Качесво химического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание

В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 656.00 Кб (Скачать документ)

учитель опрашивает учащихся, чтобы знать, как воспринято содержание

 урока, проводит упражнения. Это так же дает материал, для контроля успеваемости, как отдельных учащихся, так и всего класса.

Задача контроля знаний должна быть согласованна с  основной задачей обучения химии  как предмета. Основной целью контроля результатов обучения является не только проверка материала, но и проверка умений и навыков, которыми, которыми должны овладевать учащиеся.

Систематический контроль знаний и умений имеет большое  и воспитательное значение, так как  дисциплинирует учащихся, побуждает  систематически готовиться к урокам.

На основании  результатов проверки знаний, умений и навыков учитель может судить о том, какие вопросы темы или разделы программы класс усвоил хорошо, какие — плохо; какие учащиеся отстают по конкретным вопросам.

Очень большое  значение имеет объективности оценки. Завышение оценки приводит к менее добросовестной работе учащихся, занижение — к недоброжелательному отношению к учителю и, как следствие, к предмету.

В методической литературе указано, что во всех видах  контроля успеваемости учащихся по химии  необходимо учитывать:

1 .объем знаний, умений и навыков;

2. количество  знаний;

3.форму выявления  знаний.

Объем знаний определяется государственной программой. Наличие  стабильных учебников помогает конкретизировать эти требования.

Знания, умения и навыки объединяются в следующие  группы:

а) основные химические понятия и закона;

б) химические теории;

в) химический язык;

г) знания о веществах;

д) знания о химических элементах;

е) умения и навыки решения задач;

ж) экспериментальные умения и навыки; 

                                                      20 
 

з) навыки устной и письменной речи.

для определения  качества знаний необходимо учитывать  их системность, систематичность, обобщенность, правильность, научность, действенность.

Систематичность знаний определяется наличием в результатах обучения совокупности сведений о связях между элементами теоретических знаний (фактами, понятиями, основными положениями теорий и следствиями). На основе знаний взаимосвязи категорий «факт», «понятие», «определение»; «закон» можно выявить показатели системных результатов. Ими служат умения устанавливать связи между компонентами знаний: фактами и основными положениями теории и следствиями. Качество «системность» относится к результатам усвоения теорий, но осознание связей между элементами теоретических знаний накладывает отпечаток и на результаты усвоения всех других объектов изучения.

Систематичность знаний характеризуется наличием в  итоговых знаниях содержательно  —логических связей. Общий показатель этого качества — воспроизведение  учебного материала в его связи с ранее изученным. Например, в умении давать формулировку закона, записывать его в виде символов; указывать закон или принцип, который положен в основу действия объекта; описывать явление, используя уже известные понятия и т.д.

Обобщенность  знаний проявляются в умении делать обобщения на основании совокупности знаний об уже изученных объектах: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, классифицировать и пр.

Правильность  знаний характеризуется умением  воспроизводить признаки того или иного объекта, что указывает на понимание сущности определения.

Научность знаний выражается в соответствии контролируемых знаний, изученным к этому времени, теоретическим обобщениям. Основной показатель этого качества знаний —  объяснение сущности объекта.

             Действенность знаний характеризуется умениями применять полученные знания, проводить эксперимент в соответствии с поставленной целью. К этому качеству знаний относят и умение решать расчетные задачи.

В методической литературе часто говорят и о  таком результате обучения, как

                                                   21 
 

конкретность  и осознанность знаний.

Показателем конкретности является умение конкретизировать теоретические  знания, приводить примеры.

Осознанность  — очень широкое понятие и включает помимо

всех перечисленных  показателей качеств еще и  ряд, относящихся к творческой деятельности: поиск проблем и путей их решения, осознание значимости научного знания в жизни и др.

        Разработка средств контроля должна подчиняться необходимым результатам усвоения учебного материала.

              Виды и методы контроля знаний по химии.

По дидактическим  признакам контроль знаний подразделяется

на:

                     - предварительный

                     - текущий

                     - периодический

                     - заключительный

             По методам — на устную проверку знаний, письменную и экспериментальную.

             Цель предварительной проверки — выяснение уровня знаний, умение и навыков, необходимых для восприятия нового материала. Она проводится на первых уроках учебного года или, что чаще, перед изучением новой темы, а также в начале урока. Данные предварительной проверки дают учителю представление о знаниях учащихся и помогают своевременно организовать консультации и дополнительные занятия.

            Текущая проверка помогает выяснить знания, умения и навыки учащихся по изучаемой теме.

Данные текущей  проверки позволяют систематически следить за подготовкой учащихся.

Для предварительной  и текущей проверки результатов обучение учитель использует разные методы: индивидуальный или фронтальный устный опрос., письменные контрольные работы, контрольные практические занятия,

                                              22 
 

проверку письменных домашних заданий, тетрадей. Каждый из этих методов дает возможность проверить только определенные стороны знаний учащихся, поэтому при контроле знаний необходимо их чередовать.

           Периодическая проверка знаний (тематическая) проводится после изучения темы или в конце четверти с целью контроля за этот период и может проводиться в виде обобщающих уроков, письменных или практических итоговых контрольных работ.

              Заключительная проверка проводится в конце учебного года в виде годовой контрольной работы или экзамена.

                        Устная проверка знаний.

               Устная проверка знаний — основной метод контроля знаний.

               Устная проверка — хорошее средство индивидуального изучения учителям своих учащихся. Устный опрос наиболее прост и понятен учащимся.

В задачу устного  опроса входит проверка знаний основных законов и понятий, систематических  знаний фактов и теорий, умение применять  теории для фактов и использовать их для иллюстрации изученных  теорий, проверка умения распознавать вещества, решать расчетные и экспериментальные задачи. При устной проверке необходимо учитывать умение учащихся излагать материал в системе, делать выводы, логически мыслить.

           Для привлечения внимания к ответам можно предложить кому-либо из учащихся продолжить рассказ, исправить ошибку, дополнить ответ. Можно также применить прием рецензирования:

когда учащиеся отмечают неточности и ошибки, записывают свои замечания, а затем вносят исправления.

 Учителю необходимо  требовать от учащихся правильного  описания свойств веществ, последовательности изложения материала, четкой формулировки.

теорий и законов, умения пользоваться «химическим языком». для того, чтобы учащиеся могли  самостоятельно излагать изученный  материал, их нужно обеспечить планом ответа. 

                                                  23 
 

Например: А. План изложения закона

                        1 .История открытия.

                        2. Формулировка.

                        З .Применение.

                        4.Значения закона для развития науки. 

               Б. План описания элемента после изучения темы «Периодический закон и Периодическая система элементов д.И. Менделеева»: (Л.С. Гузей «химия- 8»).

                      1 химического элемента.

                      2.Химический символ.

                      3.название.

                      4. порядковый номер.

                      5.номер периода.

                      6.номер группы.

                      7.строение атома.

                      8.формула высшего оксида, его характер (кислотноосновной).

                      9.формула гидроксида, его характер.

                     10.формула летучего водородного соединения (для неметаллов). 

В. План описания простого или сложного вещества:

                      1 .Химическая формула (структурная — для простого вещества).

                      2.Вид химической связи.

                      3.Место в классификации.

                      4.Нахождение в прир

                      5.Физические свойства.

                    6 .Химические свойства.

                    7.Способы получения в лаборатории и в промышленности.

                    8.Применение. 

         При оценке устного ответа учащегося нужно указывать положительные

                                              24 
 

и отрицательные  стороны ответа, соблюдая педагогический такт.  

           В практике преподавания химии применяются следующие формы устного опроса:

                1. Индивидуальный: 1)краткий; 2)длительный опрос.

               II. Фронтальный.

              Краткий опрос с места чаще всего имеет целью проверки выполнения домашних заданий, а при повторении — для проверки усвоения нового материала и для закрепления.

             Учитель ставит вопросы перед классом, при неправильном или неполном ответе дополнительными вопросами требует исправления ответа или вызывает других учащихся.

                Длительный опрос ставит своей целью проверить  знания учащихся по определенному вопросу темы или больного ее раздела. При этом лучше использовать карточки — задания, с помощью которых можно сократить время опроса за счет того, что пока один учащийся отвечает, другие обдумывают ответ по вопросам, указанным в карточке.

                Фронтальный опрос проводится после окончания темы или раздела и ставит своей целью не только выявить знания, умения, навыки учащихся, но и повторить материал в системе. При подготовке к фронтальному опросу учитель перед каждым вопросом заранее ставит фамилию учащегося. Если вопросы кратки и точны, учащиеся получают не по одному, а по несколько вопросов. Фронтальный опрос заставляет всех учащихся работать и привести

 знания в систему. Но фронтальный опрос имеет и свои недостатки, именно: краткость ответов, неполного раскрытия темы, не вырабатывается умение к рассказу.

                      Например: вопросы для фронтального опроса по теме «Галогены».

                1 .Запишите химические знаки галогенов.

                2.Укажите сходство и различие в строении атомов.

                3.Как изменяются радиусы и сродство к электрону галогенов с возрастанием порядкового номера элементов?

                                               25

                4.Какие степени окисления проявляет хлор?

                5.Какой тип связей в молекулах галогенов?

Информация о работе Качесво химического образования