Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии

Автор работы: n*************@list.ru, 27 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества
Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;
- определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность индивидуального подхода учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6
1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12
1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18
Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23
2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23
2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27
2.3.Экспериментальная проверка учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода...............................................................30
Список литературы........................

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 653.50 Кб (Скачать документ)

     - способы обработки информации 

     - результат информационного поиска (статья, аннотация, доклад, видео  и др.)

     - презентация (публикация, в т.ч. в сети, обсуждение в телеконференции и т.д.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реализация  индивидуального  подхода в обучении школьников 

     Проект - слово иноязычное, происходит оно  от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план[29].

     В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования.

     Под проектом понимается самостоятельная  творческая завершенная работа, выполненная  под руководством учителя.

     Работа  над проектом включает в себя составление  обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

     Результаты  проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и  обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников[13].

     Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

     Работа  над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

     Тематика  проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам трудового обучения по курсу «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой[20].

     В тематике проектных заданий следует  учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

     Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

     Количество  участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т. п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т. п.).

     Организуя творческие группы, учителю следует  оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.

     Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности; 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема 

     Можно выделить следующие этапы выполнения проекта[21]:

     - выбор темы проектного задания  с учетом анализа потребностей  дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;

     - оценка интеллектуальных, материальных  и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта;

     - сбор и обработка необходимой  информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги,  рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных;

     - разработка идеи выполнения проекта  с учетом экономических и экологических ограничений;

     - планирование, организация и выполнение  проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности;

     - оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.

     Сроки выполнения проектов в большой степени  зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до одного года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

     Обзор этапов педагогического проектирования, выделяемых различными авторами показал, что в подходе к данному вопросу принципиальных различий у авторов нет. Каждый этап, представляющий часть проектировочной деятельности, характеризуется собственными задачами, механизмом и результатом. Основные этапы педагогического проектирования могут быть представлены следующим образом: анализ ситуации, прогнозирование, моделирование, проектирование, конструирование, программирование, реализация, оформление и представление, мониторинг, рефлексия. При этом каждый этап можно считать частью образовательного процесса, где наряду с получением продукта педагогической деятельности формируется целый комплекс умений, в том числе и гностические, проектировочные, коммуникативные, организаторские, осознаются ценности, установки, инициируются творческие способности.

     В процессе педагогической деятельности (на этапах прогнозирования, проектирования, реализации, представления) формируются  гностические умения, связанные с  переработкой информации[11]:

     - пользоваться учебной, научной  литературой при разработке проекта;

     - формулировать цели индивидуальной  и групповой работы по интегрированным вопросам учебных дисциплин и определять способы их достижения;

     - выделять в информации главное,  логическую структуру материала,  систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные);

     - сравнивать, делать выводы, высказывать  собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям;

     - составлять тезисы своего сообщения,  доклада и др.

       Проектировочные умения[2] (включая некоторые собственно конструктивные действия) формируются на этапах прогнозирования, моделирования, проектирования, алгоритмизации и реализации проекта. Они включают в себя совокупность следующих действий как умений:

     - выявление проблемы, прогноз изменения  ситуации;

     - определение источников, способов  сбора информации;

     - определение содержания, объема, частей  проекта; 

     - проектирование этапов работы  над проектом, выявление особенности  деятельности на каждом из них, выработка плана действий;

     - овладение элементами исследования  в процесс е работы над проектом (наблюдение, выдвижение гипотезы, ее  проверка и др.);

     - формулирование личностных и  коллективных целей проекта - определение конечного результата (продукта) проекта, формы его представления;

     - установление критериев оценки  процесса и результатов педагогической деятельности др.

       Формирование коммуникативных умений в проектном обучении происходит в процессе общения, которое предполагает установление и поддержание контактов, коммуникацию членов проектной группы, общение с преподавателем, консультантами на всех этапах работы над проектом. В основе данных умений лежит система внутренних средств, необходимых для построения эффективного взаимодействия. В составе коммуникативных умений выделяют три составляющие:

     - умение передавать информацию  в процессе общения; 

     - умение устанавливать позитивные  контакты, воздействовать на партнера;

     - умение понимать других или  социоперцептивные умения.

     Последняя составляющая является определяющей и может рассматриваться как ориентировочная основа коммуникативного действия. В процессе обсуждений в ходе работы над проектом, связанным с профориентационными интересами учащихся, формируются умения профессионального общения, которые в свою очередь образуют коммуникативную компетентность человека. Последняя предполагает общность, сходство, взаимное устремление соизмерять, понимать и принимать иное мнение, не только реагировать, но и эмоционально сопереживать[25].

     С проектировочными и коммуникативными умениями тесно связаны организаторские умения. Они проявляются на всех этапах педагогической деятельности в организации получения информации, собственной деятельности каждого участника проекта, а также деятельности и общения членов группы в процессе работы над проектом. Другими словами, они представляют собой умения и навыки управления и самоуправления и включают в себя следующие умения:

     - рационально организовывать индивидуальную, парную, групповую деятельность;

     - распределять функции и роли в соответствии с требованиями совместной деятельности, объем материала, время выполнения индивидуальных частей проекта и деятельности в целом;

     - утверждать в коллективе отношения  оптимизма и перспективы; 

     - осуществлять контроль и самоконтроль, как процесса, так и результата деятельности;

     - корректировать свои собственные  действия и действия членов  проектной группы, добиваясь цели проектной деятельности и др.;

     - организовывать помощь и взаимопомощь  в процессе работы над проектом.

     Учитывая  диалектическую взаимосвязь между знаниями и умениями, можно сказать, что знание, приобретенное учеником в процессе проектной деятельности, отличается большей гибкостью, широтой, актуализацией на применение в новых условиях. Тем самым оно становится основой формирования умений, которые в свою очередь являются источником приобретения новых знаний[30].

     Выделенные  группы умений представляют собой совокупность профессиональных и личностных умений. Индивидуальный подход, выступая средством их формирования, способствует решению задач, стоящих перед школой: вооружение учеников специальными и общеобразовательными знаниями и профессионально-ориентированными умениями, формирование личности школьников.

Информация о работе Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии