Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа
Значительное внимание при подготовке производства уделяется предпроектным исследованиям, которые являются частью маркетинговой политики предприятия. Основной задачей таких исследований является сбор и конкретизация исходной информации для формирования ассортимента предприятия, проектирования моделей и технологических процессов их изготовления. В практике предпроектных исследований применяются социологические методы, экспертные опросы специалистов, анализ ретроспективной информации о тенденциях моды.
1.3.4. Оценка проектных решений
Объективная оценка каждого проектного решения является важной задачей. В практике проектирования одежды и технологических процессов широко используются методы квалиметрии, которые предполагают установление количественных характеристик свойств объектов, их сопоставление. Оценка свойств одежды с точки зрения ее функций и предъявляемых требований, является оценкой её качества. Принцип формирования требований реализован в номенклатуре показателей качества материалов и одежды в системе стандартов показателей качества (СПК).
При проведении оценки для каждого свойства устанавливаются: числовое значение − абсолютный показатель (Qi); оценка − относительный показатель (Кi); коэффициент весомости(Gi), определяющий степень важности свойства среди других свойств [2, с. 20−23].
Относительный показатель качества определяется в безразмерных единицах путем сравнения с базовым показателем:
Кi = f (Qi : qЭ) (7)
или Кi = f (qЭ: Qi) (8)
где (qЭ) − эталонное значение, представляющее собой нормативное значение, либо лучшее из достигнутых для оцениваемого объекта.
Относительный показатель (0 < Кi < 1).Формула для определения относительного показателя выбирается исходя из того, что улучшение качества всегда соответствует увеличению оценки. Например, для оценки теплозащитной одежды применяется формула (7), поскольку ее качество будет тем выше, чем меньше воздухопроницаемость пакета материалов. И наоборот, у летней одежды качество тем выше, чем больше воздухопроницаемость материалов − формула (8).
Коэффициент весомости Gi определяется экспертным методом путем ранжирования (выставления мест по рангу от 1 − наиболее значимому свойству). Расчетная формула весомости i−го свойства (Gi) следующая:
, (9)
где Gij − место, присвоенное данному свойству данным экспертом,
r − число экспертов (i = 1÷ r), n − количество свойств (j = 1÷ n).
В оценке выделяются дифференциальные показатели, которые предполагают сравнение одного свойства по формуле (7) или (8). Либо комплексные показатели, когда при оценке необходимо учесть несколько свойств. Комплексную оценку определяют на основе средневзвешенных показателей, например, суммируют оценку показателей свойств на основе их весомости:
, (10)
Большинство свойств одежды невозможно измерить на приборах. Поэтому в практике оценки одежды широко используются органолептические методы и балльная оценка. При их применении по каждому из свойств одежды устанавливается эталонное количество баллов. Оценка проводится путем мысленного сравнения с эталоном и снижения показателя, при отклонении свойств образца от эталона. Например, для оценки можно использовать четырех балльную шкалу: «отлично» полное соответствие эталону − «3», «хорошо» − 2, «удовлетворительно» − «1», «неудовлетворительно», полное несоответствие − «0». Для свойств, показатели которых могут быть определены посредством измерений, так же может использоваться бальная оценка. Для этого размерные показатели переводятся в безразмерные путем градации. Например, лучшему, или нормативному значению показателя присваивается оценка в «3» балла, худшему − в «0» баллов. Для промежуточных значений устанавливается оценка «2» и «1» балл соответственно. Итоговый показатель для каждой модели может определяться как среднее арифметическое или средневзвешенное арифметическое значение по формуле (10).
В баллах проводится оценка образца-эталона на художественном совете предприятия. Экспертный метод и оценка применяются при определении уровня новизны конструктивного построения изделий [2, с. 261−264], для обоснования выбора материалов для моделей одежды [10, с. 346−351].
Метод анализа определяется как перебор, осуществляемый с целью выбора из множества возможных вариантов решения, наиболее целесообразного в данных условиях. Либо рассмотрение совокупности свойств объекта для составления заключения о степени его совершенства. При анализе оценивается совокупность свойств целого изделия (общий анализ), либо решение отдельных элементов (избирательный анализ). Например, для выбора моделей используется общий анализ, для выбора конструктивно-декоративных или функционально -декоративных элементов − избирательный.
В проектировании одежды наиболее известны: программа анализа моделей-аналогов технического предложения, разработанная в КТИЛП [2, с. 261−265]; методика анализа конструкторской и технологической однородности моделей для запуска в один технологический процесс, разработанная в РосЗИТЛП Л. П. Шершневой [11, с. 54-73].
Анализ предполагает выполнение следующих этапов:
В программе анализа устанавливается его цель, определяются требования к объектам анализа и принципы их подбора, методы и критерии оценки. Например, целью анализа на стадии технического предложения является выбор композиционных и конструктивных решений моделей одежды для фигур определенного типа телосложения, выбор материалов и др.
Основными принципами подбора моделей являются актуальность и адекватность (выбор из модного предложения), достаточность (рациональное количество), однородность и новизна. По однородности и новизне модели разделяются на три характерные группы: с новым конструктивным решением основных деталей; с новым конструктивным решением декоративно-конструктивных элементов; с новым принципом конструктивного устройства. При подборе должна обеспечиваться объективность и достаточность информации. Подбор моделей-аналогов осуществляется по признакам назначения: сезон, полнотно-возрастная группа. При большом количестве вариантов, в качестве ограничивающих, используются конструктивные признаки − покрой, силуэт, длина изделия.
Оценка моделей-аналогов проводится экспертным методом с использованием бальной оценки. Перечень групповых или единичных показателей для анализа моделей-аналогов составляется на основе иерархической схемы потребительских и технико-экономических показателей качества одежды [2, с. 23−32]. Перечень может включать следующие потребительские показатели, определяющие
1.3.6. Применение синтеза в проектировании
Метод синтеза предполагает соединение частей объектов в новый единый объект с требуемыми свойствами. Синтез выполняется в определенной последовательности:
Синтез положен в основу модульного подхода к проектированию моделей и конструкций одежды, технологических процессов изготовления швейных изделий и реализован в агрегатировании изделий и технологических процессов[2, с. 293]. Этот подход предусматривает создание законченных объектов из элементарных частей, обладающих взаимозаменяемостью и совместимостью по геометрическим и функциональным параметрам.
При модульном проектировании конструкций в качестве элементарной части типовой конструкции выделяют конструктивный модуль. Например, в чертеже − основные линии базисной сетки, среднюю линию спинки, линию проймы. Метод модульного проектирования используется в автоматизированном проектировании эскизов, модельных конструкции одежды [2, с. 294−298]. Этот метод нашел применение в практике проектирования одежды специального назначения.
Синтез при проектировании технологических потоков, предполагает декомпозицию технологических процессов обработки (изготовления) изделия. Процесс расчленяют на части элементарные части − технологические операции, которые обладают функциональной завершенностью. Из них компонуются цепочки последовательных операций (модули технологического процесса), ветви процесса (группы модулей), определяющие блоки процессов, и сборочные комплексы ветвей, определяющие весь процесс [1, с. 48−50].
1.3.7. Методы выполнения проектно-конструкторских работ
Важнейшим этапом проектирования одежды является получение конструкции изделия. Традиционно, в зависимости от характера исходной информации, все известные методы конструирования разделяют на два класса [2, с. 95]:
С точки зрения организации и совершенствования проектно-конструкторских работ наибольший интерес представляет классификация и анализ методов, проведенные в КТИЛП и МТИЛП, и изложенные в работе [12, с. 4−12] Н. А. Рахмановым. По этой классификации все методики конструирования одежды разделяют, в зависимости от используемой исходной информации, на четыре вида.
В методах первого вида исходная информация для проектирования представляется линейными измерениями поверхности фигуры человека и параметрами деталей изделия: припусками, типовым членением, способами формообразования. Эти методики нашли наибольшее применение в практике проектирования. Этот подход реализован Едином методе конструирования одежды (ЦОТШЛ), ЕМКО СЭВ, методиках, разработанных МГУДТ и ЦНИИШП; авторских методиках, среди которых в последнее время широкое распространение нашла методика Германской академии моды «Мюллер и сын». Недостатки таких методик конструирования отметил Г. Л. Трухан [12, с. 5]:
В методах второго вида для получения разверток деталей конструкции используют дискретные данные, представленные в виде пространственных координат точек, полученных с поверхности фигуры или манекена. Эти методы положены в основу автоматизированных методов трехмерного проектирования одежды, которые реализуются в системах автоматизированного проектирования, например, СТАПРИМ, Кадрус (CADRUS) и др.
Методы третьего вида предполагают расчленение поверхности на отдельные участки и последующее их построение на плоскости (методы геодезических линий, треугольников и др.).
В методах четвертого вида в качественной исходной информации используется точная объемная копия фигуры человека или сама фигура. Наиболее полно практические принципы этих метода реализованы в муляжном методе проектирования (методе наколки). Основы этого метода рассмотрены в работе [13, с. 38−63]. В настоящее время этот метод начинает все более широко применяться в практике моделирования одежды.
Таким образом, применяемые методы конструирования определяют существующий процесс конструкторской подготовки производства одежды, как в промышленности, так и в сфере услуг. А именно:
1.4. Методы изучения потребительски
Предпроектные исследования являются составной частью маркетинговой политики предприятия. Чаще всего такие исследования проводятся с целью выявления потребительских предпочтений по видам изделий, по художественно-конструктивным характеристикам моделей (стиль, силуэт, покрой, длина изделия), по рисунку и фактуре материалов и др.
В маркетинговых исследованиях используются различные социологические методы: опрос, наблюдение, и др. Адаптация этих методов для целей проектирования одежды проведена в МГУТД. По формированию коллекций одежды с учетом требований конкретной типологической группы населения в работах [14, с. 37−38; 15, с. 33−36]; по реализации методик «адресного» проектирования одежды − [16, с. 24−25]. Проведение опроса или наблюдения предполагает выполнение следующих этапов:
Информация о работе Проектирование как способ подготовки предприятия к внедрению новой моды