Автор работы: n*************@list.ru, 27 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества
Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;
- определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность индивидуального подхода учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6
1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12
1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18
Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23
2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23
2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27
2.3.Экспериментальная проверка учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода...............................................................30
Список литературы........................
Продолжаем работу.
V. Подведение итогов.
Вот мы завершили выполнение стежков крестом. Давайте вспомним, как выполнялась эта работа. Назовите, пожалуйста, этапы вашей работы.
Домашнее задание
Оформить пособие по технологии
Уборка рабочих
мест
План-конспект №2
Тема
урока: «Виды швов крестом»
Цель урока: сформировать основные умения и навыки учащихся при изучении видов вышивки крестом.
Задачи обучения: сформировать знания, умения и навыки в видах вышивки крестом.
Задачи воспитания: воспитывать у учащихся нравственные качества личности, бережное отношение к предметам.
Задачи развития: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес к выполняемой работе, творческие способности, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный
Наглядные пособия: плакат « Виды швов крестом
Оборудование: набор инструментов для рукоделия; канва, мулине, иголка для вышивания.
План урока:
Ход урока:
Прежде чем преступать к теме: «Виды швов крестом», давайте проверим ваши знания:
Какие группы швов вы знаете? (Швы первой группы называют счетными, швы второй группы - свободными.)
Какие швы относятся к счетным? (полукрест или роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.)
Какие швы относятся
к свободным? (стебельчатый, тамбурный,
узелки)
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани, ко второй — по свободному, заранее нарисованному контуру.
Швы первой группы называют счетными, швы второй группы - свободными. Наиболее древними являются счетные швы. Выполняются они на холсте с очень четким, ровным переплетением нитей. Счетные швы выполняли, отсчитывая нити ткани по утку и основе, отсюда и название швов. К ним относятся: полукрест или роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.
Двусторонний шов роспись при менялся для украшения ткани в глубокой древности. Им выполнялись как полосы с геометрическими мотивами, так и сложные сюжетные композиции с фигурами лошади, барса, птицы, человека. Контур узора обшивался тонкими, идущими в разных направлениях, стежками. Силуэтное изображение смотрелось легким, кружевным узором.
В современных узорах для вышивки крестом встречаются и другие швы: вперед иголку, косичка, косая гладь.
Крест появился позже шва роспись, примерно во второй половине ХIV в., когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовались узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется быстрее шва роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью. Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамленным четырьмя стежками, это — тамбовский крест.
Крест
относится к самым
Вышивка крестом используется всесторонне: для отделки одежды и ее деталей (блузки, платья, пояса, карманы, воротники а др.), для украшения столового белья и бытовых предметов (гарнитуры салфеток, скатерти, диванные подушки и т. п.). Очень нарядно выглядят крестики на детских вещах. Разные зверюшки, цветочки, домики, снежные бабы украшают не только детскую одежду, но и окружающие ребенка предметы (драпировки, подушки, салфетки в детской комнате или уголке). Одноцветную вышивку крестом можно обвести по контурам строчкой нитками иного цвета, причем стежки строчки кладутся в разных направлениях в зависимости от узора.
Кресты вышиваются
разными способами. Счетные вышивки
делятся на сквозные, называемые
строчкой и вышивки, выполняемые по
поверхности ткани.
Вышивка по свободному контуру возникла значительно позже. Это тамбурный шов, верхошов, гладь, стебельчатый и другие. К простейшим швам относятся контурные - "вперед иголку", стебельчатый, тамбурный и т.п., а также петельный и "козлик", петельки с прикрепками и "узелки". Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные. Все они несложные в выполнении, но, освоив их, можно выполнять более сложные узоры.
Занятия
вышивкой могут вызвать у рукодельницы
желание составить свой узор и выполнить
его в цвете. Такие занятия помогут открыть
в себе способность к творчеству, почувствовать
желание постоянно заниматься любимым
и увлекательным делом.
Практическая работа
Сегодня на уроке практической работой будет выполнение различных видов швов крестом по образцам.
Вводный инструктаж:
Повторить технику безопасного труда
При работе с ножницами:
1.Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2.Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
3. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и
дисциплинированы.
4. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
5. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
При работе с иглами:
1. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок.
2. В случае обнаружения непригодных для работы иголок и булавок сдать их учителю.
3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.
4. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола
Текущий инструктаж:
Ученики занимаются выполнением стежков крестом. Учитель наблюдает, комментирует, подсказывает и помогает.
Заключительный этап:
Сообщить ученикам
о времени окончания
V. Подведение итогов.
Вот мы завершили выполнение видов швов крестом. Давайте вспомним, как выполнялась эта работа. Назовите, пожалуйста, этапы вашей работы.
Домашнее задание
Оформить пособие по технологии
Уборка рабочих
мест
Методические
рекомендации по ведению
индивидуальной работы
на уроках.
Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных качеств. Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий.
Задача индивидуального
Третьим элементом
2.3.
Методика проведения
и результаты экспериментальной
работы
Цели экспериментальной работы:
-
провести экспериментальное
- провести диагностику усвоения материала по разделу.
Экспериментальное обучение проводилось в 2011 учебном году в школе №14 г. Брянска. Экспериментом были охвачены ученики 8 «А» класса в количестве 15 человек.
В качестве контрольной группы была взята группа учащихся 8 «Б» класса той же школы и в том же количественном составе.
Во время эксперимента обучение проводилось по программе «Ручная вышивка» учащихся 14 школы с целью определения положений о приемах обучения и уточнения доступности материала. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанным конспектам уроков. Кроме того, для эксперимента были подготовлены образцы готовых изделий, технологические карты, а также рисунки и чертежи. Каждый ученик был обеспечен всеми необходимыми инструментами и материалами для практических работ.