Статистика рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Статистика"

Работа состоит из  1 файл

Статистика.docx

— 287.96 Кб (Скачать документ)

Формула теоретического коэффициента эластичности позволяет определить реакцию спроса для каждой точки регрессионной кривой. Коэффициент перекрестной эластичности Позволяет определить эластичность структуры спроса, вытеснение одного товара другим под воздействием ценового фактора.

Эп= Δpx/Δpy : px0/py0

где Эx,y – коэффициент перекрестной эластичности спроса;

Δqx – прирост спроса на товар х;

Δqy – прирост спроса на товар y;

py – цена товара y;

px – цена товара х.

Эп= Δqx/Δqy : qx0/qy0

Эп= Δqx/Δpy : qx0/py0

  1. Статистические методы в анализе демографической среды рынка.

Основу  макросреды занимает социально-демографическая среда. Для оценки ее влияния используют различные компоненты.

  1. Влияние демографического фактора. Товарооборот на душу населения (D) рассчитывается отношением товарооборота (Q) к численности населения (S). Этот показатель является косвенной характеристикой удовлетворенного спроса или уровня продаж. Если речь идет о продаже так называемых семейных товаров, то в этом случае показатель уровня продаж рассчитывают отношением товарооборота к численности семей (домашних хозяйств).

Влияние демографического фактора  на динамику товарооборота на основе факторной аддитивной модели:

Влияние степени удовлетворенности  спроса:

Влияние факторов на динамику товарооборота  на основе факторной мультипликативной  модели:

  1. Влияние половозрастной структуры населения на размер и структуру спроса. На основе обследования бюджетов домашних хозяйств рассчитываются потребительские коэффициенты, т.е. возрастные уровни потребления, приведенные к уровню потребления взрослого населения. Получают коэф. Потребления в каждой возрастной группе.
  2. Влияние размера и состава семьи оказывает влияние на товары, обеспечивающие условия жизни. Оценивается на основе гиперболической регрессионной модели, где у – расходы на приобретение товаров на одного члена семьи, а х – число детей в семье (или их удельный вес в численности семьи).
  3. На стыке демографической и экономической среды действует фактор социального расслоения населения. Информация о распределении населения по уровню доходов позволяет выявить специфику спроса. Все население может быть поделено на 10%-ые (децильные) или 20%-ые (квинтельные) группы по уровню дохода на одного члена семьи. Далее проводится анализ дифференциации и концентрации доходов с использованием коэффициента Джини:

где cumyi – кумулятивная доля дохода.

Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1, и чем ближе коэффициент к 0, тем выше уровень равенства. Для оценки изменения степени концентрации дохода, коэффициент Джини рассчитывается за несколько периодов времени, а затем сопоставляется. Если , то концентрация доходов возрастает. Это означает, что группа населения с высокими доходами является привлекательным сегментом для продавца. В таких условиях часто действует правило «тяжелой половины» Твельда, когда меньшая часть населения покупает непропорционально бóльшую часть товаров.

Уровень концентрации доходов может  быть выражен также с помощью  коэффициента Лоренца, который является относительной характеристикой  неравенства в распределении  доходов:

Экстремальные значения коэффициента Лоренца: L=0 в случае полного равенства в распределении доходов и L=1 при полном неравенстве.

Уровень конц. Доходов графически выражается в помощью кривой Лоренца.(чем больше изогнута – тем больше концентрация доходов)

Оценка различий в структуре  доходов (расходов) между разными  доходными группами населения может  быть получена на основе следующих  показателей:

  • Квадратический коэффициент структурных различий (сдвигов):

где n – количество статей (источников) расходов (доходов).

  • Интегральный коэффициент Гатёва:

  • Индекс Салáи

Все показатели изменяются от 0 до 1, чем  ближе они к 1, тем более заметна  разница в структуре формирования доходов (расходов).

Еще одним важным моментом в анализе  доходов (расходов) населения является определение закономерности или  случайности распределения населения  по уровню доходов (расходов). Этот анализ проводится с помощью показателей  вариации и ассиметрии.

 

  1. Статистические методы изучения эластичности спроса и предложения.

 

Эластичность  спроса/предложения – реакция  рынка на маркетинговые воздействия, прежде всего на изменение цен  и дохода.

Выделяют:

  • Кратковременную, когда покупатели временно сокращают покупки, реагируя тем самым на шок, вызванный скачком цен (в этом случае спрос довольно быстро восстанавливается под влиянием компенсирующих факторов);
  • Долговременную, когда изменение спроса происходит длительный период. Следует отметить, что векторы действия факторов на спрос и предложение противоположны. Рост цен приводит к сокращению спроса, но к увеличению предложения, что является проявлением закона стоимости.

Спрос на потребительском рынке  реагирует на изменение цен и  дохода практически мгновенно, а  на оптовом – с определенным временным  лагом.

Меру  эластичности определяет количественный показатель – коэффициент эластичности, предложенный А. Маршаллом в виде следующего отношения:

где Dy – прирост спроса;

Dх – прирост цен или дохода;

y – базовый показатель спроса;

х – базовое значение факторного признака (цены или дохода).

Показывает процентное изменение одного (результативного) признака при увеличении на один процент другого (факторного) признака.

При Э<1 проявляется явление инфраэластичности, т.е. товар считается малоэластичным или неэластичным. Это говорит о том, что изменение цены или дохода не влияет на спрос.

При Э=1 отмечается слабоэластичный спрос (унитарный спрос), т.е. снижение цены не приводит к коммерческому эффекту, а спрос изменяется пропорционально изменению воздействующих на него факторов.

При Э>1 отмечается явление ультраэластичности, т.е. товар является эластичным или сильноэластичным. Это говорит о том, что изменение цены или дохода повлечет за собой значительное изменение спроса.

Положительное значение коэффициента эластичности говорит о прямой взаимосвязи, т.е. прирост факторного признака ведет  к увеличению результативного.

Эластичность  структуры спроса, вытеснение одного товара другим под воздействием ценового фактора носят название перекрестной эластичности. Перекрестная эластичность количественно выражается эмпирическим коэффициентом перекрестной эластичности:

,

где Эx,y – коэффициент перекрестной эластичности спроса;

Dqx – прирост спроса на товар х;

Dqy – прирост спроса на товар y;

py – цена товара y;

px – цена товара х.

Одновременно  с эмпирическими коэффициентами эластичности, широко применяется и теоретический коэффициент эластичности (формула Аллена-Боули). Его применение объясняется тем, что он может учитывать влияние многих других факторов на спрос, кроме цены и дохода. В основе расчета теоретического коэффициента

эластичности  лежит регрессионная модель, описывающая  влияние различных факторов на спрос:

где  у' – первая производная функции, выбранной в качестве регрессионной модели спроса

 – среднее значение результативного  признака

 – среднее значение факторного  признака

Формула теоретического коэффициента эластичности позволяет определить реакцию спроса для каждой точки регрессионной  кривой. Ее экономическая интерпретация  заключается в характеристике эластичности спроса отдельных групп потребителей.

 

  1. Экспертные методы в оценке коммерческого риска

Непременной компонентой коммерческой деятельности является риск.

Коммерческий риск – это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не получить запланированную прибыль, не продать товар на рынке, быть вытесненным с рынка и т.д.).

Для оценки риска в различных ситуация применяются экспертные методы. Каждый вид риска описывается определенным числом факторов. Значения каждого из них ранжируются по степени вероятного риска и нормируются, т.е. каждому присваивается определенный балл. При этом с учетом степени рискоемкости каждому такому фактору присваивается свой вес, который должен отражать долю влияния фактора в общей величине риска. Сумма весов приравнивается к 1. Отсутствие какого-либо фактора оценивается нулевой отметкой. Балл фактора умножается на соответствующий вес, а сумма результатов определяет величину данного риска.

Чем ближе итоговая отметка к 1, тем меньше риск, а чем она выше, тем выше риск (табл. 3.2).

Границы зон риска (итоговая отметка)

0 –  2,5

2,5 –  5,0

5,0 –  7,5

7,5 –  10,0

Зоны  риска

Минимальный

Повы-шенный

Критический

Недопустимый




 

 

 

 

 

По результатам оценки риска  принимается стратегия развития компании

  1. Деловая активность
    1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;
    2. число, размер, частота и динамика сделок;
    3. степень загруженности производственных мощностей.
  2. Коммерческий (рыночный) риск
    1. инвестиционный риск;
    2. риск принятия маркетинговых решений;
    3. риск случайных колебаний.
  3. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции
    1. число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
    2. общий объем реализации товаров на рынке и распределение фирм по размеру;
    3. уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка;
    4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме продаж);
    5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

 

15. Экспертные методы, применяемые в построении стратегических матриц позиционирования компании.

Конкурентоспособность фирмы определяется ее потенциалом, достаточным, чтобы завоевать, удержать и увеличить занимаемую ей долю рынка в условиях конкурентной

борьбы. Для оценки позиционирования используются стратегические маркетинговые матрицы, которые представляют собой пространственную модель, отражающую позицию фирмы на рынке в зависимости от комбинации действия двух групп факторов.

1) Ситуация на рынке (располагается  по оси Y),

2) Собственные возможности фирмы  (располагаются по оси Х).

Каждый из факторов может быть охарактеризован  одним или несколькими показателями.

1) С помощью эксперта выделяются  показатели в каждой из двух  групп;

2) Каждому из показателей присваивается  вес внутри группы. Сумма - 100%.

3) Каждому из показателей экспертным  путем устанавливается балл от 0 до 10, по принципу чем лучше показатель, тем выше балл.

4) По каждой группе рассчитывается  стратегический индекс.

Ситуации на рынке

Аср=ΣAiWi/ΣWi

Ai - балл, присвоенный показателю; Wi - вес.

Собственные возможности - Bср=ΣBiWi/ΣWi

5)Построение матрицы

Ситуация С1 – соответствует стратегии атаки – комбинация благоприятной рыночной ситуации и хороших собственных возможностей, увеличение доли на рынке;

Ситуация С2 – соответствует стратегии обороны – комбинация благоприятной рыночной ситуации и слабых собственных возможностей или неблагоприятной рыночной ситуации и хороших собственных возможностей; удержание доли рынка.

Ситуация С3 – соответствует стратегии отступления – комбинация неблагоприятной рыночной ситуации и слабых возможностей фирмы; нужно уходить с рынка.

6) Расчет рейтинга фирмы

Рейтинг R=√(Aср*Bср)

В дополнение к матрице необходимо рассчитывать показатели, дополнительно характеризуюшие собственные возможности компании.

1. Место фирмы на рынке:

1.1 Количественная доля;

1.2 Качественная доля (отношение  доли своей компании к доле  наиболее крупных конкурентов);

1.3 Коэффициент концентрации рынка  (отношение суммарного объема  продаж наиболее крупных конкурентов к общему объему продаж на рынке).

2. Характеристика - конкурентоспособности товара

2.1 Жесткий параметрический индекс (рассчитывается по каждому товару  отдельно; отношение фактического потребительского свойства к эталону; каждому из потребительских свойств присваивается вес и рассчитывается сводный жесткий параметрический индекс)

iпж=Пфакт/Пэтал

Iпж=ΣiпжWк/ΣWк

2.2 Сводный индекс экономических  факторов определяется как средневзвешенная величина из индивидуальных индексов экономических параметров iЭ. Каждый из этих индексов определяется отношением фактического значения экономического параметра к планируемому.

Информация о работе Статистика рынка