Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка Основные понятия анатомии и физиологии человека.docx

— 158.47 Кб (Скачать документ)

 

А.А.Ухтомский считал, что  доминантой следует объяснить как  резко меняющееся поведение человека при внешне мало изменяющейся среде, так и настойчивое повторение одного и того же образа действия в  совершенно новых ее условиях.

 

Доминанта помогает понять механизм таких педагогических приемов, как, например, упрочение усвоенного учебного материала.

 

Доминанта имеет отчетливо  выраженные возрастные особенности: чем  младше школьник, тем она менее  устойчива и тем легче может  перейти в торможение. Этим объясняется  отсутствие у детей усидчивости, резкие переходы от одного ритма деятельности к другому.

 

Итак, взаимодействие различных  видов поведения строится на основе открытого А.А.Ухтомским принципа доминанты.

 

 

31. Нейрофизиологические  механизмы и возрастные особенности  восприятия и внимания

 

 

 

Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это отражение в  мозге человека целостного образа предмета. Разрозненные ощущения о предмет  человек воспринимает в целом. Деятельность системы отбора информации происходит с помощью внимания.

 

Свойства восприятия

 

Предметность — объекты  воспринимаются не как бессвязный набор  ощущения, а составляют образы конкретных предметов.

 

Структурность — предмет  воспринимается сознанием уже в  качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

 

Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее  содержание психики человека.

 

Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние  обстоятельства, в которых оно  происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.

 

Активность — в любой  момент времени мы воспринимаем только один объект. Природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

 

Осмысленность — предмет  сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому  классу

 

Факторы восприятия

 

Внешние: размер, интенсивность (в физическом или эмоциональном  плане), контрастность (противоречие с  окружением), движение, повторяемость, новизна и узнаваемость

 

Внутренние:

 

Установка восприятия —  ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности  и мотивация — человек видит  то, в чём нуждается или что  считает важным. Опыт — человек  воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция  — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности  — оптимисты видят мир и  события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

 

Три механизма селективности  восприятия: Принцип резонанса —  соответствующее потребностям и  ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип  защиты — противостоящее ожиданиям  человека воспринимается хуже. Принцип  настороженности — угрожающее психике  человека распознаётся быстрее прочего.

 

Внимание - фактор, который  руководит выбором информации для  восприятия. Внимание может быть устойчивым и неустойчивым. Устойчивое внимание можно усилить тренировками, усилиями воли. Различают внимание сознательное и несознательное. Биологической  основой несознательного внимания является ориентировочный рефлекс. Он возникает тогда, когда действует  важный или новый раздражитель. Сознательное внимание активно поддерживается.

 

Физиологический механизм внимания сложен. Понять его помогает открытое Павловым явление оптимального очага  возбуждения, который обладает средней  интенсивностью, но является наиболее благоприятным в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции, он гасит другие очаги возбуждения  в коре мозга. Очаг оптимального возбуждения  динамичен. А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Домината (господствующий очаг возбуждения) более устойчив. Он не только тормозит вновь возникающие  очаги возбуждения, но и способен усиливать их. Однако оба вида очагов возбуждения не до конца объясняют  механизм внимания человека, т.к. человек  способен управлять своим вниманием.

 

Внимание характеризуется  следующими свойствами: объемом, распределяемостью, концентрацией, устойчивостью и  переключаемостью.

 

·          Объем внимания измеряется количеством  объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого  человека объем внимания равен 4-6 несвязанным  между собой объектам.

 

·          Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Умение распределять внимание воспитывается.

 

·          Концентрация внимания – степень  сосредоточения на объекте. Выражается в том, что внимание поглощено  одним объектом. Тесно связана  с объемом внимания и распределяемостью.

 

·          Устойчивость внимания проявляется  в длительности сосредоточения на объекте. Зависит от целого ряда причин: сила нервных процессов, характер деятельности, отношение к делу, сложившиеся  привычки.

 

·          Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного предмета на другой. Физиологическая картина  переключения – торможение существовавшего  очага оптимальной возбудимости и формирование нового очага.

 

У трехмесячного ребенка  можно отметить заметно выраженный внешний акт внимания, связанный  со зрительным восприятием. Это свидетельствует  о выделении предмета и превращении  его в объект внимания.

 

К концу первого года жизни  у ребенка расширяется круг явлений, которые привлекают его внимание: это слова взрослых и собственные  действия с предметами.

 

С 1 года до 3 лет, когда начинается речевое общение, объектами внимания становится произносимое слово, а через  него – образ и мысль.

 

В преддошкольном возрасте сосредоточение внимания на предмете неустойчиво. Внимание ребенка этого  возраста легко переключить и  отвлечь. Внимание в основном непроизвольное, но проявления произвольного внимания возникают чаще и становятся продолжительнее.

 

У детей дошкольного возраста значительно увеличивается время, в течение которого они могут  удерживать внимание на предмете. Произвольное внимание дошкольника формируется  в коллективных ролевых играх, в  дидактических играх, а также  при выполнении трудовых поручений. Но их внимание легко переключается  от нужного к интересному, от малоинтересного  к более интересному.

 

У ребенка, поступающего в  школу, ведущее внимание – непроизвольное. Учение как основной вид деятельности активно формирует произвольное внимание.

 

Непроизвольность внимания первоклассника, его быструю утомляемость от собранности необходимо учитывать. Чтобы облегчить сосредоточение внимания детей, учитель организует их позу, приучает работать сосредоточенно, подготавливать все к уроку до прихода учителя в класс.

 

Объем внимания младшего школьника  меньше, чем у взрослых, распределение  внимания слабое.

 

Подросток располагает значительно  большими возможностями в проявлении устойчивости внимания. В подростковом возрасте к вниманию предъявляются  более высокие требования. Возрастает устойчивость внимания на отдельных  предметах, особенно в связи с  возникновением более стойких дифференцированных интересов.

 

Подросток умеет распределять внимание: одновременно переговариваться с соседом по парте и следить  за ходом урока. У учащихся юношеского возраста складывается определенный стиль  внимания, формируется внимательность как черта личности.

 

Развитие внимания в школьные годы идет по следующим направлениям: 1) совершенствуются все виды внимания; 2) особенно интенсивно развивается  произвольное и послепроизвольное  внимание, которое начинает занимать ведущее место в регуляции  деятельности; 3) складывается привычка работать внимательно; 4) развиваются  свойства внимания. Синтезом всего  развития внимания является формирование внимательности как черты личности.

 

32. Нейрофизиологические  механизмы и возрастные особенности  эмоций

 

 

 

Эмоции – процесс переживания  ситуации, реакция на внешние и  внутренние раздражители, отношение  к окружающим объектам, событиям, явлениям. Различают эмоциональные реакции, состояния и отношения.

 

Эмоциональные реакции –  положительные, отрицательные, нейтральные.

 

Аффект – эмоции, которыми человек не может овладеть.

 

Эмоц. состояния – постоянно  меняются. *печальное – спокойное.

 

Эмоциональные отношения *Любовь, ревность.

 

Возникновение эмоций объясняет  информационная теория эмоций – это  концепция, согласно которой эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности человек  производит на основе врожденного и  ранее приобретенного индивидуального  опыта, непроизвольно сопоставляя  информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для  удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование  вероятности достижения цели может  осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации порождает  положительные эмоции, падение вероятности  ведет к отрицательным эмоциям.

 

Возрастные особенности:

 

Эмоции появляются у человека еще до его рождения. Выявлено, что  эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже  у пяти-шестимесячного человеческого  плода.

 

Детей младшего школьного  возраста отличает очень высокая  эмоциональность, они еще не умеют  управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более  сдержанными и уравновешенными. Интеллектуальные чувства ребенка  этого возраста связаны с удовлетворением  нарастающей его любознательности и ненасытной жажды знаний. Детям  нравится читать, смотреть телевизор, они стремятся приобретать все  новые и новые знания и впечатления. В этот период создаются благоприятные  условия для развития эстетических чувств, воспитания эстетического вкуса.

 

Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств. Для детей этого возраста чрезвычайно характерны различные  оценки своих поступков и поступков  других людей, а также суждение о  них.

 

Центральным и специфическим  новообразованием подростка является возникающее у него представление  о себе как уже не ребенке - он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Подростки  стремятся к самостоятельности, известной независимости, они очень  чувствительны к оценкам взрослых, умалению их достоинства, прав. Отношение  к ним как "маленьким" их обижает  и отталкивает от взрослых. При  этом девочки больше, Некоторые особенности  эмоциональных реакций подросткового  возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Однако эмоциональные реакции и поведение  подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят  также от социальных факторов и условий  воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют  над возрастными.

 

33. Нейрофизиологические  механизмы сна и его возрастные  особенности. Гигиена сна

 

 

 

Сон - физиологическое состояние, которое характеризуется потерей  активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время  считали, что сон представляет собой  отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного  бодрствования. Однако оказалось, что  активность мозга во время сна  часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна  существенно возрастает, т.е. сон - это  активный физиологический процесс.

 

Рефлекторные реакции  во время сна снижены. Спящий человек  не реагирует на многие внешние воздействия, если они не имеют чрезмерной силы.

 

Теории сна:

 

Гуморальная теория, в качестве причины сна рассматривает вещества, появляющиеся в крови при длительном бодрствовании. Доказательством этой теории служит эксперимент, при котором  бодрствующей собаке переливали кровь  животного, лишенного сна в течение  суток. Животное-реципиент немедленно засыпало. Но гуморальные факторы  не могут рассматриваться как  абсолютная причина возникновения  сна. Об этом свидетельствуют наблюдения за поведением двух пар неразделившихся  близнецов. У них разделение нервной  системы произошло полностью, а  системы кровообращения имели множество  анастомозов. Эти близнецы могли  спать в разное время: одна девочка, например, могла спать, а другая бодрствовала.

 

Подкорковая и корковая теории сна. При различных опухолевых или  инфекционных поражениях подкорковых, особенно стволовых, образований мозга, у больных отмечаются различные  нарушения сна - от бессонницы до длительного  летаргического сна, что указывает  на наличие подкорковых центров  сна. При раздражении задних структур субталамуса и гипоталамуса животные засыпали, а после прекращения  раздражения они просыпались, что  указывает на наличие в этих структурах центров сна.

 

Химическая теория. По этой теории во время бодрствования в  клетках тела накапливаются легко  окисляющиеся продукты, в результате возникает дефицит кислорода, и  человек засыпает. Мы засыпаем не от того, что отравлены или устали, а чтобы не отравиться и не устать.

 

Функции сна

 

·          обеспечивает отдых организма.

 

·          играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и  РНК нейронов.

Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"