Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии

Автор работы: n*************@list.ru, 27 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества
Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;
- определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность индивидуального подхода учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6
1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12
1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18
Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23
2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23
2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27
2.3.Экспериментальная проверка учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода...............................................................30
Список литературы........................

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 653.50 Кб (Скачать документ)

     Существенное  различие в обучении учащихся контрольной  и экспериментальной групп заключалось в методической стороне проведения уроков.

     Для проверки результатов эксперимента учащимся обоих классов давались специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем программы. Учащимся также предлагались письменные работы, в которых они описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно анализировались.

       На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:

  1. Определить результат сформированности и проанализировать уровень развития мыслительных процессов.
  2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах.

     При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.

     Оценка  уровня знаний по разделу учащихся 8 «а» класса.

     Таблица № 3 

     
Ученик Номер задачи Всего
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 + - 0
Анишин  И. + - + + - + - + + - 0 - + + + 9 5 1
Беликов Е. + - 0 + - + - - + + - + + - - 7 7 1
Вайсеро О. - + + - 0 - + - + + + + - + + 9 5 1
Власовец  Е. + - 0 - + - + + - + - + + - + 8 6 1
Кашутина  О. - + 0 - + - + - + + + + - + - 8 6 1
Кузьмин С. + - + - + - + - - + - + + 0 + 8 6 1
Лозгачев  М. - + - + - + - + 0 - + - + + + 8 6 1
Львова  Д. + - 0 - + + + -   - - + + + + 8 6 1
Резник  О. + - + - - + 0 + - - + - - + + 7 7 1
Ситин А. + - + - + - + - + + + 0 - + + 9 5 1
Чекулаев  Д. + - + + + - + - + - + + 0 - - 8 6 1
 
 

     Проанализировав данную ведомость, составляется диаграмма, отражающая процент правильных ответов.  
 

     Диаграмма №1

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сопоставив  результаты полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах видно, что на последнем процент правильных ответов повысился. Наглядно это видно на примере Кашутиной О., Чекулаева Д., Ситина А. Несмотря на это, в некоторых заданиях ошибки всё-таки допускаются из-за невнимательности.

     Аналогичная работа была проведена в 8 классе. При  обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость, которая отражает количество правильных ответов.

     Оценка  уровня развития знаний умений и навыков по разделу «Ручная вышивка» учащихся 8 «б» класса

 

Таблица № 4

Фамилия, имя  Осведомлённость Аналогии Классификация Обобщения Числовые 

ряды

Аниськина В. 9 5 4 9 4
Васильева К. 8 3 7 7 6
Волошина  Т. 8 9 9 8 5
Ермохина  М. 12 8 9 6 7
Карпеева  К. 10 7 5 7 4
Кузьменко Н. 9 4 6 7 7
Парамонова  Л. 11 6 7 9 6
Сафарова  Э. 11 4 5 5 5
Толстякова  М. 10 5 10 9 8
 

     Исходя  из полученных данных, можно составить  диаграмму, отражающую степень развития знаний, умений и навыков по разделу «Ручная вышивка».

     Диаграмма №2.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таким образом, использование дидактических  игр повлияло на развитие знаний, умений и навыков по разделу «Ручная вышивка» в целом. Следовательно, применение дидактических игр на уроках технологии является эффективным способом развития у детей основных познаний по разделу в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Реализация  принципа индивидуального подхода к учащимся 8-х классов на уроках технологии во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.

     Нетрадиционные  формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

     Индивидуальный  подход к учащимся 8-х классов на уроках технологии был осуществлен с помощью следующих задач:

     - определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;

     - разработать методические материалы,  позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;

     - экспериментально проверить возможность  индивидуального подхода учащихся  на уроках технологии с использованием  разработанной структуры совместной  учебно-творческой деятельности  учащихся и преподавателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Адаменко А.С. Творческая техническая  деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.

     2. Алексеев В.Е. Организация технического  творчества учащихся М. 2004 г., с. 23-38.

     3. Бабанский Ю.К. Педагогика М,  Просвещение, 2004г., с. 33-37.

     4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г., с. 44.

     5. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная  педагогика. Екатеринбург: «Деловая  книга», 2005г., с. 11-13.

     6. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышепольский И.С. Черчение. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004г., с. 56-60.

     7. Вакуленко В.А. Опорный конспект  по предмету Организации и  методика производственного обучения, 2003 г.

     8. Виноградов В.Н.. Внеклассная работа  по черчению в школе. Издание второе, дополненное. М.: Просвещение, 2005г., с. 47.

     9. Волков И.П. Приобщение к творчеству  М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64.

     10. Есипов Б.Г. Основы дидактики.  М, 2003г., с. 12-15.

     11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь.  М, 2002г., с. 38.

     12. Зимняя А.И. Педагогическая психология.-2-ое издание. - М.: Логос, 2005г., с. 48.

     13. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г., с. 18-22.

     14. Казанский Н.Г. Дидактика. М, 2004г., с.33.

     15. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г., с. 122.

     16. Коменский Я.А. Великая дидактика. М, 2004г., с. 24- 36.

     17. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.

     18. Лернер И.Я. Процесс обучения  и его закономерности - М., 2004г., с. 66.

     19. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М., 2002г., с. 37-40.

     20. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002г., с. 58-60.

     21. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с. 98-104.

     22. Преображенская Г.П., Кучукова Т.В. , Беляева И.А. Черчение. Рабочая тетрадь №1. основные правила оформления чертежей. Построение чертежа “плоской” детали. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2004г., с. 12.

     23. Родионов В.Е. Теоретические основы  педагогического проектирования: Автореф. дис. докт. пед. наук.- Спб, 2005г.

     24. Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе. М, 2005г., с. 133-135.

     24. Сериков В.В. Образование и  личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- Логос, 2004г., с. 56-59.

     25. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,

     с. 22-27.

     26. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М., 2003г., с. 17-24.

     27. Степакова В.В., Анисимова Л.Н.Черчение. Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. Под редакцией В.В.Степаковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М.: Просвещение, 2005г., с. 44-47.

     28. Чепель Т.Л. Психологические механизмы  интенсивного педагогического образования//Педагогика.-2005.-№ 1-2.

     29. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. С-Пб, 2005г., с. 70-74.

     30. Шашкин Д.Ю. Методы проектов на уроках технологии в школе. М, 2005г., с. 56-64.

 

      Приложения 

Приспособления, материалы, инструменты для вышивки крестом

 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнение  стежков крестом. Виды стежков крестом

     

Информация о работе Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии