Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"
Рефлекторная дуга — путь,
по которому нервные импульсы проходят
при осуществлении рефлекса. Ее целостность
— обязательное условие функционирования
рефлекса. Согласованная рефлекторная
деятельность — результат взаимодействия
в центральной нервной системе
процессов возбуждения и
Рефлекторная дуга состоит из:
· рецептора — нервное звено, воспринимающее раздражение;
· афферентного звена — центростремительное нервное волокно — отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему;
· центрального звена — нервный центр (необязательный элемент, например для аксон-рефлекса);
· эфферентного звена — центробежное нервное волокно, проводящие возбуждение от центральной нервной системы на периферию;
· эффектора — исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.
Различают: — моносинаптические, двухнейронные рефлекторные дуги; — полисинаптические рефлекторные дуги (включают три и более нейронов). Павловым делил рефлексы на условные и безусловные.
Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные)реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза.
Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.
Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.
формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3-4 месяцев.
Условные рефлексы — это
приобретенные в течение
Разработка учения об условных рефлексов связано в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.
По мере приобретения жизненного
опыта в коре полушарий складывается
система условнорефлекторных
Условные рефлексы хорошо образуются только при определенных условиях. Главнейшими из них являются:
1. Наличие двух раздражителей:
индифферентного (будущего
2. Применение этих раздражителей должно совпадать по времени в пределах 0,5-2 секунды.
3. Действие сигнального
раздражителя должно
4. Многократное повторение
сочетаний условного и
5. Нервные центры коры
головного мозга во время
6. Сила возбуждения на
безусловный раздражитель
7. Посторонние раздражители,
вызывающие ориентировочную
8. бодрое состояние организма;
Условные рефлексы образуются только при наличии достаточной возбудимости центров этих подкрепляющих рефлексов. Например, при выработке у собак пищевых условных рефлексов опыты ставятся при условии высокой возбудимости пищевого центра (голодном состоянии животного).
27. Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности
Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.
С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.
Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.
Стереотипы сохр-ся долгие
годы и составляют основу человеческого
поведения. Стереотипы очень трудно
поддаются переделке. Трудность
переделки стереотипов
28. Торможение условных рефлексов. Значение условного торможения для обучения и воспитания
Торможение, в физиологии — активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения.
Торможение (наряду с возбуждением)
является одним из важнейших механизмов
координации работы нервной системы
и других органов. С помощью торможения
выключаются одни нервные центры
и усиливается работа других. Наконец,
благодаря торможению организуется
согласованная деятельность целых
отделов мозга. Различные виды условного
и безусловного торможения лежат
в основе формирования и воспитания
различных поведенческих
Виды торможения условных рефлексов
Безусловное торможение (это
врожденная форма торможения, она
присуща всем особям данного вида;
не нужно время для его
1.
внешнее торможение: Механизм: дополнительный
внешний раздражитель вызывает
новый очаг возбуждения в коре
головного мозга, который
2.
запредельное торможение: Механизм:
условный рефлекс резко
Условное торможение - осуществляется по принципу условного рефлекса.
Особенности:
1.
это индивидуальная, приобретенная
в течении жизни реакция
2. требует определенных условий, для осуществления его надо вырабатывать;
3. развивается в нейронах коры головного мозга.
Условное торможение возникает при неподкреплении условного сигнала. В коре головного мозга перестает осуществляться временная рефлекторная связь.
Значение торможения условного рефлекса:
1.
отношение организма с
2.
осуществляется более
3.
позволяет избежать
29. Учение Анохина о
функциональной системе и ее
роль в организации
Функциональная система
- совокупность органов и тканей,
относящихся к различным
Главное значение – не анатомическая близость органов, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.
Функциональная система состоит из 4-х звеньев:
1.
центральное звено - нервные центры,
которые возбуждаются для
2.
исполнительное звено - внутренние
органы, скелетные мышцы,
3. обратная связь;
4.
полезная приспособительная
Свойства функциональной системы:
Динамичность - функциональная система временное образование. Каждая функциональная система формируется в процессе жизнедеятельности в соответствии с преобладающими потребностями организма. Различные органы могут входить в состав нескольких функциональных систем.
Саморегуляция - функциональная система обеспечивает поддержание на постоянном уровне какие-то константы организма без вмешательства из вне. Саморегуляция достигается за счет наличия обратной связи.
30. Учение Ухтомского о
доминанте. Свойства доминанты,
Доминанта – это господствующий в данный момент очаг возбуждения в нервном центре, обуславливающий работу остальных нервных центров и определяющий направленность поведенческих реакций. Физиологическую основу доминанты составляют отрицательная индукция и концентрация возбуждения. А сама доминанта является физиологической основой внимания, воли, восприятия и мышления.
Принцип доминанты допускает,
что если в коре мозга одновременно
возникают два очага
Доминирующий очаг возбуждения характеризуется:
· 1. Повышенной возбудимостью и лабильностью;
· 2. Способностью к суммированию и накоплению возбуждения;
· 3. Торможением текущих рефлексов, встречающихся с ним;
· 4. Инерцией, т.е. способностью к длительному удержанию возбуждения после окончания раздражения.
Эти свойства нервных центров
делают доминанту особым и очень
важным аппаратом координации, осуществляемой
нервной системой. Такая координация
обусловлена появлением непродолжительных,
легко сменяющих друг друга доминант.
Из этого оказывается понятным основной
смысл важнейшего принципа деятельности
нервной системы: он заключается
в возникновении на каждом этапе
существования организма одного
господствующего очага
На базе доминантного очага
возбуждения формируется
При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Примером может быть случай, часто встречающийся в школьной практике: ученик получил плохую оценку, он расстроен и плачет, друзья успокаивают его, но это вызывает еще более безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика функционирует доминанта, и все раздражения только усиливают господствующий очаг возбуждения.
Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"