Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка Основные понятия анатомии и физиологии человека.docx

— 158.47 Кб (Скачать документ)

 

Внутренняя среда организма  обладает динамическим равновесием, относительным  постоянством химического состава  и свойств. Такое состояние носит  название гомеостаз (от греч. homoios –  подобный, stasis – стояние). Постоянство  внутренней среды тщательно регулируется различными механизмами, поэтому изменяется в очень узких пределах.

 

Определяя состав крови, лимфы, тканевой жидкости можно судить о  процессах, происходящих в организме  и выявлять патологические состояния.

 

Система крови

 

Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых  физиологических процессов, которые  обеспечивают образование крови  и ее функционирование. В эту систему  входят:

 

органы, где происходит образование  и разрушение клеток крови: красный  костный мозг, лимфатические узлы, вилочковая железа (тимус), селезенка, печень, почки;

 

механизмы поддержания постоянства  состава и свойств крови за счет нервной и гуморальной регуляции.

 

Главным кроветворным органом  у человека является красный костный  мозг. В нем находятся стволовые  клетки, которые делятся, давая начало всем видам клеток крови. Процесс  образования клеток крови носит  название гемопоэз.

 

Основные функции крови

 

Кровь – основная транспортная система организма. В зависимости  от характера и свойств переносимых  веществ кровь выполняет следующие  функции:

 

·          дыхательная: транспортирует кислород к тканям от легких и углекислый газ от тканей к легким

 

·          трофическая: переносит питательные  вещества от стенки пищеварительного тракта к тканям

 

·          обменная: участвует в вводно-солевом  обмене

 

·          экскреторная: переносит конечные продукты обмена от тканей к почкам

 

·          гомеостатическая: участвует в поддержании  постоянства внутренней среды организма

 

·          регуляторная: переносит гормоны  и другие биологически активные вещества, обеспечивая гуморальную регуляцию

 

·          терморегуляционная: кровь согревается  в печени и мышцах и распределяет и перераспределяет тепло в организме

 

·          защитная в крови имеются антитела; лейкоциты выполняют функцию  фагоцитоза генетически чужеродных частиц; кровь способна свертываться, предотвращая кровопотерю.

 

Строение, состав и объем  крови

 

Кровь – это жидкая соединительная ткань. Межклеточное вещество крови  – кровяная плазма. В плазме во взвешенном состоянии находятся клетки крови (форменные элементы крови) – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма составляет около 55– 60 % объема крови, форменные  элементы – 40 - 45 %.

 

Количество крови у  взрослого человека около 5 – 6 литров, что составляет примерно 7 – 8 % от массы  тела. Количество и состав крови  в организме величина довольно постоянная и тщательно регулируется.

 

Имеющаяся в организме  кровь в обычных условиях циркулирует  по сосудам не вся. Часть ее находится  в депо крови: в печени – около 20 %, в селезенке – около 16 %, в  коже примерно 10 % от общего количества крови.

 

4. Наследственность и  среда, их влияние на развитие  организма. Понятие генотипа и  фенотипа, онтогенеза и филогенеза

 

Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Рост и развитие ребенка зависят  от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную  и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к  благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут  созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к  рисованию и т. д.

 

Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей  среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев  и причиной длительной болезни и  смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией).

 

Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует  считать чем-то неизбежным. В некоторых  случаях она поддается коррекции  и управлению.

 

Своевременное выявление  у детей унаследованных признаков  позволяет направить одних детей  в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими  аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному  труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной  наследственности у детей принадлежит  олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.

 

Взаимоотношения организма  со средой. Основоположник русской  физиологии И.М. Сеченов писал, что  «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное  определение организма должна входить  и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека.

 

И.П. Павлов, развивая это  положение, пришел к выводу, что о  человеке необходимо говорить как о  целостном организме, который тесно  взаимосвязан с внешней средой и  существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние  его и окружающей среды. В связи  с этим все рефлексы рассматривались  Павловым как реакции постоянного  приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим  условиям или разной среде обитания).

 

Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без  учета той среды, в которой  он живет, воспитывается, работает, без  учета тех, с кем он общается, а  функции его организма – без  учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений  человека с растениями, животными  и др.

 

Генотип – совокупность генов данного организма

 

Фенотип – присущая индивидууму  совокупность всех признаков и свойств, которые сформировались в процессе его индивидуального развития. Фенотип  возникает в результате взаимодействия между генотипом индивидуума  и окружающей средой.

 

Онтогенез – индивидуальное развитие организма; развитие индивидуума  от момента оплодотворения яйцеклетки до наступления смерти.

 

Филогенез - Процесс развития органического мира в целом или  отдельных его групп.

 

5. Организм как единое  целое. Основные закономерности  и факторы роста и развития  человеческого организма

 

Целостность организма, т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается:

 

1)         структурным соединением всех  частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.);

 

2)         связью всех частей организма:  а) при помощи жидкостей, циркулирующих  в его сосудах, полостях и  пространствах (гуморальная связь, humor — жидкость), б) при помощи  нервной системы, которая регулирует  все процессы организма (нервная  регуляция).

 

С появлением нервной системы  возникают два вида связи —  гуморальная и нервная, причем по мере усложнения организации животных и развития нервной системы последняя  все больше «овладевает телом» и  подчиняет себе все процессы организма, в том числе и гуморальные, в результате чего создается единая нейро-гуморальная регуляция при  ведущей роли нервной системы.

 

Таким образом, целостность  организма достигается благодаря  деятельности нервной системы, которая  пронизывает своими разветвлениями все органы и ткани тела и которая  является материальным анатомическим  субстратом объединения (интеграции) организма  в единое целое.

 

Целостность организма заключается  также и в единстве духа и тела, единстве психического и соматического, телесного. Таково современное понимание  целостности организма, строящееся на принципах диалектического материализма и его естественнонаучной основы — физиологического учения И. П. Павлова..

 

Организм как целое  играет ведущую роль в отношении  своих частей, выражением чего является подчиненность деятельности всех органов  нейро-гуморальной регуляции. Поэтому  изолированные от организма органы не могут выполнять те функции, которые  присущи им в рамках целого организма. Этим объясняется трудность пересадки  органов. Организм же как целое может  существовать и после утраты некоторых  частей, о чем свидетельствует  хирургическая практика оперативного удаления отдельных органов и  частей тела (удаление одной почки  или одного легкого и ампутация  конечностей).

 

Подчиненность части целому не абсолютна, так как часть обладает относительной самостоятельностью. Так, отдельные клетки могут жить и размножаться вне организма (культуры тканей, развитие зародыша in vitro). Но функции  таких изолированных клеток не тождественны функции клеток целостного организма, поскольку они выключены из общего обмена с другими тканями.

 

Обладая относительной самостоятельностью, часть может влиять на целое, о  чем свидетельствуют изменения  всего организма при заболевании  отдельных органов.

 

Рост и развитие — две  взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это  общебиологическое свойство живой  материи, которое выражается в количественных изменениях: увеличении органов и  организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической дифференциации клеток, тканей, органов.

 

Организм ребенка отличается от организма взрослого особенностями  строения и функций отдельных  органов и систем. Главная особенность  организма ребенка — это состояние  непрерывного роста и развития. Постоянно  происходят количественные (рост) и  качественные (развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят  в качественные. В этом заключаются  единство и взаимосвязь роста  и развития.

 

Развитие растущего организма  подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение  в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам.

 

Ребенок рождается с определенными  унаследованными биологическими свойствами, которые являются основой дальнейшего  физического и психического развития организма. Уже с первых месяцев  жизни определяющим фактором, влияющим на ход этого развития, является окружающая среда.

 

В отдельные возрастные периоды  рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно). Особенности роста и развития детского организма обусловлены  также половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических  периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным  воздействиям. К ним относятся  периоды новорожденное, время первого  прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).

 

К закономерностям роста  и развития относятся половые  различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек  раньше, у мальчиков позже. Половые  различия проявляются не только в  темпах роста и развития, но и  в деятельности нервной, эндокринной  и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками  в поведении, интересах.

 

Организм ребенка с  момента рождения испытывает множество  разнообразных воздействий. Некоторые  из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).

 

Известно, что все жизненные  процессы в организме протекают  ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая  активность головного мозга. Несмотря на то, что каждый физиологический  процесс имеет свой ритм, все они  подчинены единому суточному  ритму, который формируется под  влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена  дня и ночи, суточные колебания  температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым — режим  дня, характер деятельности и т.д. Для  человека ведущим фактором, формирующим  биологические ритмы его организма, служит смена дня и ночи. Поэтому  все жизненные процессы в нем  соответствуют этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов деятельности организма. Первый пик соответствует  временному периоду от 8 до 12 ч, второй — от 17 До 19 ч.

 

Важным фактором роста  и развития ребенка является оптимальная  двигательная активность . Если она  систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии  у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного  аппарата, органа зрения и др.).

 

6. Теории развития Рубнера  и Аршавского. Возрастная периодизация. Этапы развития организма по  Аршавскому

Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"