Качесво химического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание

В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 656.00 Кб (Скачать документ)
7. К неоднородным смесям относят:
раствор поваренной соли
раствор сахара в воде
смесь глины  с водой
все вышеперечисленные  ответы верны
8. К внешним признакам химических реакций относят:
выделение газа
выделение теплоты
появление запаха
все вышеперечисленные  ответы верны
9. Физические явления – это явления, при которых...
из данных веществ  образуются другие
данные вещества не превращаются в другие, а происходит изменение их агрегатного состояния 
происходит  изменение окраски
происходит  образование осадка
10. Однородные смеси – это смеси, в которых ...
можно заметить частицы веществ, составляющих смесь
нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь
вещества обладают постоянными физическими свойствами
правильного ответа нет
 
 

             Анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса

               Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

К числу  основных критериев оценки урока  относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также  критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь  на эти требования, мы можем проанализировать    

            1. само построение учебного процесса на уроке,    

            2.выявить оптимальность задач,

.          3. рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

          Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

          Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

              Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

  • Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;Краткий - достижения основных целей и задач;
  • Комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока;
  • Аспектный - отдельных элементов урока.

        Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

                   1.     дидактический,

                   2.     психологический,

                   3.     методический,  

                                                       16 
 
 

                4.     организационный,

                5.     воспитательный и т.д.

Таким разнообразием подходов обусловлено  и наличие мно-

гочисленных схем анализа урока, в которые  могут быть внесены следующие основные положения.

С этой целью можно предложить следующую  схему анализа урока.

Схема анализа урока 

1.     Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.

2.     Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3.     Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.

4.     Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5.     Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6.     Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

o    научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);

o    наглядность — использование графической информации, таблиц, записи текстов с отступами и т.д.;

o    последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

o    связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

7.     Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку.Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.

8.     Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9.     Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительбезопасности при работе с компьютером.

                                                     17 
 
 

   Умение самостоятельно

  овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).

12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.

13. Выводы.

o    выполнениеплана урока;

o    достижение целей урока;

o    особенно интересное и поучительное на уроке;

o    что произвело на уроке наибольшее впечатление;

o    какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

o    оценка урока.

Анализ  посещенного урока 

ФИО учителя  «+»  «-»  Примечание 
Основные  компоненты урока  1.     Организация урока.

2.     Постановка цели.

3.     Выделение главного на уроке.

4.     Своевременный контроль.

5.     Активная занятость учащихся.

6.     Самостоятельная работа.

7.     Практическая работа.

8.     Четкая структура урока.

9.     Плотность урока.

10. Результативность.

11. Уровень обучения.

     
Формы и методы работы. 1.     Проблемно-поисковые.

2.     Словесно-наглядные.

3.     Новые формы и методы.

4.     Индивидуальный дифференцированный подход.

5.     Использование ТСО.

     
Личность  1.     Умение владеть классом.

2.     Личная культура.

3.     Педагогический такт.

4.     Эрудиция.

5.     Взаимоотношения с учащимися.

     

          

                                               18

                       

                

                             Формы и методы контроля знаний

             Контроль знаний учащихся в общеобразовательной средней школе — органическая часть всего учебного процесса, которая одновременно должна быть использована для закрепления и углубления знаний, навыков учащихся.Это одна из актуальных проблем обучения, одна из самых сложных в воспитательном отношении.  Перед учителем стоит задача так организовать учебный процесс, чтобы контроль знаний естественно включался в систему обучения как обязательная функциональная единица, обеспечивающая его перспективность и целенаправленность.

Систематическая проверка знаний, умений и навыков в общеобразовательной средней школе имеет диагностическое, обучающее и воспитывающее значение.

Чтобы выяснить особенности контроля знаний по химии, рассмотрим в общем виде процесс  обучения.

Процесс обучения включает деятельность учителя — преподавание и деятельность учащихся — учение.

Преподавание  состоит в сообщении учащимся знаний основ науки, в формировании их мировоззрения средствами учебного предмета,

привитии умений и навыков самостоятельно и систематически выполнять учебную работу.

Умение —  это организованный труд учащихся, выполняемый ими под руководством учителя с целью приобретения знаний, умений и навыков, ими знаний, умений и навыков нельзя представить  руководящую роль учителя, без надлежащего  руководства нет организованной деятельности учащихся.

Подготовка учащихся к приобретению ими новых знаний так тесно связана с контролем, что нельзя разделить этот процесс, так как при систематическом  изложении основ наук содержание уроков логически связано и новая  тема или новый вопрос разрешаемый на уроке, возникает в результате повторения пройденного раздела. Повторение большей частью проводится в виде опроса.

Элементы контроля усиливаются в той части контроля, в которой учащиеся

 делают обобщение путем сопоставления изученных фактов или сделанных частных выводов. При закреплении приобретенных учащимися знаний

                                           19 

Информация о работе Качесво химического образования