Внеклассная работа, ее роль и место в процессе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:23, дипломная работа

Описание

Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным языкам и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Задачи исследования:
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……... …...…..……………………………………………………. 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Внеклассная работа по иностранному языку
как педагогическое явление ……………………………………………….. 5
1.2. Внеклассная работа по иностранному языку
как педагогическая система
1.3. Цели и задачи внеклассной работы
по иностранному языку
1.4. Содержание, формы и методы внеклассной работы
по иностранному языку
1.4.1. Предметные кружки как групповая форма
внеклассной работы по иностранному языку
1.4.2. Ученические конференции как индивидуальная
форма внеклассной работы по иностранному языку
1.5. Особенности внеклассной работы по иностранному
языку с «трудными» детьми
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку
2.2. Факультативные занятия по иностранному языку
2.3. Календарные и тематические праздники
2.4. Экскурсия как форма внеклассных занятий по иностранному языку
2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной
работе по иностранному языку
2.6.Домашние работы учащихся как форма внеклассной
работы по иностранному языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Внеклассная работа по иностранному языку.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

роль  гостя, туриста, пешехода и др.  
 

Значение  игры на уроке иностранного языка 

Широкие возможности для активизации  учебного процесса дает

использование ролевых игр на уроке иностранного языка.

         Известно, что ролевая игра представляет собой условное

воспроизведение ее участниками реальной практической

деятельности  людей, создает условия реального  общения.

Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь,

взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

      Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и

учителем, создает условия равенства в  речевом партнерстве,

разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

      Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся

говорить  и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

     В играх школьники овладевают такими элементами общения, как

умение  начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в 

нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.

.     Практически все время в ролевой игре отведено на речевую

практику, при этом не только говорящий, но и  слушающий 

максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить  реплику 

партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на

нее.

    Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на

вопросы (Почему?) - мотив и ( Зачем?) - цель, т.е. нужно что 

-то  сказать. Центром внимания становится  содержание беседы.

.   Игры положительно влияют на формирование познавательных

интересов школьников, способствуют осознанному  освоению

иностранного  языка. Они содействуют развитию таких качеств,

как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства 

коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают

друг  другу, внимательно слушают своих  товарищей; учитель лишь

управляет учебной деятельностью.

.    Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности

учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности;

выступает как эффективное средство создания мотива к

иноязычному диалогическому общению; способствует реализации

деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в 

центре  внимания находится ученик со своими интересами и 

потребностями.  

2.2. Факультативные занятия по иностранному языку

             Роль и место факультативов в процессе обучения

 

С целью  углубления и расширения знаний, улучшения  трудовой и 

политехнической подготовки, удовлетворения познавательных интересов и 

развития  способностей учащихся в школе введены факультативные занятия.

Содержание  факультативов предусматривает  углубленное изучение учебных 

предметов, основываясь на обязательных школьных курсах. Факультатив 

является  связующим звеном между уроками  и внеклассными занятиями.

Факультативы  служат ступенью перехода от усвоения предмета к изучению

науки, знакомят учащихся с научными методами исследования.[28, 52].

По образовательным  задачам (т. е. по содержанию образования) можно 

выделить  такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных

предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логики, второго 

иностранного  языка и др.); по изучению дополнительной дисциплины с 

приобретением специальности (машинопись, стенография, программирование и 

др.); межпредметные  факультативы (например, курс «Единство материального

мира» как межпредметный факультатив  по обществоведению, физике и биологии).

          Межпредметые факультативы помогают ученикам глубже понять окружающий мир, узнать, как применяются знания по различным дисциплинам в определенных отраслях производства. Межпредметные факультативы по физике, математике, химии, биологии и трудовому обучению, кроме того, вооружают школьников политехническими знаниями, умениями и навыками; знакомят учащихся с новыми открытиями.

Каждый  из видов факультативов может  подразделяться в зависимости от

дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные 

факультативные занятия.  

Организация и методика факультативных занятий  

       Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных

классов.  

      Если факультатив не связан с обязательными занятиями, то группы

можно комплектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не

менее десяти слушателей) определяется руководителем  занятий в зависимости

от специфики  курса.  

        Если желающих больше возможного набора, то преимущество оказывают школьникам, проявившим особенный интерес к предмету. Обычно это связано с выбором профессии. Учитываются также те качества учащихся, которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса — способности, потребности, прикладные умения и навыки.  

          Для проведения занятий привлекаются, кроме учителей, преподаватели вузов, деятели науки, литературы, искусства, специалисты промышленного производства и сельского хозяйства, экологи, лица духовного звания, родители.

Программы факультативных курсов разрабатывает  Министерство образования 

России, либо создаются авторские факультативные курсы.

          

Школам  предоставляется право, по согласованию с органами народного образования,вносить изменения в программы с учетом регионального компонента и местных условий, материальной базы школ. Учащиеся могут сами решать, какими вопросами в пределах примерной программы они будут заниматься. На факультативный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия можно проводить или по одному часу в неделю в течение учебного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после уроков.  

      Решение задач факультативных курсов требует разнообразия форм и

методов обучения, способствующих подготовке школьников к самостоятельной 

учебной деятельности. Нет необходимости  в текущем контроле усвоения знаний слушателей факультатива, так как они посещают занятия добровольно,

заинтересованы  в изучении курса, сознательно относятся  к учению. Можно 

ограничиться  тематической проверкой знаний на практических и семинарских 

занятиях. Берется во внимание качество написания  рефератов, отчетов по

лабораторным работам, изготовленных приборов и установок, учитываются

оценки  за самостоятельные работы. В связи  с большим объемом самостоятельной  исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции ошибочных  представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных данных, неправильных способов действия. Поэтому обязательным структурным элементом теоретических и практических факультативных занятий является обсуждение результатов работы учащихся.

     Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к

факультативу, развивать их способности, формировать  навыки и умения

изобретательства, творческой деятельности, школьникам предоставляются 

широкие возможности заниматься разными  видами исследовательской учебной 

деятельности  — конструктивной, моделирования, решения прикладных задач,

проведения  экспериментов и опытов, теоретического поиска. Исследовательская деятельность является средством формирования приемов  самостоятельной работы, оптимально приближает процесс учения к научному познанию, обеспечивает усвоение методов науки и опыта творческой деятельности, глубокое осмысление и запоминание знаний.

      Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в полтора-два раза больше, чем при изучении обязательных предметов.

       Руководство деятельностью учащихся на факультативных занятиях имеет

свои  особенности. Занятия с небольшим количеством учащихся дают возможность развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-технического прогресса, особенности современного производства, его запросы.

Теоретические факультативы

 

         Теоретические факультативы организуются для углубленного изучения

отдельных тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем, обобщения и систематизации знаний и имеют следующую структуру: обоснование актуальности темы, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых вопросов, создание проблемных ситуаций; раскрытие проблемы (изложение материала учителем, выступления учащихся с рефератами, докладами, демонстрация учебных кинофильмов, проведение опытов); обсуждение результатов поисков (анализ учащимися обоснованных положений, повторное их доказательство в процессе решения качественных задач, коррекция неправильных представлений, обобщение, обеспечение взаимно обратных связей при усвоении материала: анализ обобщенного, осмысление существенного, уточнение знаний, систематизация усвоенного).

      Теоретические факультативные занятия можно проводить в форме лекций,

семинарских, научно-теоретических конференций  и т. п. В зависимости от дидактических  задач и логики учебного материала  на факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции. Вводная  лекция знакомит учащихся с задачами, вопросами, направлениями курса в целом или темы. Существенная особенность вводной лекции — проблемо-поисковый подход к раскрытию темы или ее поисково-информационный характер.

    После лекции проводят семинарские занятия, цель которых — самостоятельное усвоение учащимися отдельных вопросов и углубленное раскрытие проблемы.

      

Обзорные  лекции в основном используются с  целью обобщения и 

систематизации  знаний. Они будут эффективными лишь при таком изложении,

которое обеспечивает интерес слушателей к проблеме. Большую роль здесь

играет  демонстрационный эксперимент, предшествующий объяснению материала.

Информация о работе Внеклассная работа, ее роль и место в процессе обучения иностранному языку