Статистика рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Статистика"

Работа состоит из  1 файл

Статистика.docx

— 287.96 Кб (Скачать документ)

Iэ=ΣiэкWк/ΣWк iэк=Эфакт/Эплан

2.3 Обобщающую характеристику конкурентоспособности  товара дает интегральный индекс.

Товар считается конкурентоспособным, если интегральный индекс больше 0.

Iинт=Iпж*Iэ

 

 

16 .Понятие и сущность цен и  инфляции.

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.

(сущность)Цена выступает, как:

  • индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие и взаимодействие;
  • маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на поведение субъектов и факторы рынка.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  • расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
  • справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях.
  • цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам.
  • трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
  • мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т.е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых  причин:

- инфляционный спрос

-рост уровня издержек

Виды инфляции:

  • Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)
  • Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Различают:

  1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.
  2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;
  3. Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.

 

17.Система  показателей статистики цен

Данная система отражает различные  виды дифференциации рыночных цен:

  • Ассортиментный
  • Территориальный
  • Во времени
  • По социально-доходным группам
  • По различным субрынкам

Блоки показателей

Показателей

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная цена товарного  вида, сорта или товара-представителя

Средний уровень

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе,

по территории, по субрынкам, по группам покупателей

Обобщающий уровень 

Стоимость потребительской  корзины; отношение к индивидуальной, средней или обобщающей цены к  доходу

Структура цен

Себестоимость, наценки, скидки, налоги

  • Удельный вес каждого элемента в конечной цене товара
  • Удельный вес валового дохода в товарообороте
  • Соотношение оптовых и розничных цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения  цен регионов, субрынков, товаров

  • Отношение цен товаров к базовой цене
  • Соотношение цен в динамике и степень их устойчивости

Вариация цен

Показатели вариации цен  в пространстве и во времени

  • Распределение цен в пределах товарной группы
  • Уровень территориальной колеблемости цен
  • Уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели)
  • Уровень сезонных и цикличных колебаний цен
  • Степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировка цен по потребителям)

Динамика цен

Покзатели динамики отдельных товаров, товарных групп и всех товаров

  • Индивидуальные индексы цен
  • Групповые индексы цен
  • Сводный индекс цен
  • Индекс средних цен
  • Тренд цен

Соответствие цены качеству товара и покупательскому мнению

  • Показатели влияния качества на цену
  • Динамика качества
  • Динамика цен
  • Параметры моделей
  • Коэффициенты эластичности
  • Индексы
  • Экспертные оценки

Эластичность

  • Показатели зависимости цен от соц-эконом факторов
  • Зависимости цен одних товаров от цен других
  • Эмпирический коэффициент эластичности
  • Коэффициент перекрёстной эластичности
  • Теоретический коэффициент эластичности

 

18. Методы регистрации цен.

Существуют две концепции регистрации  цен.

-В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.

-Выборочная система  регистрации цен, основанную на следующих принципах: - отказ от массового документированного учета, и переход к ограниченному использованию документов; - отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе; - формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей; - введение системы поправок на изменение качества товаров; - полный охват всех форм и видов торговли (субрынков).

19. Методы расчета и анализа уровня  и структуры цен.

Первый этап статистического анализа цен – это характеристика состояния цен и их взаимодействия, включающая в себя изучение уровня, структуры, соотношения и эластичности цен.

Второй этап- анализ динамики цен

Для анализа могут использоваться:

-Индивидуальные цены на момент  времени

-Средние цены( являются обобщенной характеристикой для):

  • совокупности однородных товарных единиц
  • одного товара, цена, которого варьируется во времени
  • территориальных цен одного товара;
  • цен товара по совокупности магазинов, фирм.

Выбор формулы для расчета  средней цены зависит от имеющейся  информации.

1.простая средняя арифметическая

2.средняя арифметическая взвешенная по времени 

3.Средняя арифметическая взвешенная  величина по 1ой товарной группе  

 

4.Средняя арифметическая взвешенная для товаров семейного потребления  

5. Средняя взвешенная гармоническая

6.простая средняя гармоническая

Анализ структуры цен состоит  из следующих этапов

1)Группировка товаров по потребительскому назначению или другим признакам

2)Выявление взаимозаменяющих или взаимодополняющих товаров, одинаковых товаров, одинаковых качества, отличающихся по потребит. параметрам

3)выявление структуры цен

3.1 рассчитывается удельный вес (d) каждого элемента (р) в конечной цене (Р): ;

3.2 определяется соотношение структурных элементов

Некоторые структурные  показатели имеют самостоятельный  экономический смысл и название:

  1. торговая наценка:

  1. торговая скидка:

20. Методы расчета индексов цен.

1)Индивидуальные  индексы цен  рассчитываются по каждому товару

i p=    i p=

2)Сводные, групповые или общие  индексы

При наличии данных об объёмах продаж применяются агрегатные формулы

2.1.

Пааше

Ласпейреса

 

 

2.2 Средние

 

Индекс Пааше (средняя гармоничсекая)

Индекс Ласпейреса (средняя арифметическая формула)

 

 

Формула Фишера (средняя геометрическая величина из Паше и Ласпейреса)

3)Индекс цены, рассчитываемый по  средней цене одного товара ,по совокупности конкурентов или по средней цене или по средней цене группы однородных товаров

индекс переменного состава:

 i-разновидности одного товара

внутри индекса переменного  состава рассматривается индекс структурных сдвигов.

 

  1. Особенности исчисления индексов средних рыночных цен на однотипные товары.

 

Индекс  влияния структурных сдвигов  весов (Ipd) внутри группы товаров определяется с помощью взаимосвязи индексов: Ipd = Ip - либо по следующим формулам:

 

Индексы средних  цен (тарифов) правомерно исчислять  не только по достаточно однородным группам  товаров (услуг), но и по одному виду товаров, произведенному или реализованному по совокупности территориальных единиц (районов, области и т.д.) или в  разрезе временных периодов (месяцев, кварталов и т.д.).

Средние цены и индексы средних цен, исчисленные  по отдельным товарным группам, можно  агрегировать в более укрупненные  группы и в целом по изучаемой  совокупности, используя те же формулы  сводных индексов цен, что и при  агрегировании цен конкретных товаров, но в этом случае сводный индекс будет характеризовать среднее  изменение средних цен, что важно  иметь в виду при интерпретации  и использовании таких индексов.

 

22. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота.

Центральным показателем системы  является товарооборот, измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении, синтетичен.

Валовой товарооборот – сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю. Зависит от количества проданных товаров (q) и числа перепродаж, т.е. звеньев (N).

Чистый товарооборот – товарооборот, освобожденный от повторного счета, равный конечной продаже товара. Включает розничный и оптовый товарооборот при усл.,что партия товара перемещается в любой торговой сети, кроме своей. Показатель числа перепродаж товара или коэффициент звенности рассчитывается как отношение валового товарооборота к чистому товарообороту.

Kз-1=количество посредников в цепочке, поэтому, при расчете коэффициента звенности делают поправку на изменение товарных запасов (DЗ):

Если потеря товара происх. Только в розничном звене, то корректируется и числитель, и знаменатель. Если в оптовом звене, то – только числитель.

Оптовый товарооборот – объем продаж товара крупными партиями может содержать двойной счет, если перемещение товара происходит внутри собств. сети

Розничный товарооборот – объем конечных продаж товара населению является аналитическим основным показателем системы показателей т/об.

В систему показателей товарооборота  входят три показателя товарной структуры:

  1. Абсолютный размер продажи отдельного товара(в нат. Единицах)
  2. Удельный вес (доля, di) каждой товарной группы (piqi) в общем объеме товарооборота:

  1. Относительный показатель продажи двух товаров или товарных групп показывает, сколько денег израсходовано на покупку одного товара в расчете на каждые сто рублей, израсходованных на покупку второго. S=p1q1/p2q2,индексы-номера товаров

 

 

 

23. Цели и задачи статистики товародвижения и товарооборота.

Предметом статистики товародвижения и товарооборота являются массовые процессы и явления перемещения  товаров от производителя к потребителю  и обмена товаров на деньги, поддающиеся  количественной характеристике. Исходной задачей статистики товародвижения и товарооборота являются сбор и обработка данных, характеризующих процессы купли-продажи товаров. Общая, концептуальная цель статистики товародвижения и товарооборота сводится к сбору, обработке и анализу надежной информации об объеме, уровне, структуре и динамике купли-продажи товаров в целом и на разных уровнях хозяйствования.

Функциональные задачи статистики:

-сбор, сводка и обработка информации  о товарообороте на уровне  предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем), регионов  и в целом по стране; общем  объеме товарооборота и продаже  отдельных продуктов и услуг;

Информация о работе Статистика рынка