Статистика рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Статистика"

Работа состоит из  1 файл

Статистика.docx

— 287.96 Кб (Скачать документ)

Баланс спроса и предложения

Покупател. Фонды (спрос)

Товарные ресурсы (предложение)

Денежные доходы населения

Объем товаров

ИТОГО

ИТОГО


 

Темп роста: - спроса Тс=С1/С0, предложения Тп=П1/П0

Компоративный индекс: Icom=Тс/Тп*100% (если Icom=100%, то рынок сбалансирован, если нет – то нет).

Для оценки спроса и предложения  можно так же рассчитывать индекс товарный запасов с рекомендациями для отдельных продавцов.

Iтз=ТЗ1/ТЗ0

Iтз=1 и П=С – идеальносбалансированный рынок

Iтз >1 П >С – диспропорция рынка, спрос падает

Iтз<1 П<С -  диспропорция рынка, предложение падает

Показатели пропорциональности дополняются  расчетом структурных сдвигов во времени или в пространстве: . где di1 и di0 – доля i-ой товарной группы в общем объеме товаров (потребляемых или производимых) в текущем и базисном периодах соответственно. Чем больше kcc, тем интенсивнее структурные сдвиги.

В учебнике также сказано,что

Пропорциональность развития рынка  оценивают по следующим критериям:

соотношение спроса и предложения;

соотношение продажи потребительских  продуктов к продаже потребительских  услуг;

соотношение розничного товарооборота  и денежных доходов населения;

соотношение спроса различных социально-экономических  групп населения;

соотношение средств производства и предметов потребления;

соотношение отраслевой и товарной структуры товарооборота.

 

8.Анализ  тенденций развития, колеблемости и цикличности рынка.

Устойчивость  развития рынка определяется исходя из сопоставления фактических значений показателя, характеризующего развитие рынка и выравненных значений. Для этого используется коэффициент аппроксимации. , где sy-yt – ср квадр откл. где yi – фактический уровень показателя, характеризующего развитие рынка; yt – трендовое значение показателя, определяемое из аналитической модели; – среднее значение показателя, характеризующего развития рынка.

Максимальное (критическое) значение коэффициента аппроксимации составляет 15%. Чем меньше коэффициент аппроксимации, тем более устойчив рынок.

 

Не менее важна характеристика колеблемости параметров рынка в статике, в территориально-экономическом пространстве, например, вариация цен по предприятиям, выступающим со своими товарами на рынке. Оценки колеблемости параметров рынка в статике производятся на основе расчета коэффициента вариации:

Показатель среднеквадратического  отклонения рассчитывается несколько  иным образом: ,где yi – показатель развития рынка (товарооборот, цена, запасы и т.д.) в i-ом регионе, фирме, предприятии;  – среднее значение показателя по всей изучаемой совокупности;  fi – веса, величина, характеризующая размерность единицы совокупности, например, объем товарооборота, численность потребителей.

Сильные колебания (коэффициент  вариации больше 33%) могут указывать на проявление ценовой конкуренции или на неустойчивость рыночной ситуации, часто обусловленную дифференциацией спроса.

 

Цикличность рынка – регулярно повторяющиеся во времени изменения уровня вектора, скорости и характера его развития. (связана с жизненным циклом товара).

классические циклы развития рынка: депрессия (активность товарного рынка ослабевает, цены снижаются); оживление (в товарном производстве и торговле начинается рост); подъем (темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены растут); инфляция (рост производства и торговля приостанавливаются, замедляется рост цен на товары); кризис (промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее чем на 50% не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы, цены падают).

Известны и другие циклы, которые  могут быть использованы при моделировании  цикличности:

  1. Денежная теория циклов Хоутри, объясняющая циклы экспансией и сжатием банковского кредита.
  2. Теория нововведений Хансена, указывающая циклы с этапами НТП.
  3. Психологическая теория Пигу, объясняющая циклы оптимистическим и пессимистическим настроением покупателей.

 

 

 

  1. Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры.

Тенденция развития рынка – это закономерность изменение его основных параметров во времени. Для определения вектора и скорости развития рынка строятся временные ряды показателей, характеризующих основные параметры рынка, а затем исчисляются темпы роста или прироста (базисные и цепные) по каждому параметру. Затем производят сопоставление темпов роста отдельных параметров рынка.

Тенденции развития рынка могут выражены также  графически для того чтобы выявить  аналитическую зависимость параметров рынка от других факторов.

  Для выражения аналитической  зависимости используют различные трендовые модели:

  1. Линейная , позволяет определить вектор развития по коэффициенту а1; если коэффициент положителен, то наблюдается рост, если коэффициент отрицателен – спад. Коэффициент а1 показывает, что рынок развивался равномерно, без ускорения или замедления.
  2. Парабола 2-го порядка , которая позволяет выявить не только скорость развития а1, но и ускорение а2. В зависимости от знаков «+» или «-», определяется вектор развития (рост, ускорение, замедление, спад).
  3. Экспонента , используется в тех случаях, когда прирост зависит от величины основания функции. Она обычно отражает нарастание приростов.
  4. Степенная и показательная функции используются для сглаживания, когда цепные темпы роста временного ряда параметра рынка более или менее постоянны.
  5. Логарифмическая функция применяется, когда равномерный или даже ускоренный рост параметров рынка сменяется замедлением или затуханием развития.
  6. Гипербола применяется, когда тенденция к сокращению параметров рынка (спад) отражается каждой из рассмотренных функций в зависимости от

характера изменения. При этом в уравнениях меняются знаки с «+» на «-». Таким образом, гипербола применяется в моделировании процесса сжатия рынка, когда происходит спад с нарастающим замедлением к концу периода.

Трендовые модели используются также для краткосрочных  прогнозов.

Устойчивость  развития рынка определяется исходя из сопоставления фактических значений показателя, характеризующего развитие рынка и выравненных значений. Для этого используется коэффициент аппроксимации.

,

где sy-yt – среднее квадратическое отклонение фактических значений показателя, характеризующего развитие рынка от значений, рассчитанных по аналитической функции.

,

где yi – фактический уровень показателя, характеризующего развитие рынка;

yt – трендовое значение показателя, определяемое из аналитической модели;

 – среднее значение показателя, характеризующего развития рынка.

Максимальное (критическое) значение коэффициента аппроксимации  составляет 15%. Чем меньше коэффициент  аппроксимации, тем более устойчив рынок. По значению коэффициента аппроксимации  можно выбирать уравнение тренда.

 

 

10.Моделирование  параметров рынка

Стратегический анализ рынка

  1. Статистический анализ влияния макросреды на деятельность фирмы
  2. Изучение и прогнозирование покупательского спроса
  3. Анализ реакции рынка на изменение ситуации
  4. Оценка позиционирования фирмы

Стратегический анализ рынка –  это изучение закономерностей его  развития с учётом влияния макросреды маркетинга и конкурентной борьбы в  целях прогнозирования долгосрочных перспектив рыночной ситуации. Макросреду маркетинга образует совокупность сил и факторов, оказывающих глобально влияние на рынок в целом и на каждую фирму в отдельности.

Экономическая среда формирует покупательские фонды населения, а через них спрос на продукты и услуги. На неё влияют безработица, инфляционные процессы. Влияние инфляции на спрос можно выявить посредство расчёта различных коэффициентов эластичности.

Природно-географическая и экономическая среда определяет состояние и размер сырьевого материала, доступность сырьевой базы, протяжённость транспортных путей. Расходы на сохранение и восстановление экологической среды влекут за собой подорожание товаров. Совокупность региональных факторов приводит к значительным различиям в уровне проявляемого покупательского спроса.

Для их выявления используются различные  группировки, показатели вариации, методы кластерного  анализа, показатели географической ассоциации, территориальные индексы  и т.д.

Влияние политической среды почти не поддаётся количественной оценке и анализируется на основе неформализованных описательных методов.

Научно-техническая среда создаёт предпосылки для совершенствования производства и распределения товара, обновления их потребительских свойств, появление качественно нового товара.

Культурно-образовательная  среда формирует потребительскую структуру. Факторы культурно-образовательной среды определяют поведенческую роль различных социальных групп на потребительском рынках.

Информационная среда формирует общественное мнение и отношение потребителя к производителям и посредникам. Влияние можем определить на основе неформализованных, описательных методов.

11. Статистические методы выявления взаимосвязей между параметрами рынка и характеристиками внешней среды.

Рынок чутко реагирует на внешние  воздействия. Благоприятное влияние  заставляет рынок оживляться и расширяться, действие негативных сил приводит к сокращению деловой активности, сжатию рынка, вплоть до коллапса. Особенно подвержены влиянию такие рыночные категории как спрос и предложение. Спрос и предложение изменчивы и реактивны. Это явление принято называть эластичностью.

Выделяют:

1) Кратковременную эластичность, когда  показатели временно сокращают  покупки, реагируя на резкий скачок цен. В этом случае спрос довольно быстро восстанавливается под воздействием компенсирующих факторов.

2) Долговременная эластичность, когда  изменение спроса происходит  довольно длительное время, при этом рост цен приводит к одновременному падению спроса и росту предложения.

На потребительском розничном  рынке реакция спроса на изменение  цены и жлхлжа является мгновенной. На оптовом - с определенным временным лагом.

Меру эластичности определяют коэффициенты эластичности:

1) Эмпирический коэффициент эластичности  Маршалла:

Э= Δy/Δх: y0/х0

где Δy – прирост спроса;

Δх – прирост цен или дохода;

y – базовый показатель спроса;

х – базовое значение цены или дохода.

Показывает процентное изменение  одного (результативного) признака при  увеличении на один процент другого (факторного) признака.

При |Э|<1 проявляется явление инфраэластичности, т.е. товар считается малоэластичным или неэластичным. Это говорит о том, что изменение цены или дохода не приводит к заметному изменению спроса.

При |Э|=1 отмечается слабоэластичный спрос (унитарный спрос), т.е. снижение цены не приводит к коммерческому эффекту, а спрос изменяется пропорционально изменению воздействующих на него факторов.

При |Э|>1 отмечается явление ультраэластичности, т.е. товар является эластичным или сильноэластичным. Это говорит о том, что изменение цены или дохода повлечет за собой значительное изменение спроса.

Положительное значение коэффициента эластичности говорит о прямой взаимосвязи, т.е. прирост факторного признака ведет к увеличению результативного. Отрицательное значение говорит об обратной взаимосвязи, т.е. прирост факторного признака ведет к снижению результативного признака.

Существуют товары, которые иначе  реагируют на изменение цен и  дохода.

1) Рост дохода приводит к падению  спроса на товары невысокой  потребительской стоимости.

2)На эластичность влияет степень  полезности товара. Чем важнее  товар для потребления,

тем он обычно менее эластичен.

3)Товары, относящиеся к товарам  Гиффена (товары первой необходимости, продукты питания): чем дороже хлеб, тем больше его покупают. При росте цен возникает эффект замещения, который проявляется в том, что снижение цены делает его более, а рост цены – менее конкурентоспособным.

4) Товары, относящиеся к группе  Вобелена: сколько бы ни стоили предметы роскоши, их все равно купят, потому что это престижно и соответствует социальному статусу.

Для того, чтобы получить адекватную оценку эластичности, рекомендуется рассчитать коэффициент за короткое время. Вместо базисных значений, допускается использование средних за период.

Э= Δy/Δх: yср/хср

Если необходимо оценить эластичность по различным группам потребителей, то используется следующий алгоритм:

1) Рассчитывается коэффициент эластичности  по каждой группе отдельно, сопоставляя

текущую доходную группу и предыдущую. Эi=(yi-yi-1)/(xi-xi-1):(yi-1)/(xi-1) , где х -доход, у - спрос.

2) Расчет средней по всем группа  эластичности.

Эср=(ΣЭiWi)/ΣWi , где Wi - доля i-той доходной группы.

Есть один недостаток. Эмпирический коэффициент отражает воздействие  только одного фактора и предполагает, что это единственное влияние. Выйти из этого положения можно с помощью расчетного показателя (вместо Х в формуле) –покупательной способности дохода, представляющего собой отношение среднего дохода на душу населения (D) к цене (p) и показывает, какое количество товара может быть куплено на среднедушевой доход при определенном уровне цены: Кпс=Дср/р , Э= Δy/ΔКпс: y0/Кпс .

Рекомендуется уменьшить Дср на величину обязательных платежей. Одновременно с эмпирическими коэффициентами эластичности, широко применяется и теоретический коэффициент эластичности (формула Аллена-Боули). Позволяет использовать влияние различных факторов, кроме цены и доходов.

1) Построение регрессионной модели  влияния факторов y∧(этот значок должен быть над y)=F(x1,x2,...,xn), где y - объем спроса. 2) у' – первая производная функции. 3) Расчет теоретического коэффициента Эт=y∧’: / i

Информация о работе Статистика рынка