Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"
Верхний звуковой порог у взрослого человека составляет 20 000 Гц; самый низкий – 12–24 Гц.
У новорожденных полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью. Это затрудняет колебания слуховых косточек. Со временем жидкость рассасывается, и вместо нее из носоглотки через евстахиеву трубу проникает воздух. Новорожденный ребенок при громких звуках вздрагивает, у него изменяется дыхание, он перестает плакать. Более четким слух у детей становится к концу второго – началу третьего месяца.
Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости. Наибольшая острота слуха достигается к 14–19 годам.
22. Возрастные особенности строения и функционирования вестибулярного анализатора
Вестибулярный анализатор – один из важнейших компонентов системы ориентации человека в пространстве и организации движений. Это нейродинамическая система, осуществляющая восприятие и анализ информации о положении и движении тела в пространстве.
Вестибулярный анализатор имеет
важное значение в регуляции положения
тела в пространстве и его движений.
Периферическая часть вестибулярного
анализатора размещается во внутреннем
ухе и состоит из преддверия и
трех полукружных каналов, внутри которых
находится заполненная
В преддверии находится так
называемый отолитовый прибор, представляющий
скопление рецепторных клеток. От
этих клеток отходят специальные
волоски, которые, сплетаясь, образуют
отолитовую мембрану. На поверхности
мембраны располагаются известковые
кристаллики — отолиты. При изменении
положения тела в пространстве или
его прямолинейном движении происходит
смещение отолитов, в результате которого
изменяется их давление на волоски
чувствительных клеток. Изменение давления
вызывает возбуждение рецепторов и
возникновение нервных
Рецепторные клетки полукружных
каналов также имеют
Реакция рецепторных клеток
вестибулярного аппарата, вызванная
изменением положения тела в пространстве
или его движением, приводит к
рефлекторному
Таким образом, вестибулярный аппарат имеет важное значение в пространственной ориентации человека, координации его движений в покое и в процессе двигательной деятельности. По мнению И. С. Беритова (1953), благодаря вестибулярному аппарату в мозге у человека возможно формирование пространственного образа пройденного пути. Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее время мало изучено. Существуют морфологические данные, что ребенок рождается с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного анализатора.
Так же как и у взрослых, у детей встречается явление укачивания, возникновение которого возможно при перевозке детей в автомобилях, поездах, самолетах и т. д. Эффективным средством против этого является медицинский препарат аэрон. Фармакологическое действие аэрона направлено на снижение возбудимости вестибулярных рецепторов. Важное значение в снижении возбудимости вестибулярного аппарата имеет его специальная тренировка.
Возрастные особенности:
Раннее морфологическое созревание вестибулярного анализатора обеспечивает появление уже на 4-м месяце внутриутробного развития различных рефлекторных реакций с вестибулярного аппарата. Они проявляются в изменении тонуса мышц, в сокращении мышц конечностей, шеи, туловища, мышц глазных яблок.
У грудных детей можно наблюдать целый ряд рефлексов с вестибулярного аппарата: разведение рук и растопыривание пальцев при сотрясении кроватки, условные рефлексы на положение матери для кормления грудью, положительный условный рефлекс на покачивание. На 2—3-м месяце ребенок дифференцирует вестибулярные раздражения, определяя, например, направление качания.
Многие вестибулярные
рефлексы (разведение рук при встряхивании)
наблюдаются только в первые месяцы
жизни. Показано, что возбудимость вестибулярного
анализатора уменьшается с
23. Возрастные особенности двигательного анализатора
Двигательный анализатор
имеет исключительно важное значение
для выполнения и разучивания
движений. Он контролирует правильность
и точность движений. Например, при
сгибании руки в локтевом суставе
сокращается двуглавая мышца
плеча и растягивается
В двигательной деятельности человека участвуют и подкорковые центры, Оки регулируют мышечный тонус, уточняют координацию движений во время бега, ходьбы и танца, согласуют деятельность внутренних органов с двигательными рефлексами.
Мозжечок, играет очень большую
роль в системе двигательного
анализатора. Наличие большого количества
связей мозжечка с различными системами
само по себе свидетельствует о многообразии
и сложности его функций. Главнейшей
функцией мозжечка является автоматическая
регуляция движений, которая обеспечивает
сохранение равновесия тела, точность
и соразмерность сложных
В процессе онтогенеза формирование
проприорецепции начинается с 1—3 месяцев
внутриутробного развития. К моменту
рождения проприорецепторы и корковые
отделы двигательного анализатора
достигают высокой степени
24. Возрастные особенности кожного анализатора
В коже заложены 4 вида рецепторов: тактильные, тепла, холода, боли.
Благодаря кожной чувствительности человек получает представление о плотности, упругости тел, их поверхности, форме, температуре.
У младшего школьника осязание развито лучше, чем у взрослых. Этому способствует тонкость кожи и хорошая податливость тренировке. Для кожных рецепторов тактильного чувства младшего школьника присуще свойство адаптации к непрерывному раздражению.
Температурная чувствительность воспринимается рецепторами тепла и холода, заложенными в коже и в слизистой оболочке носа, рта и других отделах пищеварительного тракта. Температурные рецепторы у младшего школьника распределены неравномерно (как и у взрослого). Наибольшее количество в коже живота, меньше – в коже груди и еще меньше в коже конечностей. При этом открытые части тела менее чувствительны к холоду, чем закрытые, что объясняется привыканием и закалкой.
Болевая чувствительность воспринимается
специальными рецепторами кожи и
слизистых оболочек. Они возбуждаются
при воздействии механических, химических,
температурных и электрических
раздражений. Иногда же ощущение боли
возникает при раздражении или
заболевании внутренних органов. В
большинстве случаев это
Рефлекторные реакции в ответ на тактильные раздражения впервые появляются на 8-й неделе внутриутробного развития.
Величина порогов тактильной чувствительной у новорожденных в 7-14 раз выше, чем у взрослых. С возрастом до 18-25 лет происходит уменьшение порога. Очень резкое снижение его происходит сразу после рождения.
Болевые реакции при раздражении кожи возникают еще в период внутриутробного развития и сразу же после рождения ребенка оказываются отчетливо выраженными.
У новорожденного ребенка
действие температурных раздражителей
вызывает безусловно-рефлекторные реакции,
проявляющиеся в общем
25. Сеченов и Павлов – основоположники учения о ВНД. Методы изучения ВНД
НС имеет 2 основные функции (по Павлову):
ННД (низшая нервная деятельность) – взаимодействие систем организма между собой.
ВНД (высшая нервная деятельность) – взаимодействие организма с внешней средой.
МЕТОДЫ исследования ВНД:
1) Метод условных рефлексов
Условный рефлекс – это выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции.
2) Электроэнцефалография
– регистрация суммарной
3) Метод вызванных потенциалов
(ВП) – регистрация колебания
электрической активности, возникающего
на ЭЭГ при однократном
4) Магнитоэнцефалография – мозг генерирует не только электрические, но и слабые магнитные волны.
5) Компьютерная томография
– через мозг пропускается
тонкий пучок рентгеновских
7) Метод молекулярной
биологии – направлены на
8) Методы холодового выключения
структур ГМ – дают
9) Стереотаксический метод
– позволяет ввести электрод
в различные подкорковые
10) Метод перерезки и
выключения различных участков
ЦНС – позволяет обратимо
11) Реоэнцефалография –
основана на регистрации
12) Эхоэнцефалография –
основана на свойстве
26. Рефлекс как основа
нервной деятельности и
Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы, ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Восприятие раздражения из внешней и внутренней среды рецепторами, возникновение в них нервных импульсов, которые по чувствительным нейронам передаются в ЦНС, где поступают на вставочные, затем на исполнительные (двигательные) нейроны, и по ним к исполнительным органам.
Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"