Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа
Производственно-хозяйственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальные нужды, начислением амортизации, а также рядом других необходимых затрат.
Введение
1. Анализ рядов динамики
1.1. Понятие производственных затрат, их классификация. Динамика производственных затрат на молоко за 6 лет.
1.2. Себестоимость 1ц молока, её структура. Динамика себестоимости 1ц молока за 9-12 лет.
1.3. Приемы выравнивания рядов динамики, схема их расчета, значение. Выявление тенденции себестоимости 1ц молока
2. Индексный метод анализа.
2.1. Сущность индексов. Индивидуальные и общие индексы себестоимости. Взаимосвязь индексов себестоимости.
2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат
3. Метод группировок и дисперсионный анализ.
3.1. Сущность группировки, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка по одному из факторов, на себестоимость. 1ц (трудоемкость, уровень интенсивности, концентрация производства молока, фондообеспеченность или фондовооруженнось, уровень специализации)
3.2.Сущность и значение дисперсионного анализа.
Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц.
4. Проектная часть.
4.1. Сущность и основные условия применения корреляционно-регрессионного анализа.
4.2Построение экономико-математической модели себестоимости 1ц.
4.3. Расчет резервов снижения средней себестоимости и производственных затрат на молоко.
5. Пути реализации выявленных резервов.
Список использованной литературы
Приложения.
где f – постоянный вес, принятый для расчета. Обычно он принимается на уровне текущего периода, т.е.
Проведем индексный анализ динамики себестоимости и производственных затрат на молоко по совокупности предприятий Семилукского, Калачеевского и Петропавловского районов Воронежской области. Исходные данные, приведенные в приложении 2, позволяют определить общее изменение средней себестоимости молока.
Наряду с анализом производства продукции важное место в статистике занимает индексный анализ себестоимости продукции. Исходная информация для такого анализа представлена следующими данными:
Таблица 7 – Произведено молока после доработки, себестоимость 1 ц молока и всего объема продукции по предприятиям Семилукского, Калачеевского, Петропавловского районов
Наименование предприятий | Количество произведенного молока,ц | Себестоимость 1 ц молока, руб. | Затраты на весь объем произведенного молока, тыс. руб. | Структура произведенного молока, % | |||||
2005 | 2006 | 2005 | 2006 | 2005 | 2006 | 2005 | 2006 | ||
фактич | условн | ||||||||
q0 | q1 | Z0 | Z1 | Z0q0 | Z1q1 | Z0q1 | |||
ООО «Ритм» | 4969 | 5111 | 584 | 691 | 2900 | 3534 | 2985 | 2,70 | 2,79 |
ООО «Агро-Старк» | 4859 | 4156 | 722 | 958 | 3511 | 3982 | 3001 | 2,64 | 2,27 |
СХА «Луч» | 1647 | 1702 | 686 | 1036 | 1130 | 1764 | 1167 | 0,89 | 0,93 |
СХА «Старокриушанская» |
2206 | 2166 | 1046 |
955 | 2307 | 2069 | 2266 | 1,20 | 1,18 |
ООО «Лосево» | 5478 | 4317 | 640 | 551 | 3500 | 2377 | 2763 | 2,98 | 2,36 |
ООО «Девицкий колос» | 4840 | 5790 | 968 |
653 | 4687 | 3782 | 5605 | 2,63 | 3,16 |
СХА «им.Ленина» | 7033 | 7033 | 604 | 604 | 4247 | 4247 | 4248 | 3,82 | 3,84 |
СХА «Ведуга»
| 3430 | 4454 | 656 |
747 | 2252 | 3329 | 2922 | 1,86 | 2,43 |
ООО «Ольшанская» | 5241 | 6782 | 490 | 738 | 2568 | 5006 | 3323 | 2,85 | 3,72 |
ООО «Меловатская» |
2415 | 2881 | 889 | 942 | 2147 | 2714 | 2561 | 1,31 | 1,58 |
ЗАО «Землянское» |
9127 | 8950 | 460 |
305 | 4203 | 2727 | 4117 | 4,96 | 4,89 |
ООО «Черноземье» | 15911 | 15643 | 464 | 551 | 7378 | 8624 | 7258 | 8,65 | 8,55 |
СХА «Четвериковская»
|
8631 | 9051 | 462 |
691 | 3991 | 6253 | 4181 | 4,69 | 4,95 |
Колхоз «Им. Куйбышева» | 6779 | 6002 | 619 |
652 | 4200 | 3914 | 3715 | 3,69 | 3,28 |
ООО «Красное знамя» |
5093 | 4125 | 527 |
666 | 2686 | 2748 | 2174 | 2,77 | 2,25 |
ЗАО «Манино» | 6061 | 7394 | 593 | 577 | 6061 | 7394 | 4385 | 3,29 | 4,04 |
ЗАО «Победа» | 4365 | 4189 | 631 | 719 | 2753 | 3012 | 2643 | 2,37 | 2,29 |
ЗАО «Лесково» | 4158 | 2748 | 540 | 685 | 2244 | 1884 | 1484 | 2,26 | 1,50 |
ЗАО «Подгорное» | 23378 | 23683 | 397 | 464 | 9293 | 10996 | 9402 | 12,7 | 12,95 |
ООО «Семеновское»
|
6827 | 6688 | 496 |
906 | 3384 | 6059 | 3317 | 3,75 | 3,66 |
ЗАО «Коренное»
| 8191 | 7458 | 392 |
230 | 3213 | 1716 | 2923 | 4,45 | 4,08 |
ООО «Калачеевское-2» |
12776 | 11645 | 357 |
624 | 4557 | 7272 | 4157 | 6,95 | 6,37 |
колхоз «Большевик» |
5320 | 7197 | 623 |
715 | 3314 | 5148 | 4484 | 2,89 | 3,93 |
ООО «Скрипнянская Нива»
|
8767 | 8879 | 620 |
610 | 5436 | 5416 | 5505 | 4,79 | 4,86 |
ООО «Новая Криуша» |
10120 | 9256 | 662 |
605 | 6701 | 5599 | 6127 | 5,50 | 5,06 |
ЗАО «Россыпное» | 6272 | 5600 | 552 | 529 | 3460 | 2965 | 3091 | 3,41 | 3,08 |
Итого | 183894 | 18290 | 561 | 626 | 103123 | 114531 | 99804 | 100 | 100 |
На основе приведенных данных таблицы определяется общее изменение себестоимости молока в районах:
Относительное: путем расчета индекса средней себестоимости. Рассчитывается данный индекс как отношение средней себестоимости 1 ц. зерновых отчетного периода к средней себестоимости базисного периода.
Данный индекс является индексом переменного состава, т.к. изменяются оба элемента: себестоимость и количество произведенного молока.
Iz= (114531000/182900)/(103123000/
Абсолютное:
626,1946-560,7741=65,4205≈
Следовательно, средняя себестоимость 1ц молока Семилукском, Калачеевском и Петропавловском районах в 2006 году по сравнению с 2005 г. повысилась на 11,67% или 65 рублей.
Средняя себестоимость находится под влиянием двух факторов:
1. себестоимости 1ц. молока в отдельных предприятиях районов;
2. структура произведенного молока в районах.
Влияние 1 фактора
Относительное: определяется путем расчета индекса себестоимости постоянного состава. Рассчитывается данный индекс как отношение средней фактической себестоимости расчетного года к средней условной себестоимости расчетного года.
Данный индекс называется индексом постоянного состава, т.к. изменяется только один элемент: себестоимость 1 ц. молока. Количество произведенного молока остается постоянным.
Iz=626,1946/(99804000/182900)=
Абсолютное:
=626,1946-545,6752=80,5194≈
Таким образом, следует отметить, что средняя себестоимость 1ц. молока в 2006г. в Семилукском, Калачеевском и Петропавловском районе повысилась на 14,75% или 80 рубля за счет повышения себестоимости в отдельных предприятиях Семилукского, Калачеевского, Петропавловского районов (ООО «Ритм», ООО «Агро-Старк», СХА «Луч», СХА «Ведуга», ООО «Ольшанское», ООО «Меловатское», ООО «Черноземье», ОАОФпк «Четвериковская», к-з «Им. Куйбышева», ООО «Красное знамя», ЗАО «Победа», ЗАО «Лесково», ЗАО «Подгорное», ООО «Семеновское», ООО «Калачеевское-2»).
Влияние второго фактора
Относительное: определяется путем расчета индекса структуры произведенного молока в районах. Рассчитывается как отношение средней условной себестоимости отчетного года к средней себестоимости базисного года.
Id=545,6752/560,7741=0,9731 или 97,31%
Абсолютное: 545,6752-560,7741=-15,0989≈-15 рублей.
Следовательно, за счет улудшения структуры произведенного молока в Калачеевском, Петропавловском и Семилукском районах (понизился удельный вес предприятий с низкой себестоимостью (ЗАО «Коренное») и повысился удельный вес с высокой себестоимостью (СХА «Луч», ООО «Агро-Старк», СХА «Старокриушанская», ООО «Меловатское») средняя себестоимость 1ц молока понизился на 2,69% или 15 рублей.
Взаимосвязь рассчитанных показателей позволяет построить 2 модели:
Мультипликативная
=1,1167=1,1475*0,9731=1,1166
Аддитивная:
65=80-15=65
Изменение себестоимости 1ц. молока отдельных предприятиях, а также в среднем по районам, структурное изменение произведенного молока окажут определенное влияние на величину производственных затрат. В этой связи необходимо произвести индексный анализ состояния производственных затрат при производстве молока в исследуемых районах.
Определяется общее изменение величины производственных затрат.
Относительное: путем расчета общего индекса производственных затрат. Рассчитывается данный индекс как отношение общей величины производственных затрат отчетного периода к общей величине затрат базисного периода.
Izq=114531/103123=1,1106
Абсолютное:∆zq=∑z1*q1-∑z0*q0==
Следовательно, производственные затраты на молока в Семилукском, Петропавловском, Калачеевском районе в 2006г. по сравнению с 2005 увеличились на 11,06% или 11408 тыс.руб.
Величина производственных затрат находится под влиянием 3 факторов:
1. себестоимости 1ц. молока в отдельных предприятиях районов;
2. количество произведенного молока в районах;
3. структура произведенного молока в районах.
Влияние первого фактора:
Относительное: определяется путем расчета индекса себестоимости постоянного состава, который равен Iz=114,75%
Абсолютное:
∆zq=(626,1946-545,6752)*
Следовательно, за счет повышения себестоимости в отдельных предприятиях Семилукского, Калачеевского и Петропавловского районах (ООО «Ритм», ООО «Агро-Старк», СХА «Луч», СХА «Ведуга», ООО «Ольшанское», ООО «Меловатское», ООО «Черноземье», ОАОФпк «Четвериковская», к-з «Им. Куйбышева», ООО «Красное знамя», ЗАО «Победа», ЗАО «Лесково», ЗАО «Подгорное», ООО «Семеновское», ООО «Калачеевское-2»), средняя себестоимость 1ц молока в 2006 году по сравнению с 2005 годом повысилась на 14,75% или на 14727 тыс. руб.
Влияние второго фактора
Относительное: определяется путем расчета общего индекса физического объема или количества произведенной продукции
Iq=∑q1/∑q0 , где ∑q1, ∑q0-общее количество произведенного молока в Калачеевском, Петропавловском и Семилукском районе 2005 и 2006 гг.
Iq=182900/183894=0,9946 или 99,46%
Абсолютное:
=(182900-183894)*560,7741=-
Следовательно, за счет увеличения количества произведенного молока в Калачеевском, Петропавловском и Семилукском районе величина производственных затрат на данный вид продукции уменьшилась на 0,54% или 557 тыс. руб.
Влияние 3 фактора:
Относительное: определяется путем расчета индекса структуры, который составил 97,31%
Абсолютное:
=(545,6752-560,7741)*182900=-
Следовательно, за счет ухудшения структуры произведенного молока производственные затраты на данный вид продукции Калачеевском, Петропавловском и Семилукском районе в 2006 году уменьшились на 2,69% или 2761 тыс. руб.
Модели. Мультипликативная:
Izq=Izq(z)*Izq(q)*Izq(d)
1,1106=1,1475*0,9946*0,9731=1,
Аддитивная: ∆zq=∆zq(z)+∆zq(q)+∆zq(d)
11408000=14726998-557409-
Таким образом, индексный анализ выявил основную проблему при производстве молока- повышение себестоимости 1 ц во многих предприятиях районов. Рост себестоимости 1ц молока привел к повышению средней себестоимости данного вида продукции в отдельных предприятиях Калачеевского, Петропавловского и Семилукского районах и увеличению производственных затрат, поэтому должны быть найдены резервы снижения себестоимости 1ц молока, что приведет к улучшению финансового состояния предприятий, значит к увеличению прибыли и уровня рентабельности.
Группировкой называется расчленение изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным признакам.
На основе метода группировок решаются центральные задачи исследования, обеспечивается правильное применение других методов статистического и статистико-математического анализа.
Работа по составлению группировок сложная и трудная. Приемы группировок разнообразны, что обусловлено разнообразием группировочных признаков и различными задачами исследования. К основным задачам, решаемым с помощью группировок относятся:
- выделение социально -экономических типов;
- изучение структуры совокупности, структурных сдвигов в ней;
- выявление связи между явлениями и взаимозависимости.
В зависимости от задач, решаемых с помощью группировок, выделяют 3 типа группировок: типологические, структурные и аналитические.
Типологическая группировка решает задачу выявления социально-экономических типов. При построении группировки этого вида основное внимание должно быть уделено идентификации типов и выбору группировочного признака. Исходят при этом из сущности изучаемого явления.
Структурная группировка решает задачу изучения состава отдельных типических групп по какому-то признаку. Например, распределение постоянного населения по возрастным группам.
Аналитическая группировка позволяет выявить взаимосвязи между явлениями и их признаками, т.е. выявить влияние одних признаков (факторных) на другие (результативные). Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием факторного признака возрастает или убывает значение результативного признака. В основе аналитической группировки всегда лежит факторный признак, а каждая группа характеризуется средними величинами результативного признака.
По сложности группировка бывает простой и сложной (комбинированной).
В простой группировке в основании один признак, а в сложной - два и более в сочетании (в комбинации). В этом случае сначала группы образуются по одному (основному) признаку, а затем каждая из них делится на подгруппы по второму признаку и т.д. Это позволяет изучить совокупность сразу по нескольким признакам.
Комбинационные группировки очень важны в экономических исследованиях. Однако в них по мере увеличения группировочных признаков растет число групп и таблица становится малообозримой. Многофакторный анализ способна дать лишь система простых и комбинированных группировок.
При проведении любой группировки сначала определяется группировочный признак, т.е. по которому расчленяется совокупность на группы. Группировочный признак может иметь количественное выражение, либо быть атрибутивным (качественным). Первые имеют числовое выражение, а вторые отражают состояние единицы совокупности. Следующим этапом группировки является определение числа групп. В группировках с атрибутивным признаком в основании число групп зависит от количества типов, а интервал соответствует переходу явления из одного качества в другое. В группировках с количественным признаком в основании число групп рекомендуется брать с таким расчетом, чтобы в каждую группу попало достаточно большое число единиц совокупности. Интервалы таких группировок могут быть равными и неравными, а неравные в свою очередь - возрастающими и убывающими.
В группировках с равным интервалом число групп можно рассчитать математическим путем. С использованием, например, формулы Стерджесса: n=1+3.322lgN, где n - число групп, а N - число единиц совокупности. Согласно этой формуле выбор числа групп зависит от объема совокупности. Недостаток этой формулы состоит в том, что ее применение дает хорошие результаты, если совокупность состоит из большого числа единиц и если распределение единиц по группировочному признаку близко к нормальному. Поэтому есть ряд других формул, но каждая имеет свои недостатки.