Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка Основные понятия анатомии и физиологии человека.docx

— 158.47 Кб (Скачать документ)

 

Верхний звуковой порог у  взрослого человека составляет 20 000 Гц; самый низкий – 12–24 Гц.

 

У новорожденных полость  среднего уха заполнена амниотической  жидкостью. Это затрудняет колебания  слуховых косточек. Со временем жидкость рассасывается, и вместо нее из носоглотки через евстахиеву трубу проникает  воздух. Новорожденный ребенок при  громких звуках вздрагивает, у него изменяется дыхание, он перестает плакать. Более четким слух у детей становится к концу второго – началу третьего месяца.

 

Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости. Наибольшая острота  слуха достигается к 14–19 годам.

 

22. Возрастные особенности  строения и функционирования  вестибулярного анализатора

 

 

 

Вестибулярный анализатор –  один из важнейших компонентов системы  ориентации человека в пространстве и организации движений. Это нейродинамическая  система, осуществляющая восприятие и  анализ информации о положении и  движении тела в пространстве.

 

Вестибулярный анализатор имеет  важное значение в регуляции положения  тела в пространстве и его движений. Периферическая часть вестибулярного анализатора размещается во внутреннем ухе и состоит из преддверия и  трех полукружных каналов, внутри которых  находится заполненная эндолимфой полость .

 

В преддверии находится так  называемый отолитовый прибор, представляющий скопление рецепторных клеток. От этих клеток отходят специальные  волоски, которые, сплетаясь, образуют отолитовую мембрану. На поверхности  мембраны располагаются известковые  кристаллики — отолиты. При изменении  положения тела в пространстве или  его прямолинейном движении происходит смещение отолитов, в результате которого изменяется их давление на волоски  чувствительных клеток. Изменение давления вызывает возбуждение рецепторов и  возникновение нервных импульсов, передающихся затем в подкорковые  отделы головного мозга и далее  в височные отделы КГМ.

 

Рецепторные клетки полукружных  каналов также имеют специальные  волоски, погруженные в расположенную  в эндолимфе студенистую массу. В связи с тем что полукружные  каналы расположены в трех взаимоперпендикулярных плоскостях, любое вращение головы или угловые и прямолинейные  ускорения движения тела будут приводить  в движение эндолимфу полукружных  каналов, перемещение которой будет  регистрироваться рецепторами.

 

Реакция рецепторных клеток вестибулярного аппарата, вызванная  изменением положения тела в пространстве или его движением, приводит к  рефлекторному перераспределению  мышечного тонуса. Эти рефлекторные реакции скелетной мускулатуры, обеспечивающие сохранение равновесия тела в покое, называют статическими (рефлексы позы), а при его движении — статокинетическими. Вестибулярные  раздражения приводят к изменению  деятельности и многих внутренних органов. Степень возбудимости вестибулярного аппарата, т. е. порог его чувствительности, у различных людей колеблется в широких пределах. Существенное влияние на вестибулярную чувствительность могут оказывать другие анализаторы. У лиц с высокой чувствительностью  вестибулярного аппарата и ослабленным  тормозным влиянием на него со стороны  других анализаторов обнаружено при  длительных вестибулярных воздействиях явление укачивания, связанное с  ухудшением самочувствия и рядом  вегетативных расстройств, совокупность которых называют морской или  воздушной болезнью.

 

Таким образом, вестибулярный  аппарат имеет важное значение в  пространственной ориентации человека, координации его движений в покое  и в процессе двигательной деятельности. По мнению И. С. Беритова (1953), благодаря  вестибулярному аппарату в мозге  у человека возможно формирование пространственного  образа пройденного пути. Развитие вестибулярного аппарата у детей  и подростков в настоящее время  мало изучено. Существуют морфологические  данные, что ребенок рождается  с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного анализатора.

 

Так же как и у взрослых, у детей встречается явление  укачивания, возникновение которого возможно при перевозке детей  в автомобилях, поездах, самолетах  и т. д. Эффективным средством  против этого является медицинский  препарат аэрон. Фармакологическое  действие аэрона направлено на снижение возбудимости вестибулярных рецепторов. Важное значение в снижении возбудимости вестибулярного аппарата имеет его  специальная тренировка.

 

Возрастные особенности:

 

Раннее морфологическое  созревание вестибулярного анализатора  обеспечивает появление уже на 4-м  месяце внутриутробного развития различных  рефлекторных реакций с вестибулярного аппарата. Они проявляются в изменении  тонуса мышц, в сокращении мышц конечностей, шеи, туловища, мышц глазных яблок.

 

У грудных детей можно  наблюдать целый ряд рефлексов  с вестибулярного аппарата: разведение рук и растопыривание пальцев  при сотрясении кроватки, условные рефлексы на положение матери для  кормления грудью, положительный  условный рефлекс на покачивание. На 2—3-м месяце ребенок дифференцирует вестибулярные раздражения, определяя, например, направление качания.

 

Многие вестибулярные  рефлексы (разведение рук при встряхивании) наблюдаются только в первые месяцы жизни. Показано, что возбудимость вестибулярного анализатора уменьшается с увеличением  возраста детей. Высокая возбудимость вестибулярного анализатора во внутриутробном периоде развития объясняется влиянием, которое он оказывает на развитие нервной системы. Предполагают, что  раннее морфологическое и функциональное созревание вестибулярного анализатора  имеет большое значение, способствуя  развитию связанных с ним нейронов спинного и головного мозга. Импульсы, идущие по нервным волокнам от вестибулярных  рецепторов к соответствующим нейронам продолговатого мозга, вызывают освобождение в конечных разветвлениях этих волокон  специфических химических веществ. Последние способствуют созреванию нейронов вестибулярных ядер продолговатого мозга и миелинизации их аксонов, направляющихся к мотонейронам спинного мозга, нейронам мозжечка и ядер глазодвигательного нерва. Созревание этих нейронов также  направляется химическим веществом, выделяемым в конечных разветвлениях аксонов  нейронов вестибулярных ядер продолговатого мозга.

 

23. Возрастные особенности  двигательного анализатора

 

 

 

Двигательный анализатор имеет исключительно важное значение для выполнения и разучивания  движений. Он контролирует правильность и точность движений. Например, при  сгибании руки в локтевом суставе  сокращается двуглавая мышца  плеча и растягивается трехглавая. Возбуждение, возникшее в рецепторах этих мышц, сигнализирует о том, что  одна мышца сокращена, а другая растянута. Рецепторы трущихся поверхностей локтевого  сустава и растянутых сухожилий  информируют мозг об амплитуде и  быстроте сгибания. Эта сигнализация не только дает возможность человеку ощутить данное движение, но и позволяет  коре головного мозга проконтролировать  точность и правильность его выполнения. Возбуждение от рецепторов двигательного  анализатора поступает в чувствительно-двигательную зону коры. Оттуда идет поток импульсов  к работающим мышцам, обеспечивающий своевременное исправление выполняемых  движений.

 

В двигательной деятельности человека участвуют и подкорковые  центры, Оки регулируют мышечный тонус, уточняют координацию движений во время  бега, ходьбы и танца, согласуют деятельность внутренних органов с двигательными  рефлексами.

 

Мозжечок, играет очень большую  роль в системе двигательного  анализатора. Наличие большого количества связей мозжечка с различными системами  само по себе свидетельствует о многообразии и сложности его функций. Главнейшей функцией мозжечка является автоматическая регуляция движений, которая обеспечивает сохранение равновесия тела, точность и соразмерность сложных двигательных актов. При поражении мозжечка чаще всего наблюдаются следующие  нарушения: расстраивается походка, так  что больной ходит пошатываясь (походка его напоминает походку  пьяного человека); в конечностях  отмечается так называемое интенционное дрожание.

 

В процессе онтогенеза формирование проприорецепции начинается с 1—3 месяцев  внутриутробного развития. К моменту  рождения проприорецепторы и корковые отделы двигательного анализатора  достигают высокой степени морфологической  зрелости и способны к выполнению своих функций. Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов  двигательного анализатора до 6—7 лет. С 3 до 7—8 лет быстро нарастает  чувствительность проприорецепции, идет созревание подкорковых отделов  двигательного анализатора и  его корковых зон. В 6—7 лет объем  подкоркового отдела составляет уже 94—98 % от его величины у взрослого, а  объем корковых зон — 74—84 %. Формирование проприорецепторов, расположенных  в суставах и связках (суставно-связочный  аппарат), заканчивается морфологически и функционально к 13—14 годам, а  проприорецепторов мышц — к 12—15 годам. К этому возрасту они уже  практически не отличаются от пропри-орецептивного  аппарата взрослого человека. Кинестетические  механизмы регуляции парной деятельности рук и ног интенсивно развиваются  с 7—11 до 14—15 лет. Интересно, что интенсивная  двигательная деятельность существенно  стимулирует развитие всех отделов  двигательного анализатора, способствует его функциональному совершенствованию. Например, юные и взрослые спортсмены лучше ориентируются в пространстве, более точно координируют свои движения (действия) во времени и пространстве, более точно способны дифференцировать мышечные усилия.

 

24. Возрастные особенности  кожного анализатора

 

 

 

В коже заложены 4 вида рецепторов: тактильные, тепла, холода, боли.

 

Благодаря кожной чувствительности человек получает представление  о плотности, упругости тел, их поверхности, форме, температуре.

 

У младшего школьника осязание развито лучше, чем у взрослых. Этому способствует тонкость кожи и  хорошая податливость тренировке. Для  кожных рецепторов тактильного чувства  младшего школьника присуще свойство адаптации к непрерывному раздражению.

 

Температурная чувствительность воспринимается рецепторами тепла  и холода, заложенными в коже и  в слизистой оболочке носа, рта  и других отделах пищеварительного тракта. Температурные рецепторы  у младшего школьника распределены неравномерно (как и у взрослого). Наибольшее количество в коже живота, меньше – в коже груди и еще  меньше в коже конечностей. При этом открытые части тела менее чувствительны  к холоду, чем закрытые, что объясняется  привыканием и закалкой.

 

Болевая чувствительность воспринимается специальными рецепторами кожи и  слизистых оболочек. Они возбуждаются при воздействии механических, химических, температурных и электрических  раздражений. Иногда же ощущение боли возникает при раздражении или  заболевании внутренних органов. В  большинстве случаев это единственный сигнал заболевания внутренних органов  и их систем. На все болевые раздражения  дети младшего школьного возраста имеют  такую же чувствительность, как и  взрослые.

 

Рефлекторные реакции  в ответ на тактильные раздражения  впервые появляются на 8-й неделе внутриутробного развития.

 

Величина порогов тактильной чувствительной у новорожденных  в 7-14 раз выше, чем у взрослых. С возрастом до 18-25 лет происходит уменьшение порога. Очень резкое снижение его происходит сразу после рождения.

 

Болевые реакции при раздражении  кожи возникают еще в период внутриутробного  развития и сразу же после рождения ребенка оказываются отчетливо  выраженными.

 

У новорожденного ребенка  действие температурных раздражителей  вызывает безусловно-рефлекторные реакции, проявляющиеся в общем двигательном беспокойстве, крике, задержке дыхания.

 

25. Сеченов и Павлов  – основоположники учения о  ВНД. Методы изучения ВНД

 

 

 

НС имеет 2 основные функции (по Павлову):

 

ННД (низшая нервная деятельность) – взаимодействие систем организма  между собой.

 

ВНД (высшая нервная деятельность) – взаимодействие организма с  внешней средой.

 

МЕТОДЫ исследования ВНД:

 

1) Метод условных рефлексов

 

Условный рефлекс –  это выработанная в онтогенезе реакция  организма на раздражитель, ранее  индифферентный для этой реакции.

 

2) Электроэнцефалография  – регистрация суммарной электрической  активности мозга с поверхности  головы.

 

3) Метод вызванных потенциалов  (ВП) – регистрация колебания  электрической активности, возникающего  на ЭЭГ при однократном раздражении  периферических рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных).

 

4) Магнитоэнцефалография  – мозг генерирует не только  электрические, но и слабые  магнитные волны.

 

5) Компьютерная томография  – через мозг пропускается  тонкий пучок рентгеновских лучей,  источник которого вращается  вокруг головы в заданной плоскости;  прошедшее через череп излучение  измеряется сцинтилляционным счетчиком.

 

7) Метод молекулярной  биологии – направлены на изучение  роли молекул ДНК, РНК и др. биологически активных веществ  в образовании условных рефлексов

 

8) Методы холодового выключения  структур ГМ – дают возможность  визуализировать пространственно-временную  мозаику электрических процессов  мозга при образовании условного  рефлекса в разных функциональных  состояниях.

 

9) Стереотаксический метод  – позволяет ввести электрод  в различные подкорковые структуры  ГМ à подготовить животное  для хронического эксперимента.

 

10) Метод перерезки и  выключения различных участков  ЦНС – позволяет обратимо видоизменять  активность мозга в целом и  наблюдать за изменением условно-рефлекторного  поведения.

 

11) Реоэнцефалография –  основана на регистрации изменений  сопротивления ткани мозга переменному  току высокой частоты в зависимости  от кровенаполнения à позволяет  косвенно судить о величине  общего кровенаполнения мозга,  тонусе, эластичности его сосудов,  состоянии венозного оттока.

 

12) Эхоэнцефалография –  основана на свойстве ультразвука  по-разному отражаться от структур  мозга, его патологических образований,  цереброспинальной жидкости, костей  черепа и др.

 

26. Рефлекс как основа  нервной деятельности и рефлекторная  дуга. Механизм образования условного  рефлекса. Виды рефлексов и их  классификации

 

 

 

Рефлекс — основная форма  деятельности нервной системы, ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной  системы. Восприятие раздражения из внешней и внутренней среды рецепторами, возникновение в них нервных  импульсов, которые по чувствительным нейронам передаются в ЦНС, где поступают  на вставочные, затем на исполнительные (двигательные) нейроны, и по ним  к исполнительным органам.

Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"