Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:23, дипломная работа
Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным языкам и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Задачи исследования:
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку;
ВВЕДЕНИЕ ……... …...…..……………………………………………………. 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Внеклассная работа по иностранному языку
как педагогическое явление ……………………………………………….. 5
1.2. Внеклассная работа по иностранному языку
как педагогическая система
1.3. Цели и задачи внеклассной работы
по иностранному языку
1.4. Содержание, формы и методы внеклассной работы
по иностранному языку
1.4.1. Предметные кружки как групповая форма
внеклассной работы по иностранному языку
1.4.2. Ученические конференции как индивидуальная
форма внеклассной работы по иностранному языку
1.5. Особенности внеклассной работы по иностранному
языку с «трудными» детьми
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку
2.2. Факультативные занятия по иностранному языку
2.3. Календарные и тематические праздники
2.4. Экскурсия как форма внеклассных занятий по иностранному языку
2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной
работе по иностранному языку
2.6.Домашние работы учащихся как форма внеклассной
работы по иностранному языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ
Целесообразно использовать и приемы создания преднамеренно нарушенной логики изложения или решения задач, которые тоже приводят к парадоксам, например, предложить составить проекты вечного двигателя. Прием исторического сравнения не только повышает интерес к проблеме, но и
раскрывает диалектику науки. На основе исторического материала легче
подвести слушателей к пониманию некоторых общих идей современной науки.
Семинарские занятия, проводимые после обзорных лекций, направлены на
обобщение знаний по изученному материалу и являются пропедевтическими по отношению к новой теме.
К теоретическим факультативным занятиям относится и такая форма работы, как научно-теоретическая конференция. Ее цель — подведение итогов по занятиям факультативного курса и ознакомление всех учащихся старших классов с достижениями науки в данной области знаний. [1]
В процессе проведения факультативов по иностранным языкам целесообразно приглашать на занятия учёных, лингвистов и филологов для ознакомления учащихся с такими темами, как «Национальные языки нашей планеты», «Индоевропейское древо языков», «Мёртвые языки и их роль в человеческой культуре», «Этимология иностранного языка», «Неологизмы в современном иностранном языке», «Обзор наиболее употребительной лексики при работе с компьютером», «Особенности лексики на телевидении и других СМИ в стране изучаемого языка», «Отражение истории народа в его национальном
языке».
Основная задача практических факультативов — формирование навыков и умений исследовательского характера в процессе решения технических задач с целью углубления знаний. Участники факультатива выполняют лабораторные и практические работы, решают задачи различных видов.
Примерная структура занятия такова: постановка задач, обоснование их актуальности и практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по технике безопасности, а при проведении практических занятий на местности, экскурсий, туристических походов выделяются учащиеся, отвечающие за решение организационных вопросов) — решение задач и конкретизация результатов работы (объяснение учителем способа решения задач данного типа, решение учащимися под руководством учителя задач, устный или письменный инструктаж и выполнение задания — групповое или индивидуальное, с помощью учителя или самостоятельное) — обсуждение результатов и подведение итогов занятия (анализ и коррекция допущенных ошибок, дополнение, уточнение и обобщение полученных результатов, поиск более рациональных способов решений, интерпретаций, моделей, защита отчетов).
Развитию творчества и самостоятельности школьников способствуют задачи с альтернативными данными, задачи со скрытыми данными и качественные задачи. Решение комплексных задач, содержание которых включает понятия из разных тем, помогает раскрыть механизмы взаимосвязи между главными факторами процессов и явлений, способствует формированию у учащихся умений и навыков, переноса знаний в нестандартные ситуации.Большой интерес проявляют школьники к факультативным практикумам по моделированию, цель которых — развитие способностей, формирование конструктивно-технических умений, необходимых для технических профессий.
Практикумы по моделированию также проводятся после изучения теоретического курса. На этих занятиях положительные результаты дает индивидуальный подход к учащимся. Сущность его состоит в том, что все учащиеся выполняют иллюстративные и исследовательские работы, конструируют действующие модели по единой проблеме. Одни выполняют задания полностью самостоятельно. Другим учитель дает план решения. Если быстро и логично мыслящие школьники, допустив ошибку, не могут ее самостоятельно исправить, им необходимо предложить приемы проверки, самоконтроля. Некоторых учащихся необходимо предварительно проинструктировать. По экологии, географии, биологии проводятся практические работы на местности. Они направлены на формирование у учащихся умений определять состояние и продуктивность окружающей среды, на развитие у них общих методов познания — наблюдения, сравнения, проведения опытов, установления причинно-следственных связей.
На практических факультативных занятиях по иностранному языку
целесообразно изучать разговорные темы на более высоком уровни сложности с
включением актуального материала, который учащиеся могут найти в
дополнительных
источниках: словарях, справочниках, художественной
и научно-популярной литературе, в иноязычных
газетах и журналах, в Интернете. Для развития
лингвистической мотивации учителя предлагают
детям формальные упражнения и лингвистические
задачи, выходящие за пределы стандартной
учебной программы. Интересной формой
практического занятия является «репетиция»
вступительного экзамена в ВУЗ по иностранному
языку, где учащиеся должны, в рамках ограниченного
времени, выполнить типовые задания абитуриента:
чтение и пересказ текста, перевод отрывка
из него, перевод 10 предложений с русского
на английский и высказывание по устной
теме.
Такие занятия проводятся как научно-практические конференции,
комбинированные, лекционно-практические семинарско-практические уроки. Их структура зависят от дидактических задач, и допускает различные сочетания
компонентов. Например, цель лекционно-практических занятий — усвоение
знаний в процессе объяснения материала и решения задач. Соответственно
этому используются два основных метода — лекция (20 минут) и решение задач (20 минут). Результаты работы обсуждаются в конце занятия. [28, 56].
Эффективной формой работы является научно-практическая конференция,
которой завершается факультативный курс. Она проводится по актуальной теме.
Основные задачи такой конференции — глубокое раскрытие проблемы, пополнение знаний новыми сведениями, практическое применение усвоенных знаний,ознакомление участников конференции с результатами экспериментальной работы, выполненной членами факультатива, профориентация.
Мы живем в информационном обществе. Постоянно увеличивается количество
информации на иностранных языках, и, следовательно, возрастает потребность
в людях,
умеющих ее переработать. А это
невозможно без овладения словарным
запасом иностранного языка.
Работа над лексикой - важный и трудоемкий процесс, и от того, как он
проходит, в значительной мере зависит эффективность обучения иностранному
языку в последующие годы. Обучению лексике придается большое значение во
всех классах, т.к. работа над ней дает пищу для языковой наблюдательности,
что важно и для общей культуры школьников, и для владения родным языком.
При обучении лексике используют разнообразные методы и приемы. Многие
из них довольно эффективны. Но малое количество времени на уроке не
позволяет работать над расширением словарного запаса учеников. Поэтому мы
решили найти такую форму работы, которую можно было бы использовать для
лучшего усвоения лексики. На наш взгляд, такой формой является проведение
театрализованных праздников. Это один из элементов театральной педагогики,
который можно использовать во внеклассной работе.
Театрализация повышает самостоятельность учащихся, поисковая
деятельность учащихся к ходе подготовки к спектаклю дополняется классными
занятиями под руководством учителя и составляет вместе с ними неразрывное
целое. Такой подход обеспечивает усвоение пройденного, повышает развивающую роль обучения, является средством воспитания и развития познавательных возможностей учащихся, позволяет по-новому решать проблему учета индивидуальных особенностей учеников.
В процессе театрального действа, в нашем случае, праздника на иностранном языке, ученики общаются, а, следовательно, используют лексику, усвоенную на уроках. Театрализованное представление является своего рода обобщением языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в активный, т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном языке более свободно как в устной речи, так и в письменной.
Это в
свою очередь облегчает работу на уроках.
Театральные внеклассные мероприятия формируют коммуникативно-компетентную личность, свободно пользующуюся языковыми навыками в любой ситуации. А знакомство молодых и начинающих учителей с театральной педагогикой дает толчок к развитию собственного творческого потенциала. Как известно, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», при осуществлении своих прав и свобод человек и гражданин не могут нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), а «права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года говорится о том, что «каждый человек имеет право на жизнь, … на личную неприкосновенность» (ст. 3); никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению (ст. 5). Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР и Российской Федерации 15 сентября 1990 г.) устанавливает, что «государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени … здоровое развитие ребенка» (ч. 2 ст. 6), «уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии» (ч. 1 ст. 14). А в ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 года, признается право ребенка на «обеспечение его интересов,
всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства».
Однако, как показывает практика проведения Хэллоуина в школах, то, что
ребенка призывают или даже заставляют изображать из себя представителя
нечистой силой, иногда - участвовать в отправлении действий, являющихся
символическим воплощением черной мессы, препятствует его нормальному
психическому развитию. Более того, размываются представления об уже
сложившихся в нашей стране моральных нормах о добром и уважительном
отношении к окружающим. Также унижается человеческое достоинство, то есть
«признание обществом социальной ценности, уникальности и неповторимости
человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества», ребенка. Идет привыкание детей, как наиболее уязвимых в психологическом плане личностей, к различным формам проявления зла.
Нарушаются права родителей (лиц, их заменяющих). В части 7 статьи 15
(«Общие
требования к организации
Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»
сказано, что «родителям (законным представителям) несовершеннолетних
обучающихся,
воспитанников должна быть обеспечена
возможность ознакомления с ходом и содержанием
образовательного процесса». В соответствии
со ст. 63 Семейного Кодекса Российской
Федерации «родители имеют право и обязаны
воспитывать своих детей. При этом они
обладают преимущественным правом на
воспитание своих детей перед всеми другими
лицами». Однако использованию прав и
исполнению обязанностей препятствует
недостаток предоставляемой государством
информации по поводу возможного влияния
сект, в частности, посредством отправления
своих культов, закамуфлированных под
праздники. И это на фоне того, что часть
родителей в силу различных причин в принципе
уделяют недостаточно внимания воспитанию
и развитию своих детей, обязанности заботиться
об их здоровье, физическом, психическом,
духовном и нравственном развитии.
В случае проведения праздника, являющегося частью нетрадиционного для нас религиозного культа, если при этом его введение не являлось добровольным выбором большинства граждан, на наш взгляд, можно говорить об угрозе нарушения национальной безопасности государства. Как сказано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». А «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения…, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».
Информация о работе Внеклассная работа, ее роль и место в процессе обучения иностранному языку