Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа
В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
составлять уравнения
реакции с изучаемыми веществами.
Например, при изучении темы «Химические
свойства оснований» учащиеся получают
задание составить уравнения
возможных реакций
Как видим, УДК одного вида
можно использовать не по
Химический диктант как метод контроля знаний учащихся
Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Обучающее значение контроля выражено в том, что он позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико. Проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов. Он воспитывает целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю.
Различают индивидуальную, дифференцированную, групповую, фронтальную, устную, письменную, компьютерную, экспериментальную формы контроля знаний учащихся. Внутри этих форм различают методы контроля.
В последнее время все большее значение приобретает компьютерная форма контроля знаний учащихся. Однако не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля, которая может включать в себя методы: химический диктант, контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, проверка письменного домашнего задания.
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение
химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.
Химический
диктант по неорганической
После изучения темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе проводится химический диктант, позволяющий проверить знания учащихся о свойствах оксидов, кислот, оснований и солей. Он развивает у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, а также закрепляет знания учащихся по данной теме.
Учитель записывает на доске изученные термины и зачитывает утверждения, в которых говорится о данных соединениях. Учащиеся записывают номер того утверждения, которое соответствует данному термину. На выполнение задания отводится 10 - 15 минут.
Диктант может быть предложен учащимся при повторении курса неограниченной химии 8 класса на первых уроках в 9 классе. Результаты и проверка диктанта проходят совместно с учащимися: исправляются ошибки, неточности.
Проверка письменных домашних заданий и проверка тетрадей.
Одним из видов контроля успеваемосги учащихся по химии является проверка письменных домашних заданий и тетрадей. Проверку письменных домашних заданий целесообразно проводить:
- проверкой тетрадей при обходе после устного ответа;
- просмотром тетрадей ученика, вызванного для устного ответа;
- проверкой тетради после урока (можно брать выборочно 2— З тетради на каждом уроке);
- вызовом ученика к доске или с места по вопросам письменной домашней работы;
- опросом всех учащихся по вопросам письменного домашнего задания;
- путем практической (летучей) контрольной работы по материалу письменного домашнего задания.
Приемы проверки целесообразно варьировать в зависимости от содержания задания и подготовки учащихся.
Для активации класса учитель предлагает учащимся поменяться тетрадями и проверить домашнее задание друг и друга. Чтобы приучить учащихся систематически вести записи, надо регулярно проверять тетради, особенно в младших классах.
Требования к ведению тетради по химии являются следующими:
2) записываются
определения понятий,
3) условия
задач и управлений
При выведении общей оценки за оформление тетрадей необходимо не только учитывать правильность и качество записей, но и обращать внимание на общую грамотность, на умение чисто и аккуратно вести запись и правильно делать необходимые рисунки. Оценка за тетради принимается во внимание при выведении четвертной оценки. Систематическая проверка письменных домашних заданий и тетрадей позволяет учителю получать дополнительный материал о недостатках работы отдельных учащихся, а также имеют возможность исправить недочеты своей предыдущей работы путем дополнительных упражнений в классе. Иногда результаты выполнения домашнего задания требуют перестройки планирования материала последующего урока.
Проверка умений и навыков во время контрольных практических работ.
Наибольшую роль в контроле знаний, умений и навыков имеют практические контрольные работы. При оценки контрольных практических работ необходимо учитывать не только содержание отчета, но и качество проведения эксперимента.
Для фиксации наблюдений за работой всех учащихся в классе можно использовать следующую форму на примере
Практической работы № 2 «Получение кислорода и изучение его свойств»
|
Оценка практических умений и навыков входит в общую оценку практической работы учащегося при проверки отчетов.
Рассмотрение формы и методы контроля на уроках химии дают учителю возможность анализировать, совершенствовать методику преподавания, что позволяет повышать качество преподавания предмета
Практические занятия
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и экологическому грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические занятия образуют строгую систему формирования практических умений.
Они бывают двух типов:
На практическом занятии в начале урока должна быть проведена краткая беседа о правилах техники безопасности, о самостоятельной подготовке к работе дома, проверить знание приемов и, если надо напомнить о них снова, ответить на вопросы учащихся.
Оформить занятие учащиеся должны тут же на уроке в специальных тетрадях За отчет по практическому занятию ставят оценку. Приложение №2 Подготовку учащихся к решению экспериментальных задач можно проводить поэтапно:
1 .Сначала задача решается всем классом теоретически. для этого необходимо проанализировать условие задачи, сформулировать вопросы, на которые нужно дать ответ для получения окончательного результата, предложить опыты, необходимые для ответа на каждый вопрос.
2. Один из учащихся решает задачу у доски теоретически.
З. Учащийся у доски выполняет
эксперимент. После этого
к решению аналогичных задач на рабочих местах.
Экспериментальные задачи
Решение химических
задач.
Решение химических задач
Развивающая функция решения задач формирует рациональные приемы мышления, устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность.
Образовательная роль задач выражается в том, что, расчетные задачи раскрывают перед учащимися количественную сторону химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах и процессах.
Итак, решение задач:
-учит мыслить,
- проявляет взаимосвязь
- ведет к лучшему пониманию учащимися химических явлений в свете важнейших теорий;