Статистика занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:54, реферат

Описание

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически

Работа состоит из  1 файл

статистика реферат норм.docx

— 138.07 Кб (Скачать документ)

Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных.

Занятые и безработные (экономически активное население) являются составной частью трудовых ресурсов регионаПоэтому в литературе нередко уровни занятости и безработицы определяются как удельный вес занятых и удельный вес безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденные так показатели уровней занятости и безработицы по своим величинам оказываются ниже рассмотренных ранее (в % к экономически активному населению). Между ними существует примерно следующая связь:

Уровень занятости в % к экономически активному  населению    Доля экономически активного населения в трудовых ресурсах    Уровень занятости  в трудовых ресурсах 
Уровень безработицы в % к экономически активному  населению    Доля экономически активного населения в трудовых ресурсах    Уровень безработицы  в трудовых ресурсах   

Приведенные взаимосвязи показателей справедливы  лишь в целом. В ряде случаев возможны их нарушения, если в составе безработных  окажется велика доля лиц нетрудоспособного  возраста (например, пенсионеров, ищущих работу и готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий  “трудовые ресурсы" и “экономически  активное население" не совпадают. Однако в большинстве случаев приведенные  равенства имеют место.

Сумма показателей уровней занятости  и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного  населения в трудовых ресурсах.

 экономически  не активное население в трудоспособном  возрасте, т. е. население, которое  не входит в состав рабочей  силы. К нему относятся:

• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения  и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;

• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.;

• лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но они могут и готовы работать,

• лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.

По методологии  Международной организации труда (МОТ) экономически не активное население  включает еще две категории, не входящие в состав трудовых ресурсов:

• лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;

• инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой  деятельностью,

Поскольку численность экономически активного  населения, численность занятых  и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется  следующим образом:

где  — коэффициент роста численности экономически активного населения;

 и  — коэффициенты роста численности занятых и безработных;

 и   — уровни занятости и безработицы в базисном периоде.

Изменение в пунктах уровня безработицы (занятости) можно определить, основываясь на модели динамики численности экономически активного населения:

где   — абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в процентных пунктах.

Принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в органах Государственной службы занятости РФ.

В службах  занятости среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, выделяются три группы:

1) работающие, но желающие переменить место  работы или трудиться по совместительству  в свободное от основной работы  время;

2) студенты, учащиеся общеобразовательных школ  и других учебных заведений,  желающие работать в свободное  от учебы время;

3) не  занятые на момент обращения  с просьбой о трудоустройстве.

Для регулирования  в регионе уровня безработицы  наибольший интерес представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть  из них учитывается как официально признанные законодательным путем  безработные.

Как правило, уровень безработицы, определенный по данным выборочного обследования, в 3 — 6 раз выше уровня, зарегистрированного  в органах Государственной службы занятости РФ.

Статистика  изучает не только численность, но и  структуру обратившихся в Государственную  службу занятости РФ за помощью в  трудоустройстве по следующим категориям:

• занятые трудовой деятельностью;

• учащиеся;

• не занятые  трудовой деятельностью,

• пенсионеры.

С ростом экономической нестабильности в  обществе может возрастать доля лиц, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы. Соответственно может возрастать и доля пенсионеров, желающих на ниве труда улучшить свое материальное положение.

Статистика  изучает состав населения, ищущего  работу и обратившегося в службу занятости по полу, возрасту и образованию. Как результат деятельности службы занятости определяется численность трудоустроенных ее органами граждан в общей численности обратившихся. 

Информация о  нуждающихся в работе предусматривается  в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать  предложения рабочей силы: межотраслевое  и межсекторное.

Среди секторов экономики выделяются: государственные  и муниципальные предприятия  и организации, общественные организации  и фонды, совместные предприятия, частные  предприятия, предприятия смешанной  формы собственности.

В органы Государственной службы занятости  РФ чаще обращаются граждане, работавшие ранее в государственном и  частном секторах экономики, что  обусловлено доминированием предприятий  этих форм собственности в национальной экономике. Абсолютное большинство  из работавших ранее в государственном  секторе трудоустраивается через  службу занятости также в государственный  сектор. Иными словами, структура  трудоустроенных по секторам экономики  мало дифференцирована по местам прежней  трудовой деятельности граждан.

Анализ  структуры предложения рабочей  силы по отраслям экономики ведется  по таблице, аналогичной приведенной  ранее, в которой секторы экономики  заменены соответствующими отраслями. Распределения трудоустроенных  и обратившихся за помощью по трудоустройству  по отраслям экономики позволят видеть, в какой мере пополнение кадров идет за счет преимущественно внутриотраслевого  притока рабочей силы и за счет межотраслевого движения кадров. Межотраслевое  движение кадров, трудоустроенных через  службы занятости, зачастую имеет место  в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения  и в управлении.

Связанные с развитием рыночных отношений  структурные преобразования в экономике  приведут к изменению спроса и  предложения на рабочую силу не только в отраслевом разрезе, но и по секторам экономики. Различные организационно-правовые нормы предприятий (государственные, частные, акционерные и др.) предоставляют  неодинаковые возможности решения  проблемы занятости: они дифференцированы по уровню эффективности производства, резервам его роста, доходам работающих, а соответственно и по перспективам развития.

В отчете о трудоустройстве граждан фиксируется  численность направленных на профессиональное обучение из числа не занятых прудовой деятельностью и еще не трудоустроенных, а также численность лиц, получивших консультации: по выбору профессии, по профессиональному обучению, по перемене места работы, по законодательству о труде и занятости и др.

Статистика  изучает продолжительность поиска работы. С этой целью по карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу

Средняя продолжительность трудоустройства  граждан (дней)  = Общая продолжительность  трудоустройства граждан за год (человеко-дней)

Общее число трудоустроенных граждан  в отчетном году 

Аналогично  по всем безработным, трудоустроенным  в отчетном году, рассчитывается общая  продолжительность трудоустройства  безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого  считается со дня регистрации  человека как безработного до снятия с учета по причине его трудоустройства. Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности  трудоустройства безработных в  днях (путем деления его на общее  число безработных, трудоустроенных  в отчетном году).

Для прогнозных расчетов численности безработных  анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую  силу может быть оценена через  число обращений по вопросам трудоустройства  на 1000 человек трудоспособного населения  в трудоспособном возрасте, т. е.

Уровень обращаемости населения в органы службы занятости  = Численность обратившихся за трудоустройством граждан за год

Средняя численность трудоспособного населения  в трудоспособном возрасте 

 

Результативность  работы органов служб занятости  по трудоустройству населения во многом зависит от достоверности  и своевременности информации от предприятий о потребности в  рабочей силе, о вакансиях на рабочие  места. В настоящее время по регионам России определяется нагрузка незанятого населения на одну вакансию:

Нагрузка  незанятого населения на одну вакансию  = Численность незанятых, обратившихся в службы занятости  на конец периода

Число вакансий на конец периода 

СОСТАВ  БЕЗРАБОТНЫХ

Социальный  состав безработных средствами статистики получают при анализе данных выборочного  обследования по проблемам занятости  и от органов службы занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) “Отчет о трудоустройстве и занятости населения” за год. В Отчете содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного со става безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).

Информация о работе Статистика занятости и безработицы