Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии

Автор работы: n*************@list.ru, 27 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества
Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;
- определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность индивидуального подхода учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6
1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12
1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18
Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23
2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23
2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27
2.3.Экспериментальная проверка учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода...............................................................30
Список литературы........................

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 653.50 Кб (Скачать документ)
 

     Содержание  программы: 

     Место вышивки в истории  костюма, интерьера.

     Теория: Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками.  

     Приспособления, материалы, инструменты  для рукоделия.

     Теория: Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет. Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладываться на ткань.

     Практика: Подбор ниток, иголок, ткани для вышивания крестом. 

       Виды гладевого  шва.

     Теория: Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделия можно вышить гладевыми швами.

     Практика: Практический показ и пробы выполнения стежков. 

     Виды  швов крестом.

     Теория: Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка.

     Практика: Практический показ и пробы выполнения стежков. 

     Другие  виды вышивок, их использование.

     Практика: Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и на изделиях, выполнение стежков.  
 
 
 

     Подбор  рисунка, выбор канвы  для вышивки крестом 

     Практика: Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении, использовании и уходе за вышитым изделием. Работа над проектом. 

     Практическое  занятие; формировать  навыки вышивки выбранного вида.

     Теория: Навыки вышивки выбранного вида.

     Практика: Практический показ и выполнения вышивки выбранного вида. 

     Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности.

       Теория: Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности.

     Практика: Оценивание: защита творческого проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методические подходы  к обучению учащихся 8-х  классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода 

       Важным  условием получения информации по изучению динамики формирования компонентов учебной деятельности является способность учителя целенаправленно наблюдать за деятельностью каждого ученика, делать пометки, записывать, соотносить реальную деятельность учеников с описанием уровней. Изучить динамику можно с помощью специальных методик, заданий. Именно разнообразие методов, форм, средств в обучении позволяет добиться педагогу определенных результатов.

       В истории дидактики сложились  различные классификации методов  обучения, наиболее распространенными из которых являются: по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;

по источнику  получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

Практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично поисковый; исследовательский; по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический.

       Типы  уроков в зависимости от формы их проведения:

- Урок ознакомления с новым материалом

- Урок закрепления  изученного

- Урок применения знаний и умений

- Урок обобщения  и систематизации знаний

- Урок проверки  и коррекции знаний и умений

- Комбинированный  урок

       Средства  обучения: наглядные пособия, плакаты, учебники, дидактические материалы, оборудование, компьютер, проектор и т.д. 

     Разработка  планов - конспектов урока раздела «Ручная вышивка» 

План-конспект №1

Тема  урока: «Приспособления, материалы, инструменты для вышивки крестом. Вышивка крестом» 

Цель  урока: сформировать основные умения и навыки учащихся при изучении вышивки крестом, а также приспособлений и материалов для нее.

Задачи  обучения:  сформировать знания, умения и навыки в вышивке крестом.

Задачи  воспитания:  воспитывать у учащихся нравственные качества личности, бережное отношение к предметам.

Задачи  развития:  при обучении развивать у учащихся познавательный интерес к выполняемой работе, творческие способности, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Тип урока: комбинированный

Методы  обучения: объяснительно- иллюстративный

Наглядные пособия: плакат « Материалы и инструменты для вышивки крестом», плакат «Стежки крестом»

Оборудование: набор инструментов для рукоделия; канва, мулине, иголка для вышивания.

План  урока:

  1. Организационный момент (3 минут)
  2. Актуализация знаний (12 минут)
  3. Изучение нового материала (20 мину)
  4. Практическая работа (50 минут)
  5. Подведение итогов (5 минут)

Ход урока:

  1. Организационный момент
  1. Подготовка учащихся к занятию
  1. Приветствие
  2. Получение сведений об отсутствующих
  3. Сообщение темы и цели урока
  1. Актуализация знаний

Прежде чем  преступать к теме: «Приспособления, материалы и инструменты для вышивки крестом», давайте проверим ваши знания:

Что такое рукоделие? (Что такое рукоделие? В принципе, это любые практики, в процессе которых с помощью рук и подручных инструментов изготавливаются изящные и красивые вещицы.)

Какие виды рукоделия  вы знаете? (Существует несколько традиционных видов рукоделия: вязание, шитье, вышивка и проч.)

  Как вы  думаете, какие инструменты нужны  для вышивки крестом? (Ткань, нитки,  ножницы, иголка) 

  1. Изучение  нового материала
 

Что такое рукоделие? Наверное - это все то, что сделано  своими руками, обычно женскими руками. С давних времен женщины занимались рукоделием. Вязали спицами, крючком, вышивали, шили одежду своими руками, в общем - рукодельничали. Изготовленные рукоделием вещи и поделки использовались в доме как украшения, подарки, одежда, а для многих изготовленные руками вещи, приносили неплохой доход.   

Вышивка крестом  — вид вышивания. Это способ вышивания  рисунка на канве с помощью  иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом  — из видов рукоделия, искусство  которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание  крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет. 

Материалы и  инструменты для вышивки крестом. 

      Ткани.

Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо  видны нити основы, на полотнах, где  нити основы и утока расположены  под прямым углом друг к другу  и где нити одинаковой толщины (двунитка, льняное полотно, канва).

         Нитки.

В качестве ниток  для вышивки крестом подойдут хлопчатобумажные нитки для вышивания (например, мулине). Петельный шелк, а также шерсть. Самое главное - подобрать подходящие по толщине и качеству нитки к ткани для вышивки.

Счетные схемы.

Для вышивки  крестом образцом и руководством служит счетная схема. Схемы бывают условные, т.е. клеточки обозначены условными знаками и цветные. Мотив для вышивки можно подобрать из журнала, в специализированных магазинах продают схемы, наборы, куда входит рисунок, нанесенный на канву и набор ниток. Схемы можно создавать самим предварительно определив, для какого изделия нужна вышивка.

Иглы.

Счетная вышивка  крестом выполняется иглой без  острого кончика, т.е. специальными иглами для вышивания. Иглы нумеруются в зависимости от толщины и размера ушка и выбирают их, ориентируясь на ткань, на которой собираются вышивать.

  1. Практическая работа

Сегодня на уроке  практической работой будет выполнение стежков крестом по образцам, изображенных на плакате.

Вводный инструктаж:

Повторить технику безопасного труда

При работе с ножницами:

1.Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.

2.Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).

3. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и

дисциплинированы.

4. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.

5. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.

При работе с иглами:

1. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок.

2. В случае  обнаружения непригодных для  работы иголок и булавок сдать их учителю.

3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.

4. Не оставлять  иголки и булавки на рабочей  поверхности стола

Текущий инструктаж:

Ученики занимаются выполнением стежков крестом. Учитель  наблюдает, комментирует, подсказывает и помогает.

Заключительный  этап:

Сообщить ученикам о времени окончания практической работы. Оценить работу. 

Справа сверху влево вниз.

Крестик выполняется 
полностью затем  
переходит к следующему.

Переход к другому  ряду.

Слева снизу.

Крестики  по диагонали.
 
 
 

Физкультминутка.

Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность глазам и пальцам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений:

- Зажмурим глаза,  посчитаем до трех. Откроем. Сделаем  так три раза.

- Разведем пальцы  и с силой согнем. Повторим 3 раза.

- Поочередно  поморгаем глазами пять раз.  Отдохнули? 

Информация о работе Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии