Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:27, дипломная работа
Сравнивая мощности углубляющих и облагораживающих процессов на предприятиях Российской Федерации с аналогичными данными по зарубежным странам, можно отметить, что удельный вес мощностей каталитического крекинга в 3 раза меньше, чем в ФРГ, в 6 раз меньше, чем в Англии, и в 8 раз ниже по сравнению с США. До сих пор практически не используется один из прогрессивных процессов — гидрокрекинг вакуумного газойля. Такая структура все меньше соответствует потребностям национального рынка, поскольку приводит к избыточному производству мазута при дефиците высококачественных моторных топлив.
Нормтивные ссылки…………………………………………………………….9
Термины и сокращения…………………………………………………………13
Введение…………………………………………………………………………14
Теоретический раздел.…..……………………………………………………... 16
1.1 Литературный обзор….………....………………………………………16
1.2 Выбор и обоснование способа производства и технологической схемы…………………………………………………………………….……...35
2 Технологический раздел……………………………………………………….36
2.1 Описание технологической схемы……………………………………36
2.2 Характеристика сырья и вспомогательных материалов……………..39
2.3 Характеристика продукции……………………………………………43
2.4 Материальный расчет производства………………………………….50
2.5 Расчет и выбор технологического оборудования……………………52
2.6 Тепловой баланс……………………………………………………......60
3 Стандартизация, метрологическое обеспечение и аналитический контроль производства……………………………………………………………………71
4 Безопасность жизнедеятельности…………………………………………...77
4.1 Производственная санитария и гигиена………………………………78
4.1.1 Средства коллективной защиты работающих от воздействия опасных и вредных факторов………………………………………………….79
4.1.2 Индивидуальные средства защиты работающих……………80
4.2 Пожарная безопасность………………………………………………..82
5 Организационно-экономический раздел……………………………………85
5.1 Капитальные вложения в производство…...…………………………..89
5.2 Производственная программа и маркетинговая политика….…….....90
5.3 Эксплуатационные расходы производства…..………………..………90
5.3.1 Определение материальных затрат на производство……….91
5.3.2 Расчет численности фонда оплаты труда промышленно-производственного персонала (ППП)…………………………………………92
5.3.3 Определение амортизационных отчислений………………...97
5.3.4 Расчет себестоимости продукции…………………………….98
5.4 Прибыль и рентабельность производства, точка безубыточности …101
5.5 Основные технико-экономические показатели производства………103
Заключение……………………………………………………………………..104
Список использованных источников…………
1
— трубчатая печь; 2
— ректификационная колонна; 3
— отпарная колонна; 4
— теплообменники; 5
— холодильники; 6 — конденсатор-холодильник.
Линии: I — нефть; II
— верхний продукт; III
— боковые продукты; IV
— гудрон; V — водяной пар; VI
— вода.
Рисунок
1.1- Схема трубчатой установки для перегонки
нефти до гудрона
1 — трубчатая печь; 2 — ректификационная колонна; 3 — конденсатор-холодильник; 4 — водоотделитель; 5 — отпарные колонны; 6 — теплообменники; 7 — холодильники.
Линии:
I — нефть; II — сухой газ; III
— верхний продукт; IV
— боковые фракции; V— полугудрон;
VI—водяной пар.
Рисунок
1.2 - Схема трубчатой установки
для перегонки нефти до полугудрона
Работа
установки однократного испарения
упрощается при перегонке нефтей до
мазута или полугудрона. Особенностью
этой установки является применение промежуточного
циркуляционного орошения и выносных
отпарных секций для каждого из боковых
погонов. На трубчатых установках однократного
испарения можно успешно перерабатывать
только тщательно стабилизированные и
обессоленные нефти. В противном случае
трубы теплообменников и печей забиваются
солями, что приводит к повышению давления
на сырьевом насосе и способствует прогару
печных труб.
Установки
двукратного испарения нефти
до мазута
Для
этих установок характерно предварительное
частичное испарение нефти
Вариант
с испарителем был реализован
в схемах трубчатых установок, названных
«Советскими трубчатками» и спроектированных
в 1935—1936 гг. Гидрогазнефтью для перегонки
стабильных нефтей Азербайджана. Впоследствии
такие установки применяли и на других
заводах Советского Союза. В 1962 г. был разработан
проект реконструкции «Советских трубчаток»,
предусматривающий повышение их производительности
и возможность работы на нестабилизированных
нефтях. Кроме того, предусматривалось
максимальное использование тепла промежуточного
циркуляционного орошения для предварительного
нагрева нефти и сокращение до минимума
количества острого орошения в основной
колонне. Тарелки для отбора боковых погонов
были переоборудованы под «глухие», так
что вся жидкость с этих тарелок перетекала
в отпарные колонны, где обрабатывалась
водяным паром. Одновременно была увеличена
поверхность теплообменников и холодильников,
поршневые насосы заменены на центробежные,
установлены новые насосы, а трубы пароперегревателя
в печи переобвязаны на подогрев сырья.
Для борьбы с коррозией конденсационной
аппаратуры в шлемовые трубы колонны вводили
газообразный аммиак.
1
— печи; 2 — испаритель; 3 — ректификационная
колонна; 4 — конденсатор бензина;
5 — водоотделитель; 6 — газосепаратор
(емкость орошения); 7
— колонны для защелачивания бензина;
8 — отпарные колонны; 9
— холодильники; 10
—теплообменники.
Линии: I — газ; II — фракция н. к. — 140° С; III — водяной пар; VI — фракция 140— 240° С; V — нефть; VI — фракция 240—300° С; VII — фракция 300—350° С; VIII — мазут;
IX
— орошение.
Рисунок
1.3 - Схема установки двухкратного
испарения с испарителем
Схема установки после реконструкции приведена на рисунке 1.3. Обессоленная нефть V двумя потоками прокачивается через теплообменники 11 и водогрязеотделитель 12 и с температурой около 200° С поступает в испаритель 2, где разделяются паровая и жидкая фазы. Паровая фаза направляется в основную колонну 3 , туда же после нагрева в печи 1 до 330—340° С поступает и жидкая фаза. Колонна 3 имеет 31 тарелку в концентрационной части, тепло отводится промежуточным циркуляционным орошением с 10, 17 и 25 тарелок, считая снизу.
В качестве боковых погонов отбираются фракции 140—240, 240—300 и 300—350° С. Головным продуктом колонны является бензин II (н. к. —140° С). Пары его проходят конденсатор 4, конденсат поступает в водоотделитель 5 и газосепаратор 6. Часть конденсата используется в качестве орошения IX, а балансовое количество направляется на щелочную промывку в колонну 7 и далее в товарный парк. Несконденсировавшиеся углеводороды I направляются на газофракционирующую установку. Остатком колонны является мазут.
Большое
распространение имеют
1 — трубчатая печь; 2 — отбензинивающая колонна; 3 — основная атмосферная колонна; 4 — стабилизационная колонна; 5 — газосепаратор (емкость орошения); 6 — конденсатор-холодильник; 7 — теплообменник; 8-— отпаряая колонна; 9 — паровой подогреватель.
Линии: I — сырая нефть; II
— отбензиненная нефть; III
— сухой газ; IV — сжиженный газ;
V — тяжелый бензин; VI
— стабильный бензин; VII — боковые
продукты; VIII — мазут; IX
— вода; Х — водяной пар; XI
— орошение.
Рисунок 1.4- Схема установки двухкратного испарения с отбензинивающей колонной
Всего
в колонне 40 тарелок. Ее головным продуктом
является тяжелый бензин V, пары которого,
пройдя конденсатор-холодильник 6,
поступают в газосепаратор 5, а оттуда
частично на орошение в колонну 3, а
остальное количество после выщелачивания
и промывки водой на компаундирование
со стабильным бензином VI из колонны
4. На установке отбираются также фракции
VII авиационного керосина, дизельного
топлива и снизу колонны 3 мазут.
Атмосферно-вакуумные установки
Вакуумные трубчатые установки обычно сооружают в едином комплексе с атмосферной ступенью перегонки нефтей. Комбинирование процессов атмосферной и вакуумной перегонки на одной установке имеет следующие преимущества: сокращение коммуникационных линий, меньшее число промежуточных емкостей, компактность, удобство обслуживания, возможность более полного использования тепла дистиллятов и остатков, сокращение расхода металла и эксплуатационных затрат, большая производительность труда.
В 1947—1953 гг. сооружались АВТ мощностью 0,5 млн. т/год нефти, затем их мощность была доведена до 0,8—1 млн. т/год. В последующие годы были сооружены АВТ мощностью 1, 2, 3 и 6 млн. т/год. В настоящее время ведутся работы по созданию АВТ мощностью 10—12млн./г.
На
рисунке 1.5 представлена технологическая
схема атмосферно-вакуумной
При помощи такой системы создается более глубокий вакуум, а нефтеперерабатывающий завод и водоемы избавлены от загрязненных сероводородом потоков воды. Меньшее остаточное давление во второй колонне и хорошее фракционирование позволяют уменьшить коксуемость и содержание металлов в дистиллятах, направляемых на каталитический крекинг и на производство масел.
1
— трубчатые печи; 2
— атмосферная колонна; 3
— вакуумная колонна; 4
— отпарная колонна; 5 — конденсатор-холодильник;
6 — водоотделитель; 7 — теплообменник;
8 — холодильник; 9 — барометрический
конденсатор;. Линии: I
— нефть; II — боковой продукт;
III — верхний продукт; IV
— газ; V — мазут; VI — гудрон; VII —
водяной пар; VIII — вода; IX
— несконденсировавшиеся пары и газы.
Рисунок
1.5 - Атмосферно-вакуумная
Существуют
схемы установок АВТ четырехкратного
испарения: с двумя атмосферными колоннами
и двумя вакуумными. В качестве испаряющегося
агента используют газойль. Как следует
из схемы, полугудрон V из первой вакуумной
колонны 4 перед входом в печь 1
смешивается с газойлем XIV. Нагретая
в печи смесь подается во вторую вакуумную
колонну 5, где отбираются три продукта:
циркулирующий газойль XIV, вязкий масляный
дистиллят IV и остаток — гудрон VI.
Комбинированные установки
Все
возрастающая мощность строящихся и
проектируемых
Комбинирование процессов первичной перегонки и термического крекинга практиковалось на заводах СССР с 30-х годов. Трудности при эксплуатации и ремонте таких установок были успешно преодолены. Накопленный опыт и современный уровень развития автоматики, телемеханики, дистанционного управления и регулирования технологических процессов позволяют расширить область применения комбинированных установок и сделать их надежными в работе. Основное внимание было уделено созданию прямой перегонки и других процессов переработки нефти.
Возможны
различные комбинации процессов
на одной установке: ЭЛОУ — АТ; АВТ
— вторичная перегонка широкой бензиновой
фракции; первичная перегонка нефти —
каталитический крекинг вакуумного газойля
— деструктивная перегонка гудрона; первичная
перегонка нефти — коксование мазута
в кипящем слое кокса [1].
1-электродегидратор;
2 — отбензинивающая колонна; 3
— основная атмосферная колонна; 4
— вакуумная колонна; 5 — стабилизационная
колонна; 6 — абсорбер; 7- атмосферная печь;
8- теплообменники; 9-конденсаторы-холодильники;
Линии:
I — сырая нефть; II
— обезвоженная и обессоленная нефть;
III — отбензиненная нефть; IV
— мазут; V — стабильный бензин; VI
— боковые продукты атмосферной колонны;
VII — боковые продукты вакуумной колонны;
VIII — гудрон; IX
— водяной пар; X
- оборотная вода; XI
-аммиачная вода; XII - сухой газ; XIII –
сжиженный газ; XIV —
несконденсировавшиеся пары и газы; XV
-легкий бензин; XVI -
горячая струя; XVII -
тяжелый бензин; XVIII-
вода, деэмульгатор и щелочь.
Рисунок
1.6 – Схема комбинированной
Технологическая схема комбинированной установки ЭЛОУ — АВТ приведена на рисунке 1.6. Подогретая в теплообменниках 8 нефть I с температурой 120—140° С в дегидраторах 1 подвергается термохимическому и электрообезвоживанию и обессоливанию в присутствии воды, деэмульгатора и щелочи. Подготовленная таким образом нефть дополнительно подогревается в других теплообменниках и с температурой 220° С поступает в колонну 2. Сверху этой колонны отбирается фракция легкого бензина XV. Остаток III снизу колонны 2 подается в печь 7, где нагревается до 330° С, и поступает в колонну 3. Часть нефти из печи 7 возвращается в колонну 2 в качестве горячей струи. Сверху колонны 3 отбирается тяжелый бензин XVII, а сбоку через отпарные колонны 11 фракции VI (140-240, 240-300 и 300-350° С). Мазут IV снизу колонны 3 подается в печь 15, где нагревается до 420° С, и поступает в вакуумную колонну 4, работающую при остаточном давлении 60 мм рт. cт. Водяные пары, газообразные продукты разложения и легкие пары XIV сверху колонны 4 поступают в барометрический конденсатор 12, несконденсировавшиеся газы отсасываются эжектором 13. Боковыми погонами колонны 4 являются фракции VII, остатком — гудрон VIII. В результате комбинирования АВТ и ЭЛОУ достигается более эффективная переработка нефти, снижается себестоимость продукции за счет снижения доли затрат на энергоносители и компенсацию теплопотерь.
Перегонку остатка из атмосферной колонны — мазута — осуществляют при пониженном давлении на вакуумном блоке установок АВТ. Если перегонять мазут для разделения его на фракции при атмосферном давлении (или близком к нему), это потребует нагрева его до 400°С и выше. При этом высокомолекулярные углеводороды и тяжелые смолистые соединения, входящие в состав мазута, будут, наряду с перегонкой, расщепляться с образованием кокса, газов разложения и более легких углеводородов. Естественно, качество целевых продуктов, получаемых в столь жестких термических условиях не будет отвечать заданной цели, например, получению масляных фракций или сырья для каталитического крекинга.
Информация о работе Проект установки АВТ мощностью 2,5 млн тонн в год