Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"
Половые железы. Как и поджелудочная железа, относятся к смешанным железам. И мужские, и женские половые железы являются парными органами.
Мужские половые гормоны – андрогены: тестостерон, андростандион, андростерон и др. Женские половые гормоны – эстрогены.
17. Взаимодействие желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции
Все железы внутренней секреции
в целостном организме
Взаимодействие проявляется и в том, что реакция того или иного органа нередко осуществляется только при последовательном воздействии ряда гормонов. Таковы, например, циклические изменения слизистой оболочки матки: каждый из гормонов может вызвать направленные изменения слизистой только в том случае, если предварительно она подвергалась воздействию какого-то другого определенного гормона. Железы внутренней секреции регулируют работу друг друга по принципу обратной связи. При этом если гормон какой-то железы усиливает работу другой железы, то последняя оказывает на первую тормозное действие, а это приводит к уменьшению возбуждающего влияния первой железы на вторую.
Действие различных гормонов
желез может быть как синергичным,
т.е. однонаправленным, так и антагонистичным,
т.е. противоположно направленным. Противоположно
действуют на углеводный обмен гормон
надпочечников адреналин и
Гипоталамо-гипофизарная система
— объединение структур гипофиза
и гипоталамуса, выполняющее функции
как нервной системы, так и
эндокринной. Этот нейроэндокринный комплекс
является примером того, насколько
тесно связаны в организме
млекопитающих нервный и
С одной стороны, они обладают
самостоятельным влиянием на многие
функции организма (например, на обучение,
память, поведенческие реакции), с
другой стороны, активно участвуют
в регуляции деятельности самой
Г.-г. с., влияя на гипоталамус, а через
аденогипофиз — на многие стороны
вегетативной деятельности организма
(снимают ощущение боли, вызывают или
уменьшают чувство голода или
жажды, влияют на перистальтику кишечника
и т.д.). Наконец, эти вещества оказывают
определенный эффект на обменные процессы
(водно-солевой, углеводный, жировой). Т.о.,
гипофиз, обладая самостоятельным
спектром действия и тесно взаимодействуя
с гипоталамусом, участвует в
объединении всей эндокринной системы
и регуляции процессов
18. Особенности развития организма в период полового созревания. Влияние гормонов гипофиза, половых желез на рост и развитие детского организма
Биологической зрелости организм
человека достигает в течение
периода полового созревания. В это
время происходит пробуждение полового
инстинкта, поскольку дети не рождаются
с развитым половым рефлексом. Сроки
наступления полового созревания и
его интенсивность различны и
зависят от многих факторов: состояния
здоровья, характера питания, климата,
бытовых и социально-
В переходный период происходит глубокая перестройка всего организма. Активизируется деятельность желез внутренней секреции. Под влиянием гормонов гипофиза ускоряется рост тела в длину, усиливается деятельность щитовидной железы, надпочечников, начинается активная деятельность половых желез. Повышается возбудимость вегетативной нервной системы. Под влиянием половых гормонов происходит окончательное формирование половых органов и половых желез, начинают развиваться вторичные половые признаки. У девочек округляются контуры тела, усиливается отложение жира в подкожной клетчатке, увеличиваются и развиваются грудные железы, кости таза раздаются в ширину. У мальчиков растут волосы на лице и теле, ломается голос, происходит накопление семенной жидкости.
Начало пубертата связывают с высокой пульсативной выработкой гонадотропин релизинг-гормона в гипоталамусе, который стимулирует выработку лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов в гипофизе. В ответ на эти сигналы половые железы вырабатывают различные гормоны, стимулирующие рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи, и репродуктивных органов. Рост тела ускоряется в первой половине пубертатного периода, а полностью заканчивается с завершением полового созревания. До начала полового созревания различия в строении тела девочки и мальчика сводятся практически только к половым органам. В течение периода полового созревания формируются значительные различия в размерах, форме, составе и функции многих структур и систем организма, наиболее очевидные из которых относят к вторичным половым признакам.
Половые гормоны регулируют развитие половых органов и появление первичных и вторичных половых признаков. Каждая половая железа вырабатывает гормоны, характерные для своего пола, - эстрогены в яичнике и андрогены в семенниках.
Тестостерон, который начинает вырабатываться при половом созревании, определяет вторичные мужские половые признаки - рост бороды, низкий голос, развитие мускулатуры и другие.
В женском яичнике по достижении половой зрелости выделяется эстрадиол, который способствует округлению женского тела, делает голос высоким и т.д. Кроме того, также вырабатывается прогестерон, регулирующий менструальный цикл и другие половые процессы.
19. Системная организация восприятия внешней информации. Понятия анализатор, сенсорная система. Классификация анализаторов
Восприятие информации - процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь живого организма или искусственной системы (технического устройства, робота) с внешней средой формируется и поддерживается внутренняя модель окружающего мира, создаются условия для любого вида обучения.
Сенсорная система - это часть нервной системы, влючающая орган восприятия, его рецепторы и нейронные пути к мозгу.
Анализàтор челове́ка — подсистема центральной нервной системы ,обеспечивающая приём и первичный анализ информации.
1. Внешние анализаторы
– воспринимают и анализируют
изменения внешней среды. Их
возбуждение воспринимается
–зрительный;
–слуховой;
–обонятельный;
–вкусовой;
–тактильный;
–температурный.
2. Внутренние (висцеральные)
анализаторы – воспринимают и
анализируют изменения
3. Анализаторы положения
тела – воспринимают и
–вестибулярный;
–двигательный (кинестетический).
4. Болевой анализатор
– выделяется отдельно в связи
с особым значением для
Экстерорецепторы – снаружи (рецепторы кожи, видимых слизистых оболочек и органов чувств).
Интерорецепторы – внутри (рецепторы внутренних органов, сосудов и ЦНС; + опорно-двигательного аппарата и вестибулярного аппарата).
Св-ва анализаторов:
·
адекватность – восприятие присущих
только данному анализатору
· адаптация – ослабление или прекращение восприятия длительно действующего раздражителя;
· порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, способная восприниматься анализаторами.
Для возникновения ощущения
необходимо наличие следующих
1) рецепторов органа чувств,
осуществляющих воспринимающую
функцию (например, для зрительного
анализатора это рецепторы
2) центростремительного
пути из этого органа чувств
в большие полушария,
3) воспринимающей зоны
в больших полушариях, реализующей
анализирующую функцию (
20. Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора
Ребенок рождается видящим, но четкое, ясное видение у него еще не развито. В первые дни после рождения движения глаз у детей не координированы. Так, можно наблюдать, что у ребенка правый и левый глаз двигаются в противоположных направлениях или при неподвижности одного глаза второй свободно двигается. В этот же период наблюдаются некоординированные движения век и глазного яблока. Становление координации зрения происходит ко второму месяцу жизни. Слезные железы у новорожденного развиты нормально, но плачет он без слез – отсутствует защитный слезный рефлекс из-за недоразвития соответствующих нервных центров. Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5 месяцев. Это способствует совершенствование координации движения глаз, фиксация взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного с другими анализаторами (особо важную роль играет тактильная чувствительность).
В интервале между 6 и 9 месяцем
ребенок приобретает
Зрительный анализатор состоит из воспринимающей части (сетчатка), проводящих путей, подкорковых центров и высших зрительных центров в затылочных долях коры больших полушарий.
Основная функция – различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов, помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.
Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами. Позволяет ощущать рельефные изображения предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании предметов.
Аккомодация – приспособление глаза получению отчетливого изображения на сетчатке на различных расстояниях.
21. Возрастные особенности строения и функционирования слухового анализатора
Основной функцией органов слуха является восприятие колебаний воздушной среды. Органы слуха тесно связаны с органами равновесия. Рецепторные аппараты слуховой и вестибулярной системы расположены во внутреннем ухе.
Слуховые восприятия очень тесно связаны с речью – ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность, хотя речевой аппарат у него абсолютно нормален.
Орган слуха. Орган слуха человека состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.
Наружное ухо служит для улавливания звуков, его образуют ушная раковина и наружный слуховой проход. Определение направления звука у человека связано с бинауральным слухом, т. е. со слышанием двумя ушами. Любой боковой звук поступает в одно ухо раньше, чем в другое. Разница во времени (несколько долей миллисекунды) прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность определить направление звука. При поражении одного уха человек определяет направление звука вращением головы.
Наружное и среднее
ухо разделяются барабанной перепонкой,
представляющей собой тонкую соединительно-тканную
пластинку. Среднее ухо представляет
собой барабанную полость, которая
имеет форму маленького плоского
барабана с туго натянутой колеблющейся
перепонкой и слуховой трубой. В
полости среднего уха находятся
сочленяющиеся между собой
Внутреннее ухо находится в каменистой части височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани, который как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму.
В коре больших полушарий находится несколько слуховых центров. Некоторые из них (нижние височные извилины) предназначены для восприятия более простых звуков – тонов и шумов. Другие связаны со сложнейшими звуковыми ощущениями, которые возникают в то время, когда человек говорит сам, слушает речь или музыку.
Для слухового анализатора звук является адекватным раздражителем. Звуковые волны возникают как чередование сгущений и разрежений воздуха и распространяются во все стороны от источника звука. Все вибрации воздуха, воды или другой упругой среды распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы).
Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"