Автор работы: n*************@list.ru, 27 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества
Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;
- определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность индивидуального подхода учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6
1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12
1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18
Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23
2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23
2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27
2.3.Экспериментальная проверка учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода...............................................................30
Список литературы........................
Во второй программе на ручную художественную вышивку выделяется 68 часов. Теоретические сведения. Материалы и инструменты. Подготовка к вышивке. Прямой стежок и швы на его основе. Петлеобразный стежок и швы на его основе. Крестообразный стежок и швы на его основе. Косой стежок и швы на его основе. Счетные швы. Сквозные швы. Аппликация. Вышивка бусинками. Разработка проекта и изготовление изделий с вышивкой. Шов узелки. Шов рококо. Атласная гладь. Владимирские швы. Двусторонняя гладь без настила. Двусторонняя гладь с настилом. Художественная гладь. Разработка проекта и изготовление изделий с вышивкой.
Практические работы. Увеличение рисунка с помощью растровой сетки. Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, крестообразными, косыми стежками, счетных, сквозных, владимирских швов. Швов узелки, рококо. Выполнение индивидуального творческого проекта с использованием изученных швов.
В третьей программе на декоративно-прикладное творчество выделяется 16 часов.
Теоретические сведения. Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки гладью. История и современность народных художественных промыслов: мастерская вышивка; торжоское золотое шитье; александровская гладь. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной и штриховой глади, швов «узелки» и «рококо». Понятия «натюрморт», «пейзаж». Подбор материалов для вышивания натюрморта и пейзажа. Технология вышивания натюрморта и пейзажа. Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера.
Практические
работы. Выбор материалов, инструментов
и приспособлений для вышивки гладью.
Подготовка ткани к вышивке. Стилизация
узоров для вышивки. Выполнение элементов
и вышивание узора в технике владимирского
шитья, белой гладью, атласной и штриховой
гладью, двусторонней гладью без настила,
художественной гладью, швами «узелки»
и «рококо».
Теперь проанализируем программы на предмет соответствия заданной темы «Ручная художественная вышивка».
Первая
программа не соответствует нынешним
стандартам, она уже устарела. Раздел ручная
вышивка в этой программе рассматривается
только в 5 классе, что недопустимо для
тематики данной курсовой работы. Также
количество часов на данный раздел недостаточен,
для подробного изучения этого раздела.
Вторая программа очень подробно рассматривает
ручную художественную вышивку. На этот
раздел предусмотрено 68 часов. Разработана
программа для учащихся X(XI) класса, что
не соответствует тематики данной курсовой
работы. Третья программа подробно рассматривает
декоративно-прикладное творчество –
16 часов. В 8 классе по этой программе изучают
художественную вышивку гладью, а хотелось
бы подробно изучать вышивку крестом.
Проанализировав существующие программы,
я пришла к выводу, что нужно разработать
элективный курс по теме «Ручная художественная
вышивка» с уклоном на вышивку крестом.
Элективный
курс «Ручная художественная
вышивка»
Пояснительная
записка
Ручная художественная вышивка - яркое явление национальной культуры, изучение и приобщение к которой обогащает, доставляет радость. Организация обучения и знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.
Настоящая программа курса составлена для изучения ручных вышивок, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых изделий.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями вышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.
В
основу содержания программы курса
положены сведения о вышивке народов России.
Программа курса включает цели и задачи
раздела, знания и умения которые должны
получить учащиеся, способы оценивания
результативности, тематическое планирование,
содержание раздела, виды занятий, определяет
последовательность и объем изучаемого
материала, приложения. Программа рассчитана
16 часов - предпрофильный раздел.
Основные цели программы:
· С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.
· Возможность
практического применения полученных
знаний в быту, компетенции в области
самореализации в выборе профессии.
Основные задачи программы:
· Сохранить
и развивать древний вид
· Развивать творческий потенциал учащихся.
· Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.
·Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.
· Спецраздел предполагает
сочетание теоретических знаний
с практическими элементами умений
и навыков.
Формы проведения занятий:
1. Демонстрация изделий.
2. Занятия с элементами лекций.
3. Практические занятия.
4.
Самостоятельная работа с
5.
Работа над проектом.
Наглядность:
1.
Таблицы: орнаменты,
2. Рисунки - плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.
3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты,
образцы орнаментов.
4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца,
салфетки,
скатерти в различных техниках.
Учащиеся должны научиться:
1.
Правильно подобрать или
2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.
3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
4.
Подбирать ткань, нитки в
рисунка.
5.
Знать способы и уметь
6.
Выполнять работу простым,
мережками, декоративными швами, свободными швами, счетным
крестом, гобеленовым швом. Выполнять работу качественно, учиться
правильно, ухаживать за изделием.
7.
Соблюдать правила техники
Учащиеся должны знать:
1. Виды ручной вышивки.
2. Историю и традиции вышивки.
3. Способы нанесения рисунка на ткань.
4. Способы закрепления нитей.
5. Способы выдергивания нитей.
6. Способы зашивок.
7.
Применение мережек, креста, свободных
швов.
Преподаватель, который будет работать по данной программе элективного курса, должен обладать умениями, иметь возможность показать готовые работы и научить азам вышивки.
Таблица 1
Тематическое планирование раздела «Ручная вышивка»,
8 класс
№
п/п |
Тема | Часы | Теория | Практика |
1. | Место вышивки в истории костюма, интерьера. | 2 | 2 | |
2. | Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. | 2 | 1 | 1 |
3. | Виды гладевого шва. | 2 | 1 | 1 |
4. | Виды швов крестом. | 2 | 1 | 1 |
5. | Другие виды вышивок, их использование. | 2 | 2 | |
6. | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. | 2 | 2 | |
7. | Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. | 2 | 1 | 1 |
8. | Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 16 | 7 | 9 |
Таблица 2
Календарно-тематический
план
№
п/п |
Тема | Теоретические
сведения |
Практическая работа | Дидактическое обеспечение урока |
1. | Место вышивки в истории костюма, интерьера. | Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками | Журналы с работами, вышитыми крестом, плакаты, образцы работ. | |
2. | Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. | Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет. Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладываться на ткань. | Подбор ниток, иголок, ткани для вышивания крестом. | Инструменты и материалы, необходимые при вышивке крестом. |
3. | Виды гладевого шва. | Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделия можно вышить гладевыми швами. | Практический показ и пробы выполнения стежков. | Образцы работ. Плакат видов глади. |
4. | Виды швов крестом. | Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка. | Практический показ
и пробы выполнения стежков. |
Образцы работ. Плакат виды вышивки крестом. |
5. | Другие виды вышивок, их использование. | Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и на изделиях, выполнение стежков. | Журналы с работами, вышитыми крестом в этих техниках, плакаты, образцы работ. | |
6. | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. | Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении, использовании и уходе за вышитым изделием. Работа над проектом. | Журналы с работами, вышитыми крестом. | |
7. | Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. | Навыки вышивки
выбранного вида |
Практический показ и выполнения вышивки выбранного вида. | |
8. | Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. | Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. | Оценивание: защита творческого проекта. | Плакаты и презентация об учебных заведениях данной профессии. |