Задачи:

. Активизировать  рече-мыслительную деятельность  учащихся.

. Расширить  кругозор и обогатить лексический  запас. 

. Воспитать  культуру общения 

Психологические аспекты игры

 

Игра  наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности

человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в  условиях ситуаций,

направленных  на воссоздание и усвоение общественного  опыта, в котором

складывается  и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  такие функции:

 развлекательную  (это основная функция игры - развлечь,

доставить удовольствие, воодушевить, пробудить  интерес);

. коммуникативную: освоение диалектики общения;

. самореализации  в игре как полигоне человеческой  практики;

. игротерапевтическую:  преодоление различных трудностей,

возникающих в других видах жизнедеятельности;

. диагностическую:  выявление отклонений от нормативного

поведения, самопознание в процессе игры;

. функцию  коррекции: внесение позитивных  изменений в структуру 

личностных  показателей;

. межнациональной  коммуникации: усвоение единых для  всех людей 

социально-культурных ценностей;

. социализации: включение в систему общественных отношений,

усвоение  норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

. свободная  развивающая деятельность, предпринимаемая  лишь по 

желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса

деятельности, а не только от результата (процедурное 

удовольствие);

. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный 

характер  этой деятельности («поле творчества»);

. эмоциональная  приподнятость деятельности, соперничество,

состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная 

природа игры, «эмоциональное напряжение»);

. наличие  прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,

логическую  и временную последовательность ее развития. [8, 112].

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,

планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых 

личность  полностью реализует себя как  субъект. Мотивация игровой 

деятельности  обеспечивается ее добровольностью, возможностями  выбора и

элементами  соревновательности, удовлетворения потребности  в 

самоутверждении, самореализации.

          В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя

играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в)

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,

условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) -

область действительности, условно воспроизводимая  в игре.

Значение  игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-

рекреактив-ными возможностями. В том и состоит  ее феномен, что, являясь 

развлечением, отдыхом, она способна перерасти  в обучение, в творчество, в 

терапию, в модель типа человеческих отношений  и проявлений в труде.

           Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим

люди  использовали с древности. Широкое  применение игра находит в народной

педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе,

делающей  ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая

деятельность  используется в следующих случаях:

. в качестве  самостоятельных технологий для  освоения понятия, 

темы  и даже раздела учебного предмета;

. как  элементы (иногда весьма существенные) более обширной 

технологии;

. в качестве  урока (занятия) или его части  (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

. как  технологии внеклассной работы (игры  типа «Зарница», 

«Орленок», экономические игры типа «Монополия», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную  группу методов и приемов организации педагогического процесса в

форме различных педагогических игр.

Структура ролевой игры

 

В структуре  ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная

ситуация, ролевые действия.

Информация о работе Внеклассная работа, ее роль и место в процессе обучения иностранному языку