Автор работы: n*************@list.ru, 27 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества
Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;
- определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность индивидуального подхода учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6
1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12
1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18
Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23
2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23
2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27
2.3.Экспериментальная проверка учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода...............................................................30
Список литературы........................
Существенное различие в обучении учащихся контрольной и экспериментальной групп заключалось в методической стороне проведения уроков.
Для проверки результатов эксперимента учащимся обоих классов давались специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем программы. Учащимся также предлагались письменные работы, в которых они описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно анализировались.
На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:
При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.
Оценка уровня знаний по разделу учащихся 8 «а» класса.
Таблица
№ 3
|
Проанализировав
данную ведомость, составляется диаграмма,
отражающая процент правильных ответов.
Диаграмма №1
Сопоставив результаты полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах видно, что на последнем процент правильных ответов повысился. Наглядно это видно на примере Кашутиной О., Чекулаева Д., Ситина А. Несмотря на это, в некоторых заданиях ошибки всё-таки допускаются из-за невнимательности.
Аналогичная работа была проведена в 8 классе. При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость, которая отражает количество правильных ответов.
Оценка уровня развития знаний умений и навыков по разделу «Ручная вышивка» учащихся 8 «б» класса
Таблица № 4
Фамилия, имя | Осведомлённость | Аналогии | Классификация | Обобщения | Числовые
ряды |
Аниськина В. | 9 | 5 | 4 | 9 | 4 |
Васильева К. | 8 | 3 | 7 | 7 | 6 |
Волошина Т. | 8 | 9 | 9 | 8 | 5 |
Ермохина М. | 12 | 8 | 9 | 6 | 7 |
Карпеева К. | 10 | 7 | 5 | 7 | 4 |
Кузьменко Н. | 9 | 4 | 6 | 7 | 7 |
Парамонова Л. | 11 | 6 | 7 | 9 | 6 |
Сафарова Э. | 11 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Толстякова М. | 10 | 5 | 10 | 9 | 8 |
Исходя из полученных данных, можно составить диаграмму, отражающую степень развития знаний, умений и навыков по разделу «Ручная вышивка».
Диаграмма №2.
Таким
образом, использование дидактических
игр повлияло на развитие знаний, умений
и навыков по разделу «Ручная вышивка»
в целом. Следовательно, применение дидактических
игр на уроках технологии является эффективным
способом развития у детей основных познаний
по разделу в целом.
Заключение
Реализация принципа индивидуального подхода к учащимся 8-х классов на уроках технологии во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.
Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.
Индивидуальный подход к учащимся 8-х классов на уроках технологии был осуществлен с помощью следующих задач:
- определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
-
разработать методические
-
экспериментально проверить
Список
литературы
1.
Адаменко А.С. Творческая
2.
Алексеев В.Е. Организация
3. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37.
4.
Баранов С.П. Принципы
5. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г., с. 11-13.
6. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышепольский И.С. Черчение. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004г., с. 56-60.
7.
Вакуленко В.А. Опорный
8. Виноградов В.Н.. Внеклассная работа по черчению в школе. Издание второе, дополненное. М.: Просвещение, 2005г., с. 47.
9.
Волков И.П. Приобщение к
10. Есипов Б.Г. Основы дидактики. М, 2003г., с. 12-15.
11.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь.
12. Зимняя А.И. Педагогическая психология.-2-ое издание. - М.: Логос, 2005г., с. 48.
13. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г., с. 18-22.
14. Казанский Н.Г. Дидактика. М, 2004г., с.33.
15.
Каиров И.А. Педагогическая
16. Коменский Я.А. Великая дидактика. М, 2004г., с. 24- 36.
17. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.
18. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М., 2004г., с. 66.
19.
Махмутов М.И. Современный
20. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002г., с. 58-60.
21.
Основы педагогического
22. Преображенская Г.П., Кучукова Т.В. , Беляева И.А. Черчение. Рабочая тетрадь №1. основные правила оформления чертежей. Построение чертежа “плоской” детали. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2004г., с. 12.
23.
Родионов В.Е. Теоретические
24. Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе. М, 2005г., с. 133-135.
24.
Сериков В.В. Образование и
личность. Теория и практика
25. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,
с. 22-27.
26. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М., 2003г., с. 17-24.
27.
Степакова В.В., Анисимова Л.Н.Черчение.
Учебник для учащихся
28.
Чепель Т.Л. Психологические
29. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. С-Пб, 2005г., с. 70-74.
30. Шашкин Д.Ю. Методы проектов на уроках технологии в школе. М, 2005г., с. 56-64.
Приложения
Приспособления, материалы, инструменты для вышивки крестом
Выполнение стежков крестом. Виды стежков крестом