Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа
В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Для отслеживания контроля знаний подходит любой из этих способов,
но необходимо отметить, что предъявляя один и тот же тест в разных формах, мы получим разные результаты.
По целям использования выделяются следующие группы тестов:
Для мониторинга можно использовать три вида тестов, это – определяющий, диагностический и суммирующий.
Основные требования к тестам
Под содержанием
теста подразумевается
В научной литературе выделяют 4 основные задачи:
- Обучающая задача направлена на формирование у учащихся знаний основных общеучебных умений и навыков усвоения в процессе учебной деятельности.
- При этом необходимо инструктировать учащихся о требованиях к выполняемой работе и ее частям, знакомить со способами самоконтроля.
- Развивающая задача направлена на развитие учебных мотиваций, на формирование у учащихся приемов самоконтроля.
- Контролирующая
направлена на усвоение у
- Воспитывающая задача направлена на интересы учащихся к предмету.
Она фиксирует отношение учащегося к себе как к субъекту.
Содержание теста не может быть только легким или только трудным. Трудность теста зависит от цели, уровня овладения материалом, специальными умениями и навыками, уровня развития психических познавательных процессов.
Критерии ориентированности теста
В любой тест должны быть включены три основных уровня умения усвоения знаний и умений.
1. Первый уровень – базовый, на этом уровне ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.
2. Второй уровень
обеспечивает овладение
3. Третий уровень
поднимает учащихся на уровень
осознанного творческого
Согласно методике составления теста, разработанной в лаборатории образования ИОСО РАО, основная часть должна состоять из заданий вопросов первого и второго уровней. Именно задания этих уровней соответствуют обязательным требованиям к знаниям и умениям учащихся.
Методическое описание работы
На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, мы используем метод тестирования.
Тесты могут быть использованы не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Все тестовые задания составляются с учетом психологических особенностей учащихся в соответствии со следующими принципами:
Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Методические особенности тестового контроля с различными типами заданий
С целью повышения активности и самостоятельности учащихся на уроках химии мы применяем методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный, профнаправленный.
Данные типы развивают у учащихся умения анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др.
Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала. Но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу.
Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.
Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.
Алгоритм тестирования, применяемый на наших уроках химии:
Учащиеся получают контрольную программу – тест, знакомятся с вопросами, последовательно анализируют варианты ответов и заносят их в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы.
Оценивание результатов работы:
Оценивание результатов проводится следующим образом:
- единицей, по
которой можно судить о
- для выполнения и подсчета числа существенных операций теста используется эталон с правильным ответом.
- если операция
выполнена правильно, то
- если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов.Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.
Общее число существенных операций теста соответствует 100%, а число существенных операций, выполненных учащимся х%
В результате математических
расчетов определяется процент выполнения
тестовых заданий каждым учащимся,
а потом переводится в
Тестовые задания используются нами на уроках закрепления, повторения,
при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний учащихся.
Результаты обучения и внедрения системы тестирования на уроках химии:
Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:
В рамках каждого
типа можно выделить несколько видов
тестовых заданий в зависимости
от формы вариантов ответов.
Выбор типа и вида тестового задания определяется,
прежде всего, целями, в соответствии с
которыми проводится тестирование, характером
материала, усвоение которого необходимо
выявить, возрастными особенностями испытуемых.
Немаловажное значение играет финансовое,
кадровое и ресурсное обеспечение, а также
запас времени, которым располагает разработчик.
Виды тестовых
заданий представлены в таблице:
Виды тестовых заданий.
|