Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа
В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
6.Напишите формулы водородных соединений галогенов, какими свойствами они обладают?
7.В какой зависимости от заряда ядра находится активность галогенов при взаимодействии их с водородом.
8.Почему фтор не проявляет положительную степень окисления?
9.Приведите примеры двух реакций, в которых галогены проявляют окислительные, восстановительные свойства.
Не ставя своей целью дать полную методику организации опроса, хочу обратить внимание на классификацию вопросов, предлагаемую в методической литературе:
-Вопросы для проверки знаний фактического материала. Например, «Дать определение понятий «основание», «кислота», «соль». «Приведите примеры диссоциации этих веществ», Приведите по три примера сильных, средних и слабых электролитов. Дать определение понятия степени диссоциации. Как изменяется степень диссоциации раствора электролита с изменением концентрации?» и т.д.
-Вопросы на развитие мышления, например:
«как изменяется полярность химической связи в молекулах аммиака, фосфина, арсина?», «Напишите уравнение реакции взаимодействия аммиака
с водой и объясните, почему раствор аммиака имеет щелочную реакцию?» и т.д.
-Вопросы, проверяющие знания учащихся о применении химии в промышленности и на практике. Например: «Какие вещества используют для изготовления:
а)оконного стекла; б)цветных стекол?, «Как освободить чайник от накипи».
-Вопросы, требующие экспериментального доказательства. Например: «Как узнать, содержатся ли непредельные углеводороды в газе, используемом в быту?», «Как отличать глицерин от этанола? И т.д.
-Вопросы, проверяющие умения учащихся сравнивать свойства изученных веществ, явлений, процессов. Например, «Сравнить реакционную способность пропана и пропилена.
Какое из этих веществ более активно и почему?»,
«Сравнить свойства этилового спирта и фенола по структуре молекул и по свойствам,» и т.п.
-Обобщающие вопросы.
Например, «Какую
воду называют дистиллированной, гидроскопической,
кристаллизационной, жесткой, тяжелой?»,
«Приведите примеры реакций нейтрализации
и гидролиза из неорганической и
органической химии и укажите, можно
ли отнести гидролиз к окислительно-
-Вопросы, проверяющие знания мировоззренческого характера. Например: «Какого значение закона сохранения массы веществ?», «Приведите примеры, подтверждающие закон перехода количественных изменений в качественные», «Почему явлениям фотерности является примером, подтверждающим закон единства и борьбы противоположности?» и т.д.
В связи с введением новой программы по химии усиливается значение обобщения знаний. Главным образом в процессе обобщения обеспечивается единство химических теорий и фактических знаний о веществах. Поэтому особое значение я придаю вопросам на сравнение и
особенно вопросам обобщающего характера. Обобщающие вопросы необходимо задавать учащимся начиная с УIII класса. Очень большую роль играет обобщение в выпускном классе перед подготовкой к экзаменам.
Письменная проверка знаний.
Письменный способ контроля обычно применяется во всех видах проверки, причем в текущем контроле дают, как правило, либо кратковременные проверочные работы всем учащимся класса, либо карточки с заданиями отдельным ученикам на месте или вызванным к доске. Письменная проверка знаний позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или иному разделу курса. Результаты работ документально отражают знания и могут быть выражены в количественных показателях, что позволяет объективно оценить успеваемость.
Существенным недостатком этого способа проверки состоит в том, что
не все изученное по курсу химии в средней школе может быть проверено письменной контрольной работой ( например, трудно учесть экспериментальные навыки и умения). Отсутствие личного контакта не дает возможности учителю так глубоко изучать своих учеников, как при устной проверке.
В письменную проверку входят следующие виды:
1 .Кратвовременные контрольные работы.
2 .химический диктант.
З .Проверка домашних письменных работ и тетрадей.
4.длительная контрольная работа.
Подготовка письменных контрольных работ представляет не меньше трудности для учителя, чем устный опрос.
Перед составлением планов по предмету на полугодие каждый учитель уточняет тот объем знаний, умение и навыков по химии, который должен иметь учащийся, и определяет те основные вопросы по которым
будут проводиться письменные контрольные работы. Сроки проведения контрольных работ указывается в календарном плане. О времени их проведения учащиеся предупреждаются, чтобы они повторили соответствующий раздел курса.
Содержание, объем и степень трудности контрольной работы должны быть такими, чтобы средний учащийся смог бы в отведенное время выполнить эту работу.
Так как основной целью является выявление не только понимания и знания изученного материала, но и умения мыслить, в практике текущей письменной проверки, кроме вопросов и задач, предлагаемых учащимся, используются тесты, т.е. проверочные задания, в содержании которых имеются ответы.
Длительные контрольные письменные работы.
Длительные контрольные письменные работы по химии проводятся в течение целого урока, то есть 40 минут. В настоящее время количество
длительных контрольных работ и время их проведения определяется программой, утвержденной Министерством просвещения Приднестровской
Молдавской Республики.
В настоящее время выпускается большое количество методических пособий с текстами длительных и кратковременных контрольных работ по которым учитель составляет контрольную работу. Например, контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия» в УIII классе (см. приложение № 1)
Проверка и анализ письменных контрольных работ.
Очень важно не задерживать проверку контрольных работ, так как даже не очень большая задержка всегда снижает интерес учащихся к результатам работы и указания учителя, которые он дает после проверки, уже не производят должного эффекта. Своевременный и тщательно проведенный анализ контрольных работ помогает в первую очередь преподавателю в
работе с учащимися над ошибками и дает возможность ликвидировать недостатки в их знаниях. Анализируя ошибки, допущенные в контрольных работах, учитель и сам начинает более критически относится к преподаванию химии. Ученики, в свою очередь, зная, как глубоко анализируют их работу, более внимательно прислушиваются к замечаниям.
Каждому учителю необходимо иметь записи результатов анализа ошибок в контрольных работах и использовать их при дальнейшей устной проверке знаний, для составления дополнительных заданий наиболее слабым по успеваемости учащимся.
Как же анализировать контрольные работы?
Я в тетради по итогам контрольных работ, составляю таблицу, в которой указывало фамилию учащихся, колонки с номерами вопросов контрольной работы, группируя их по проверяемым понятиям, умениям, и по каждому вопросу, выставляю определенный балл. Затем, в последний колонке — итоговая оценка.
Так анализ позволяет проследить результаты обучения каждого ученика от темы к теме, показывает учителю на какие вопросы необходимо
обратить внимание при изучении следующих тем, выработать методику для пробелов в знаниях учащихся
В связи с переходом большинства внешних учебных заведений к
тестирования абитуриентов, а так же с введением единого государственного
экзамена в форме тестовых заданий, целесообразно вводить в письменные работы тесты, т.е. проверочные задания, в содержании которых имеются ответы. В методической литературе приводятся следующие виды тестов.
- группировка;
- тест на дополнения;
- избирательный.
Первый вид тестов применяют для проверки знаний классификации понятий (см. приложения №(2).
Второй вид тестирования дополнение - когда необходимо дополнить предложение (см. приложение №З).
Третий вид теста — собирательньий — необходимо выбрать правильный ответ (см. приложение №4).
Использование тестов имеет ряд преимуществ. Тесты дают возможность получить быструю информацию об усвоении химии учащимся, экономят время учащихся при ответах, облегчают учителю проверку и анализ работ, дают возможность количественно учесть результаты ответов, что способствует объективности проверки, готовят учащихся к вступительному тестированию в ВУЗ.
При текущей письменной проверки, как и при текущей устной проверке, применяют графические задания. Их применение даёт возможность проверить не только задания учащихся, но и умения использовать рисунки при ответах (см. приложение №5).
Для активизации познавательной деятельности учащихся, осуществление дифференцированного подхода к ученикам, организации кратковременной письменной контрольной работы с большим количеством вариантов мне очень помогают универсальные дидактические карточки —
30
УДК, опробованные в школах г. Ульяновска и предложение в приложении к
газете сентября” — “Химия”, за 1999 год. Работа с УДК не утомляет учащихся, напротив, они находят в них игровые моменты.
Нумерация позиций как по вертикали, так и по горизонтали позволяет проводить химические диктанты, устные опросы, письменные самостоятельные работы, проверочные диктанты по вариантам, домашние контрольные работы, групповые и индивидуальные тесты, взаимно и самопроверку знаний. Такие карточки дают возможность повторять ранее изученный материал, систематизировать и закреплять новый материал. При многократном использовании УДК сформированные знания и умения
Закрепляются очень эффективно, при этом осуществляется разноуревная деятельность – от репродуктивной до творческой. Методика использования УДК выглядит примерно следующим образом. Предварительно приготовление УДК — примерно 8 (по одной за парту) раздаются учащимся в зависимости от поставленной цели либо перед уроком, либо непосредственно на занятии. Работа может идти по всему объёму карточки или по вариантам. Вариантами могут с 12лужить как столбцы, так и строки в матрице карточки. Это позволяет легко вести и групповую, и индивидуальную работу. Например, по УДК- 1можно изучить знаки (символы) химических элементов их произношение в формуле, валентность атомов элементов, металлы, неметаллы, степень окисления элементов, электронное строение атомных оболочек, строение ядер атомов. Варианты
1-5— обязательный минимум знаний по символам химических элементов (см. приложение №6).
При помощи УДК-5 можно организовать устную и письменную тренировочные и проверочные работы в парах, а также индивидуальную и в группе. Необходимо расставить коэффициенты, назвать тип реакции (см. приложение №7)
УДК — 11 (см. приложение№8)
дает возможность повторять и
изучать неорганические соединения
основных классов неорганических веществ,
давать им названия, определять степень
окисления и валентность