Качесво химического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание

В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 656.00 Кб (Скачать документ)

    Для отслеживания контроля знаний подходит любой из этих способов,

                                                       56

                                                     

но необходимо отметить, что предъявляя один и  тот же тест в разных формах, мы получим разные результаты.

По целям использования  выделяются следующие группы тестов:

  • Определяющий тест, предназначенный для оценки начальных способностей (применяется в начале года или четверти), несложный, охватывающий небольшой диапазон знаний)
  • Формирующий тест (используется для контроля за прогрессом обучения, затрагивает ограниченный сегмент обучения, оценивается результаты обучения определенной главы или раздела, делается на оценке степени владения материалом).
  • Диагностический тест, предназначенный для определения трудностей обучения, (внимание сосредотачивается на ответах учащихся, содержит большое число вопросов, имеющих отношение к конкретной тестируемой области). Этот тест фокусируется на распространенных ошибках учащихся, четко ожидаемых результатах обучения, имеет очень невысокий уровень сложности, применяется для тех учеников, у которых есть проблемы обучения.
  • Суммирующий тест. Данный тест разрабатывается для оценки широкого диапазона результатов обучения, определяет степень достижений, содержит более сложные вопросы.

Для мониторинга  можно использовать три вида тестов, это – определяющий, диагностический  и суммирующий.

Основные требования к тестам

Под содержанием  теста подразумевается оптимальное  отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых знаний. При создании теста обычно ставятся цели, задачи и ожидаемые результаты.

В научной литературе выделяют 4 основные задачи:

    - Обучающая задача направлена на формирование у учащихся знаний основных общеучебных умений и навыков усвоения в процессе учебной деятельности.

     -   При этом необходимо инструктировать учащихся о требованиях к выполняемой работе и ее частям, знакомить со способами самоконтроля.

    - Развивающая  задача направлена на развитие  учебных мотиваций, на формирование у учащихся приемов самоконтроля.

    - Контролирующая  направлена на усвоение у учащихся  учебного материала, по нему  они могут самостоятельно проверить  свои знания по теме, определить  уровень подготовки.

    - Воспитывающая  задача направлена на интересы учащихся к предмету.

                                                    57 
     

    Она фиксирует  отношение учащегося к себе как  к субъекту.

    Содержание  теста не может быть только легким или только трудным. Трудность теста  зависит от цели, уровня овладения материалом, специальными умениями и навыками, уровня развития психических познавательных процессов.

                  Критерии ориентированности теста

В любой тест должны быть включены три основных уровня умения усвоения знаний и умений.

1. Первый уровень – базовый, на этом уровне ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.

2. Второй уровень  обеспечивает овладение учащимися  теми общими и специфическими  приемами учебной и умственной  деятельности, которые необходимы  для решения задач.

3. Третий уровень  поднимает учащихся на уровень  осознанного творческого применения  знаний, предусматривает свободное  овладение практическим материалом, приемами учебной работы умственных  действий.

Согласно методике составления теста, разработанной в лаборатории образования ИОСО РАО, основная часть должна состоять из заданий вопросов первого и второго уровней. Именно задания этих уровней соответствуют обязательным требованиям к знаниям и умениям учащихся.

Методическое описание работы

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, мы используем метод тестирования.

Тесты могут  быть использованы не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют  ученикам самостоятельно обнаружить и  ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  1. Создавать каждому ученику ситуацию успеха,
  2. Вовлекать каждого ребенка в активную познавательную деятельность.
  3. Предоставить ученику возможность работать (в своем темпе, на своем уровне сложности).

                                                            58 
 

Все тестовые задания  составляются с учетом психологических особенностей учащихся в соответствии со следующими принципами:

  • Познавательность,
  • Разноуровневость изучения материала: 1 уровень – репродуктивный, 2 – аналитический, 3 – творческий.
  • Успешность: первое задание в любой самостоятельной работе составлено так, что его может выполнить даже самый слабый ученик.
  • Логичность и последовательность.
  • Многовариантность.
  • Полнота и всесторонность подачи материала.
  • Универсальное применение: можно использовать и при изучении новой темы и при повторении.

Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Методические особенности тестового контроля с различными типами заданий

С целью повышения  активности и самостоятельности  учащихся на уроках химии мы применяем  методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный, профнаправленный.

Данные типы развивают у учащихся умения анализировать  задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др.

Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала. Но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу.

            Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

          Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.

                                                   59 

           Алгоритм тестирования, применяемый на наших уроках химии:

  1. Относитесь к тестированию серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.
  2. Помните, что на выполнение работы дается ограниченное время.
  3. Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.
  4. НЕ задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.
  5. Помните, что Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.
  6. Из нескольких предложенных вариантов выберите один правильный ответ.
  7. Ответ на задание состоит из одной цифры. В карточке для фиксации результатов тестирования ответы напишите в виде колонки цифр.
  8. Если Вы не согласны ни с одним из предложенных ответов или условию задания , на Ваш взгляд, соответствуют несколько ответов из числа предложенных, то ответ введите с помощью цифры 0
  9. Не забудьте на своей карточке поставить название темы, класс, дату выполнения работы, свою фамилию и имя.

Учащиеся получают контрольную программу – тест, знакомятся с вопросами, последовательно анализируют варианты ответов и заносят их в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы.

Оценивание результатов  работы:

Оценивание  результатов проводится следующим образом:

- единицей, по  которой можно судить о качестве  выполнения учащимися тестового задания, служит так называемая существенная операция теста (проверки, при которых необходимо заполнить номер правильного ответа).

- для выполнения  и подсчета числа существенных  операций теста используется  эталон с правильным ответом.

- если операция  выполнена правильно, то учащийся  получает один балл,

 - если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов.Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.

Общее число  существенных операций теста соответствует 100%, а число существенных операций, выполненных учащимся х%

В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым учащимся, а потом переводится в соответствующую  отметку. Например, 79 из 100% - “хорошо”, 53 из 100% - “удовлетворительно”.

Тестовые задания  используются нами на уроках закрепления, повторения,

                                                  60 
 

 при итоговом  контроле и контрольной работе. По результатам тестирования  составляется мониторинг знаний учащихся.

Результаты обучения и внедрения системы тестирования на уроках химии:

  • Значительно улучшилось качество знаний и успеваемость.
  • Сформировались навыки самостоятельно совершенствовать и углублять знания по химии, что в свою очередь, способствует развитию интереса к этому предмету, в использовании знаний на практике.
  • Развились такие качества как трудолюбие и целеустремленность.
  • Повысилось качество знания выпускников поступающих в ВУЗ

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);
  • тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

В рамках каждого  типа можно выделить несколько видов  тестовых заданий в зависимости  от формы вариантов ответов. 
Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.

Виды тестовых заданий представлены в таблице: 
 
 
 
 

                                                 60 
 

                             Виды тестовых заданий.

  Форма тестового задания Инструкция
Закрытого типа альтернативный  выбор испытуемый  должен ответить «да» или «нет»
установление  соответствия испытуемому предлагается установить соответствие элементов  двух списков
множественный выбор испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка
установление  последовательности испытуемый  должен расположить элементы списка в определенной  
 

последовательности

Открытого типа дополнение испытуемый  должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)
свободное изложение испытуемый  должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них  в задании не накладываются

Информация о работе Качесво химического образования