Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"
·
способствует переработке и хранению
информации. Сон (особенно медленный) облегчает
закрепление изученного материала,
быстрый сон реализует
· это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).
·
восстанавливает иммунитет
Разновидности сна
При дальнейшем детальном
исследовании оказалось, что по своим
физиологическим проявлениям
При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 - 80%.
При быстром сне физиологические
функции, наоборот, активизируются: учащаются
дыхание и ритм сердца, повышается
двигательная активность спящего, движения
глазных яблок становятся быстрыми
(в связи с чем этот вид сна
и получил название "быстрый").
Быстрые движения глаз свидетельствуют
о том, что спящий в этот момент
видит сновидения. И если его разбудить
спустя 10 - 15 минут после окончания
быстрых движений глаз, он расскажет
об увиденном во сне. При пробуждении
в период медленного сна человек,
как правило, не помнит сновидений.
Несмотря на относительно большую активизацию
физиологических функций в
Чередование быстрого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом человек чувствует себя выспавшимся и бодрым.
Существует еще одна классификация стадий сна:
1. Уравнительная фаза: характеризуется эффектом как на сильные, так и на слабые раздражители.
2. Парадоксальная фаза: сильные раздражители вызывают более слабые ответные реакции, чем слабые раздражители.
3. Ультрадоксальная фаза:
положительный раздражитель
4. Наркотическая фаза: общее
снижение условно рефлекторной
деятельности со значительно
более сильным уменьшением
5. Тормозная фаза: полное торможение условных рефлексов
Возрастные особенности:
Детский сон поверхностный и чуткий. Они спят несколько раз в день.
У новорожденных сон занимает
большую часть суток, а активированный
сон, или сон с подергиваниями
(аналог парадоксального сна взрослых),
составляет большую часть сна. В
первые месяцы после рождения быстро
увеличивается время
Гигиена сна:
Сон должен иметь достаточную для возраста продолжительность и глубину. Более продолжительное время полагается спать детям с ослабленным здоровьем, выздоравливающим после острых инфекционных заболеваний, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющимся детям. Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна. Для сна благоприятны:
· свежий, прохладный воздух в помещении (15-16)
· постель должна быть не мягкой и не жесткой.
· чистое, мягкое без складок и рубцов постельное белье
· лежать лучше на правом боку или спине, что обеспечивает более свободное дыхание, не затрудняет работу сердца.
Следует приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка довольно легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем при этом является время отхода ко сну.
34. Память. Теория памяти. Возрастные особенности памяти. Тренировка памяти
Память – это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации материала, овладение им.
Воспроизведение и узнавание
– процессы восстановления прежде
воспринятого. Различия заключаются
в том, что узнавание происходит
при повторной встрече с
Запоминание может быть непроизвольным (ненамеренное, когда человек не прилагает усилий, так запоминается то, что связано с деятельностью, ее основным содержанием) и произвольным (характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал).
По другому признаку – характеру связей – запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения. Осмысленное – основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Более быстрым и прочным является осмысленное запоминание, однако в учебной деятельности нельзя обойтись без механического.
Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.
Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее.
Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2-3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания наступает торможение, а затем оно снимается.
Забывание может быть частичным.
Оно проявляется в
Прочность сохранения обеспечивается повторением, предупреждающим угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, иначе снижается интерес к заучиванию и мысленная активность, что является неблагоприятным условием для прочного сохранения.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.
Физиологическая основа узнавания
и воспроизведения – оживление
следов прежних возбуждений в
коре головного мозга. Оживление
следа возбуждения может
Выделяют три этапа:
· первый – от органов чувств нервные импульсы поступают в кору больших полушарий и задерживаются там на несколько секунд для анализа – оперативная память;
·
второй – часть информации в процессе
анализа переводится в
· третий – информация через промежуточные инстанции, а иногда непосредственно, переходит из первичной памяти во вторичную. (30 сек.)
Проявляются все виды памяти в двух формах: логической (оперирует понятиями) и образной (оперирует представлениями – зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, двигательная).
Качества памяти: скорость (количество повторов для запоминания определенного объема материала), точность (количество правильно воспроизведенной информации), прочность (возможность воссоздать через 2-3 дня).
Память развивается с течением жизни, как количественно, так и качественно. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы и зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.
В младенческом возрасте память
связана с органическими
Более других у ребенка двух-трех лет развита образная память.
У дошкольников очень быстро развивается словесная память: они легко запоминают стихи, считалки и т.д. В основном память у дошкольника непроизвольная. Ребенок этого возраста еще не умеет ставить перед собой цель – запомнить или припомнить.
К концу дошкольного возраста
развиваются зачатки
В младшем школьном возрасте
ребенок переходит к
Младшие школьники заучивают текст дословно. Изложить материал своими словами им трудно. С этим надо бороться. Вместе с тем, с 1 по 4 класс смысловое запоминание возрастает в два раза по сравнению с дословным. Характерно для младших школьников и то, что даже при составлении плана они не пользуются им в процессе запоминания. Память младшего школьника отличается тем, что легче запоминаются конкретные слова и предметы, чем абстрактные слова и мысли; легче запоминаются факты, чем обобщения.
В среднем школьном возрасте,
в связи с изменением характера
и содержания предметов, интенсивно
развивается словесно-
У учащихся старшего школьного возраста ведущее значение приобретает словесно-логическая память. Они активно перестраивают материал, включают свои суждения и умозаключения, изменяют речевые формы при сохранении смысла высказывания.
Изменяется характер заучивания:
учащиеся уже овладевают способами
логического запоминания и
Учащиеся старших классов умеют пользоваться рациональными приемами заучивания, применяют и некоторые мнемотехнические приемы. Умеют организовать процесс заучивания. Углубляются индивидуальные различия памяти, развивается самоконтроль.
В процессе школьного обучения память приобретает черты памяти взрослого человека. В итоги за школьные годы возрастает прочность сохранения и точность воспроизведения. Развитие памяти происходит в процессе обучения. Оно является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т.е. личности в целом.
35. Учение Павлова о
двух сигнальных системах
Сигнальные системы –
это системы нервных процессов,
временных связей и реакций, формирующиеся
в головном мозге в результате
воздействия внешних и
Первая сигнальная система–
это совокупность наших органов
чувств, дающая простейшее представление
об окружающей действительности. Это
форма непосредственного
У человека в процессе его
социального развитая, в результате
трудовой деятельности появилась чрезвычайная
прибавка к механизмам работы мозга.
Ею стала вторая сигнальная система,
связанная со словесной сигнализацией,
с речью. Эта высокосовершенная
система сигнализации состоят в
восприятии слов — произносимых (вслух
или про себя), слышимых или видимых
(при чтении). Развитие второй сигнальной
системы невероятно расширило и
качественно изменило высшую нервную
деятельность человека. Вторая сигнальная
система неразрывно связана с
социальной жизнью человека, является
результатом сложных
Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"