Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа
Значительное внимание при подготовке производства уделяется предпроектным исследованиям, которые являются частью маркетинговой политики предприятия. Основной задачей таких исследований является сбор и конкретизация исходной информации для формирования ассортимента предприятия, проектирования моделей и технологических процессов их изготовления. В практике предпроектных исследований применяются социологические методы, экспертные опросы специалистов, анализ ретроспективной информации о тенденциях моды.
На подготовительном этапе устанавливают цели опроса, состав и численности группы опрашиваемых (респондентов), выбираются способы проведения исследований.
Группу людей (респондентов), среди которых проводятся исследования, называют выборкой. Выборка может отражать состав всей совокупности потенциальных потребителей нового изделия либо услуги, либо ту ее часть, которая в наибольшей степени отражает интересы потребителей. При определении состава выборки используются социально-возрастные и метрические признаки потребителей (пол, возраст, социальная принадлежность, доход, образование, и др.). Для анкетирования численность выборки можно принять равной 100−150 человек [14, с. 37−38]. Или рассчитать как случайную вероятностную выборку по формуле:
(11)
где n − размер выборки; w − доля респондентов в совокупности, в десятичной форме, k – предельно допустимая ошибка выборки, в десятичной форме. Z-фактор равен 1,96 − для доверительной вероятности 95%.
Например, при допустимой ошибке ± 5% (доверительном интервале 95%), и доле интересующих респондентов равной 0,1, размер выборки будет составлять, человек:
Наиболее информативной
5
Рис. 3. Варианты рисунков ткани для изготовления мужской сорочки
При проведении опросов для выявления предпочтительных вариантов может использоваться балльная оценка, когда респондентам предлагается оценить все варианты ответов и присвоить наиболее приемлемым показателям максимальное количество баллов, наименее приемлемым – минимальное.
Для приведенного примера общее количество баллов, полученное в итоге по каждому из вариантов, рассчитывается по формуле:
,
где − количество рассматриваемых вариантов; – бальная оценка варианта ответа; – количество респондентов, присвоивших данному варианту ответа, данную бальную оценку.
При обработке полученной в результате анкетирования информации используются различные статистические методы. Для проведения анализа ответы респондентов группируют по определенным признакам, проводится подсчет количества предпочтений в натуральных единицах и в процентах к общему числу результатов. Для наглядности итоговые результаты анкетирования можно представить в виде статистических таблиц, столбчатых либо круговых диаграмм, используя для этого возможности электронных таблиц Excel.
Если необходимо установить весомость признаков, выполняется ранжирование (см. п. 1.4.3). Для того чтобы оценить взаимосвязи между признаками респондентов и выбираемыми ими характеристиками моделей используется дисперсионный либо регрессионный анализ. Наличие и уровень значимости взаимосвязи для каждого признака может определяться по χ² критерию [17, с. 79]:
(13)
где n − объем выборки; nij − число респондентов, выбравших данную характеристику, k1− число групп по первому признаку; k2 − число групп по второму признаку; i=1÷k1; j=1÷k2.
Рассчитанное значение χ² критерия сравнивается с критическим значением (χ² крит).
Для измерения тесноты связи качественных характеристик рассчитывается показатель связи Чупрова:
(14)
Область его существования (0<Т<1). Чем ближе значение показателя к единице, тем сильнее связь.
Так, в работе Л. П. Шершневой [17, с. 79−82] исследовались взаимосвязи между признаками респондентов и выбираемыми ими изделиями, или характеристиками моделей. Респондент характеризовался социальной принадлежностью, доходом, типом телосложения, образованием, возрастом и т. д. Характеристиками изделия являлись стиль, силуэт, покрой, длина и др. На первом этапе обработки результатов ответы группировались по различным признакам. Например, распределение ответов на вопрос о предпочтительной длине изделий, сгруппированных по уровню образования, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение респондентов по уровню образования, чел.
№ варианта ответа |
Длина изделия
|
Образование |
||
среднее |
высшее | |||
1 |
выше линии колен, (мини) |
30 |
28 |
58 |
2 |
до уровня колен |
34 |
40 |
74 |
3 |
ниже уровня колен на 10...15 см |
94 |
80 |
174 |
4 |
длинная (макси) |
78 |
56 |
134 |
5 |
в зависимости от моды |
100 |
30 |
130 |
|
336 |
234 |
n=570 |
Пример Обработка полученных результатов:
χ²=
Значение χ2крит критерия при числе степеней свободы (5 - 1)×
(2 - 1) = 4 и при уровне значимости α = 0,05 составляет 9,49. Поскольку χ2 > χ2крит взаимосвязь уровня образования и выбора длины платья является значимой.Однако показатель связи Чупрова (14),
свидетельствует, что влияние уровня образования на выбор длины изделия незначительное.
По результатам предпроектных исследований устанавливаются ограничения технического задания, составляются рекомендации по рациональной структуре ассортимента изделий и услуг предприятия, по сочетанию основных художественно-конструктивных признаков в моделях и т. п. Выполняется прогноз объемов услуг по группам ассортимента. В дальнейшем с учетом изменения спроса производится предварительные расчет количества рабочих и бригад по группам ассортимента.
2. Рабочая документация
Рабочая конструкторская документация предназначается для подготовки к раскрою и для контроля качества изделий в производственном процессе. Рабочую конструкторскую документацию на изделие оформляют в виде комплекта лекал и технического описания. Рабочую технологическую документацию разрабатывают для организации технологического процесса в виде схемы разделения труда (СРТ), технологических карт на операции.
2.1. Виды рабочих конструкторских документов
Основными объектами подготовки производства одежды являются модели и конструкции. Модель от франц. Modele, итал. Modello, лат. Modulus − мера, норма, образ. Применительно к проектированию одежды модель − это образец, в который воплощен замысел художника-модельера [2, с. 265]. При индивидуальном производстве модель выполняют в соответствии с обликом и требованиям индивидуального потребителя. В массовом производстве моделью является образец-эталон для изготовления тиража изделий.
В наибольшей степени в промышленности освоено проектирование моделей в виде коллекций. Коллекция от лат. Collection собирание − это система моделей, построенных на основе единого образного решения, стиля, конструкций и структуры материалов [2, с. 154]. Коллекции представляют модное направление в ассортименте продукции или услуг предприятия, их используют в рекламе. Создание модных коллекций осуществляется по сезонам «весна − лето», «зима – осень». Коллекция промышленного предприятия является коммерческой. В основе такой коллекции лежит связь между модой и рентабельностью.
Однако конкуренция, и, как следствие этого, необходимость сокращения сроков и затрат на внедрение новой моды, способствовали развитию проектирования моделей одежды, в основу которого положены основы конструкций. Конструкцию (от лат. Constructio − составление) одежды рассматривают как ее техническую структуру с позиций построения внешней формы, основных частей (деталей), видов соединительных швов, видов материалов [2, с. 82, 84].
В зависимости от содержания, выделяются на групповые и базовые конструкторские документы. Принадлежность изделий к одной группе определяется общими конструктивными признаками при некоторых различиях между собой. Вместо группового документа для нескольких вариантов изделий, может разрабатываться один базовый, который в последующем будет использоваться в производстве самостоятельных изделий. Например, при разработке серии моделей на одной конструктивной основе создают групповые чертежи, на которых изображают основную конструкцию и варианты отличий. Если моделирующей организацией разрабатывается базовое изделие (базовая основа), с использованием которого на предприятии будут создаваться различные варианты моделей, либо будет осуществляться раскрой изделий, то конструкторская документация выполняется как базовый документ.
Для подготовки производства одежды разрабатываются перспективные базовые конструкции, базовые основы конструкций, универсальные базовые конструкции, модельные конструкции.
Перспективные базовые конструкции (ПБК) модной силуэтной формы разрабатываются для анализа нового модного кроя [18, с. 8]. В них отрабатываются оригинальные дизайнерские, конструктивные и технологические решения. В основе разработки конструкции лежит модель, выполняемая на демонстратора и определяющая модный образ, модный тип телосложения. Перспективная конструкция представляет собой чертеж или лекала, часто не уточненные после примерок. На одной из деталей указываются особенности технологической обработки. Техническое описание ПБК не составляется.
Базовая основа конструкции (БО) представляет собой рациональную конструкцию основных деталей, создаваемую с учетом современной размерной типологии населения и оптимальных прибавок на свободное облегание, согласованных с перспективным направлением моды [2, с. 126; 4, с. 174; 18, с. 8]. Базовая основа создается один раз в два − три года. В ней отражается типовое положение и форма основных формообразующих элементов (швов, вытачек), характер технологической обработки. БО разрабатываются по каждому виду одежды с подразделением по силуэтам, покроям, размеро-полнотным группам. Такая конструкция включает в себя лекала основных деталей плечевой одежды: полочку, спинку, рукав.
Универсальные базовые конструкции (УБК) разрабатываются для предприятий сферы услуг. Они отличаются от базовых основ тем, что в них на лекала основных деталей наносится оптимальное количество элементов конструктивного моделирования, создающих форму изделия, и членений, обеспечивающих модные пропорции. [18, с .8]. Комплект лекал УБК аналогичен комплекту лекал БО.
Назначение базовых основ конструкций − непосредственное использование для моделирования новых изделий в соответствии с эскизами, или для раскроя изделий на индивидуальную фигуру.
Для получения фасонного разнообразия комплект лекал базовых конструкций дополняется комплектом лекал модных деталей (лацканы, воротники, манжеты, карманы, паты и др.) и каталогом их зарисовок с указанием номеров рекомендованных базовых конструкций.
Модельная конструкция (МК) разрабатывается на конкретную модель и, в отличие от базовых, она содержит лекала всех деталей изделия (воротник, клапаны, карманы, манжеты и др.).
Лекало − это шаблон для обводки и контроля контуров деталей. Лекала являются основной технической документацией, которая определяет форму и размеры деталей одежды, технические условия их раскроя и изготовления [2, с. 323; 19, с. 173].
2.2.1. Разновидности лекал
В зависимости от использования в производственном процессе различают лекала-оригиналы, лекала-эталоны и рабочие лекала.
Лекала-оригиналы выполняют для базового размеро-роста изделия в результате проектирования. Их комплект может быть представлен чертежами или лекалами, изготовленными из картона. Лекала-эталоны получают по лекалам-оригиналам путем градации на все размеры и роста, рекомендованные для производства модели. Они предназначенные для изготовления образцов-эталонов, проверки точности и качества рабочих лекал. Рабочие лекала изготавливают по лекалам-эталонам. Их применяют в производственном процессе для выполнения раскладок, намелки деталей изделий и проверки качества кроя.
В комплекте лекал изделия выделяют лекала основных, лекала производных деталей, а так же вспомогательные лекала. К основным деталям относятся перед, спинка, рукава, нижний воротник. К производным − детали из основного материала: подборт, верхний воротник, листочка, пояс, шлевка, пата; из подкладочного материала: спинка, полочка, рукав, подкладка передней половинки брюк или юбки, мешковины карманов и др. Из прокладочных материалов: прокладка в полочку, в верхний воротник и подборт, в припуск на подгибку низа изделия и рукавов, плечевая накладка и т. п.
Состав и оформление комплекта лекал зависит от способа производства одежды: изготовление по индивидуальным заказам; по готовым образцам, мелкими сериями или массовое. В конструкцию, предназначенную для серийного и массового производства одежды, входят лекал основных и производных деталей и вспомогательные лекала. В конструкцию, используемую для раскроя индивидуальных заказов, входят только лекала основных деталей. При изготовлении изделий по индивидуальным заказам используются лекала производных деталей отдельных узлов: унифицированные детали мешковин карманов мужских брюк и пиджаков, плечевых накладок.
Информация о работе Проектирование как способ подготовки предприятия к внедрению новой моды