Качесво химического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание

В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 656.00 Кб (Скачать документ)

Но одних знаний для усвоения социального опыта  недостаточно. Можно знать и не уметь. Вторым элементом содержания образования является накопленный  человечеством опыт осуществления  известных людям способов

                                                          5 

        

деятельности, т.е. навыков и умений. Это могут  быть навыки и умения выполнять конкретные операции. Всем этим действиям предшествуют знания о цели, порядке и результатах. Поэтому каждое осуществляемое умение есть применение знаний на практике. Третьим элементом содержания образования является опыт творческой деятельности. Он выполняет важнейшую функцию - обеспечивает творческое преобразование человеком действительности, ее дальнейшее развитие, зависящее от человеческой деятельности.

И наконец, четвертый  элемент -- эмоционально-чувственный  опыт -- определяет отношение человека к миру, в том числе к знаниям, к их приобретению и поиску

          Технологическая составляющая качества образования предполагает владение методами обучения предмету, что требует специальной подготовки учителя. Он должен обладать не только широким кругозором в своем предмете, определенным уровнем культуры, но и быть знаком с различными методами изложения школьного курса предмета. На основе известных технологий, способов и методов обучения, а также собственного опыта, учитель вырабатывает собственные элементы технологии, повторяющиеся элементы, содержащие автоматизмы, что обеспечивает процесс его творчества.

           По мнению некоторых авторов, учитель должен всего лишь строго выполнять разработанную последовательность действий и быть оператором стандартизированных дидактических материалов и технических средств обучения. При этом он рассматривается как пассивный исполнитель "фирменного" дидактического проекта, а его личность, культура и квалификация не играют особой роли. Между тем нужно учитывать, что педагог -- это субъект образовательного процесса: он вносит свой вклад в содержательную сторону обучения, дает собственную ценностно-смысловую интерпретацию материала, изучает и учитывает в педагогическом процессе индивидуально-психологические особенности ученика, варьирует содержательными элементами материала и акцентирует внимание на тех или иных аспектах их значимости, решает проблему преемственности, организует повторение и пропедевтику, оптимизирует обратную связь с учащимися.

           Учителю необходимо использовать все возможности для того, чтобы научить учащихся видеть эстетические моменты, внутреннюю гармонию в содержании изучаемой дисциплины, понимать единство истины и красоты. Без этого невозможно духовное совершенствование личности ученика. Большим эстетическим потенциалом обладают многие разделы как в школьных, так и в вузовских курсах, но не менее важна и другая эстетика -- процессуальная, связанная с подачей материала, его записью, изображением, его восприятием и пониманием. Значение этой субъектной стороны образовательного процесса может быть очень большое, хотя никакими показателями качества не учитывается.

                                                      6 
 

       

               Существенное значение для продуктивной профессиональной деятельности учителя имеет личностная составляющая. Она включает в себя интеллектуальные (сформированность важнейших видов мышления), нравственные (поведение, уважение к ученику, его личности), эмоциональные (любовь к своему предмету, к своей профессии), волевые (способность к самоуправлению), организаторские . Столь же поверхностно существующие методики оценивают потенциал обучающихся. Проверяется, прежде всего, уровень обученности -- все сводится к ЕГЭ , т.е. к оценке знаний, умений, навыков. В идеале же должен сравниваться уровень воспитанности и обучаемости как на входе учебного заведения, так и на выходе. О хорошей работе образовательного учреждения можно говорить только в том случае, если возрастает культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал учащихся. Первейшая задача современного образования заключается в том, чтобы в незамутненном виде утвердить моральные и гражданские ценности в наших школах. И не просто утвердить, но поставить в центр образования, ибо будущее Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.

           Образование не есть предмет "купли-продажи"; это объект более сложных и тонких экономических и социокультурных отношений. Преодолеть "разброд и шатания" в оценке подлинного качества можно только тогда, когда будет в полной мере учтена его внутренняя природа. Такой подход Т.Елисеева и В.Батурин предложили назвать внутренним методологизмом. По их мнению, только он имеет право на обоснованное использование, поскольку устраняет субъективизм, волюнтаризм, конъюнктурность и им подобные наполнения содержания качества образования, что в наше время демонстрируется на всех уровнях весьма наглядно, вплоть до следования каким-то модам, подражаниям, экстраполяциям различных идей и положений в область просвещения. Согласно этому подходу, за эффективность образования в равной степени ответственны как обучающий, так и обучающийся, т.е. качество образования, его "ценность" создаются и тем, и другим, причем "производство" и "потребление" образования находятся здесь в неразрывном единстве .

          Некоторые авторы в качестве истинного показателя качества образования предлагают рассматривать его духовность. Духовность трудно измерить, но именно в ней -- степень, мера соответствия образования как производства и воспроизводства человеческой сущности, именно в духовности его главное качество. Однако, несмотря на всю важность этого показателя, он все же не охватывает все образование.

          На наш взгляд, за основу следует взять самое широкое философское понимание качества предмета или явления, согласно которому это его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым он этим объектом является.

                                                         7 

         

              Содержательная сторона качества образования всесторонне проанализирована В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным. Исходя из целей всестороннего развития личности и задачи овладения подрастающим поколением основами культуры, ими были выделены четыре элемента в содержании образования. Во-первых, это знания о природе, обществе, технике и человеке как социальном существе. Без знаний никакая целенаправленная деятельность человека невозможна. Они служат основой представлений о действительности, ориентиром при определении человеком направления своей деятельности -- практической или духовной, служат базой формирования отношения к объектам действительности.

             Но одних знаний для усвоения социального опыта недостаточно. Можно знать и не уметь. Вторым элементом содержания образования является накопленный человечеством опыт осуществления известных людям способов деятельности, т.е. навыков и умений. Это могут быть навыки и умения выполнять конкретные операции. Всем этим действиям предшествуют знания о цели, порядке и результатах. Поэтому каждое осуществляемое умение есть применение знаний на практике. Третьим элементом содержания образования является опыт творческой деятельности. Он выполняет важнейшую функцию - обеспечивает творческое преобразование человеком действительности, ее дальнейшее развитие, зависящее от человеческой деятельности.

И наконец, четвертый  элемент -- эмоционально-чувственный  опыт -- определяет отношение человека к миру, в том числе к знаниям, к их приобретению и поиску

             Технологическая составляющая качества образования предполагает владение методами обучения предмету, что требует специальной подготовки учителя. Он должен обладать не только широким кругозором в своем предмете, определенным уровнем культуры, но и быть знаком с различными методами изложения школьного курса предмета. На основе известных технологий, способов и методов обучения, а также собственного опыта, учитель вырабатывает собственные элементы технологии, повторяющиеся элементы, содержащие автоматизмы, что обеспечивает процесс его творчества.

            Учитель должен всего лишь строго выполнять разработанную последовательность действий и быть оператором стандартизированных дидактических материалов и технических средств обучения. При этом он рассматривается как пассивный исполнитель "фирменного" дидактического проекта, а его личность, культура и квалификация не играют особой роли. Между тем нужно учитывать, что педагог -- это субъект образовательного процесса: он вносит свой вклад в содержательную сторону обучения, дает собственную ценностно-смысловую интерпретацию материала, изучает и учитывает в педагогическом процессе индивидуально-психологические

                                                       8 
 

особенности ученика, варьирует содержательными элементами материала и акцентирует внимание на тех или иных аспектах их значимости, решает проблему преемственности, организует повторение и пропедевтику, оптимизирует обратную связь с учащимися.

           Учителю необходимо использовать все возможности для того, чтобы научить учащихся видеть эстетические моменты, внутреннюю гармонию в содержании изучаемой дисциплины, понимать единство истины и красоты. Без этого невозможно духовное совершенствование личности ученика. Большим эстетическим потенциалом обладают многие разделы как в школьных, так и в вузовских курсах, но не менее важна и другая эстетика -- процессуальная, связанная с подачей материала, его записью, изображением, его восприятием и пониманием. Значение этой субъектной стороны образовательного процесса может быть очень большое, хотя никакими показателями качества не учитывается.

           Существенное значение для продуктивной профессиональной деятельности учителя имеет личностная составляющая. Она включает в себя интеллектуальные (сформированность важнейших видов мышления), нравственные (поведение, уважение к ученику, его личности), эмоциональные (любовь к своему предмету, к своей профессии), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности, навыки умственного труда) качества. При этом особую важность имеет не столько уровень выраженности этих отдельных свойств личности, сколько их тесные и положительные взаимосвязи, благодаря которым возникает процесс их взаимоусиления. В результате у педагога формируются коммуникативная и организаторская компетентности, но у каждого они принимают специфические формы, а их сочетание позволяет судить об индивидуальном стиле преподавания. Без наличия таких компетентностей просто невозможно решить ряд педагогических задач.

       Подводя итог, заметим, что качество образования -- это сложное и многоаспектное явление, подчиняющееся как внутренним законам развития, так и внешним потребностям. Все попытки игнорировать первые чреваты отрицательными последствиями, но не менее важно учитывать и вторые. В наибольшей степени, на наш взгляд, эти обстоятельства учитываются в определении пермских ученых: "Под качеством образования на уровне ученика будем понимать определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения" .

Разумеется, это  определение недостаточно четкое для квалиметрических целей, но ведь многие качества в образовании (например, ту же духовность)

                                                       9 
 

измерить практически  невозможно. Да и с точки зрения современной постнеклассической методологии переход от четких, определенных понятий к менее четким является одним из средств сделать их более соответствующими сложной, динамичной, неопределенной реальности. Необходимость рассмотрения таких нечетких понятий с "размытым" набором признаков, имеющих больше степеней свободы своего использования, коренится не столько в недостаточной проницательности человеческого ума, сколько в сложности самого мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов, во всеобщей изменчивости, "текучести" вещей. Такие понятия не в меньшей степени, чем строгие, являются эффективным орудием познания сложных динамичных систем. Понятие качества образования должно служить главной задаче -- улучшению образования на основе соединения, сплава лучших педагогических традиций и новаторства, инновационных походов в педагогике, единства обучения, воспитания и развития.

.             Под качеством химического образования мы понимаем внешнюю или внутреннюю определенность процесса и результата химическогообразования, отражающая соответствие заданным критериям образовательного процесса.

             В процессе химического образования особое внимание следует уделять формированию таких знаний, как: 1) полнота, определяемая количеством объектов знаний; 2) глубина, характеризующая число осознанных существенных связей данного знания с другими соотносящимися с ним знаниями; 3) гибкость, проявляющаяся в нахождении вариативных способов из применения при изменении ситуации; 4) конкретность и обобщенность, проявляющаяся в раскрытии обобщенного знания и в способности подводить факты под обобщение.

             В настоящее время в системе химического образования особое место отводится анализу и оценке его качества. В связи с этим для анализа и оценки качества химического образования в основном применяется интегративная методика, методика для анализа и оценки качества химического образования относительная самостоятельных и специфичных блоков их модулей. Объективное измерение качества химического образования осуществляется при систематическом контроле и учете химических знаний, предметных умений и правильной их оценке на основе заданных критериев, показателей и параметров.

Информация о работе Качесво химического образования