Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является проектирование и колорирование платья способом холодного батика с применением активных красителей. Описана техника росписи. С помощью компьютерной программы Corel DRAW 12 создан рисунок и подобраны цвета для колорирования. Определены цветовые характеристики расцвеченной шелковой ткани, описаны психо - физиологические воздействия цветов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 6
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Исторические аспекты возникновения шелковых тканей…………………8
1.2. Исторические аспекты росписи шелковых тканей…………………… ...13
1.3.Современные способы росписи шелковых тканей……………………… 14
1.3.1.Горячий батик………………………………………………………… 14
1.3.2.Холодный батик……………………………………………………….15
1.3.3.Акварельная роспись…………………………………………………..18
1.3.4.Свободная роспись…………………………………………………….18
1.4. Ассортимент шелковых тканей…………………………………………….20
1.5. Патентно- информационный обзор………………………………………..24
2. ОБЬЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 29
2.1. Натуральный шелк 29
2.1.1. Шелк тутового шелкопряда 29
2.1.2. Шелк диких шелкопрядов 33
2.1.3. Химический состав натурального шелка 34
2.2. Активные красители 48
2.2.1. Краткая история активных красителей 48
2.2.2. Особенности строения и свойства активных красителей…………..50
2.2.3. Ассортимент активных красителей 67
2.2.4. Совершенствование ассортимента активных красителей 68
2.2.5. Красители нового поколения. 70
2.3. Программа Corel Draw 12
2.3.1. Назначение программы 73
2.3.2. Палитра цветов………………………………………………………..74
2.3.3. Редактирование цвета в докере Color
2.3.4. Цвета 76
2.3.5. Цветовой охват 77
2.3.6. Цветовые модели 79
2.3.7. Работа с цветом в Corel DRAW 84
2.3.8. Выбор цвета и цветовые библиотеки 85
2.3.9. Цветовые стили 85
3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 86
3.1. Техника росписи 86
3.1.1. Приготовление резервирующего состава 86
3.1.2. Приготовление красильных растворов для росписи 87
3.1.3. Подготовка ткани 87
3.1.4. Роспись 88
3.1.5. Обработка ткани после росписи 89
3.1.6. Промывка 89
3.2. Определение цветовых характеристик 90
3.2.1. Координаты цветности 90
3.2.2. Насыщенность 91
3.2.3. Цветовой тон 91
3.2.4. Чистота цвета 92
3.2.5. Светлота цвета 92
3.2.6. Цветовая температура (Т, К) 92
3.2.7. Пересчет координат цветности из системы МКО в
R G B систему………………………………………………………….92
3.2.8. Цветовые различия…………………………………………………… 93
3.2.9. Цветовой охват 94
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 100
4.1. Подготовка шелковых тканей 100
4.1.1. Обесклеивание в кипящих растворах мыла 101
4.1.2. Традиционный режим обесклеивания 101
4.1.3. Ускоренный режим обесклеивание 101
4.1.4. Обесклеивание дикого сурового натурального шелка…………….102
4.1.5. Сокращенная технология 102
4.1.6. Обесклеивание с помощью синтетических моющих ПАВ 103
4.1.7. Операция «оживки» 104
4.1.8. Операция утяжеления 105
4.2. Крашение и печатание текстильных материалов натурального
шелка 107
4.3. Обработка тканей после крашения и печатания 113
4.3.1. Запарные аппараты и зрельники 113
4.3.2. Запаривание при непрерывном способе крашения 120
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 122
5.1. Расчет себестоимости изделия 122
5.2. Расчет прибыли и рентабельности 122
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 123
6.1. Производственная безопасность 126
6.1.1. Охрана труда 126
6.1.2. Освещение. 127
6.1.3. Электробезопасность 129
6.1.4. Указание мер безопасности при работе с автоклавом 131
7. ВЫВОДЫ 133
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 134
Природа волокна
шерсти и натурального шелка
одинакова. Механизм их
Для натурального шелка пригодны красители с различными активными группами, поэтому ассортимент красителей для этого типа волокна формируется путем тщательного отбора красителей из ассортиментов активных красителей для шерсти и целлюлозных волокон. Интересно, что взаимодействие их с фиброином шелка наиболее полно протекает в щелочной среде (рН 10), в то время как с кератином шерсти - при значении рН 5. При этом фиксация красителей на шелке в печатании протекает только в слабощелочной среде, в крашении отдельные красители фиксируются достаточно хорошо и в кислой, и слабощелочной средах. Для наиболее полной фиксации активных красителей на натуральном шелке необходима тщательная его подготовка, так как шелк-сырец содержит до 30% серицина (природного аморфного клея), природные воскообразные и красящие вещества, растительные и минеральные примеси. Натуральный шелк должен состоять из 100% фиброина, для получения такого шелка сырец подвергается специальной подготовке - отварке [30].
Рекомендуемые способы крашения натурального шелка активными красителями приведены в таблице 4. 1
Таблица 4. 1
Способы крашения натурального шелка активными красителями
Краситель |
Способ крашения |
Оптимальная температура крашения ( в ºС по способу) | |||||||
Щелоч- ной |
Кислот- ный |
Щелоч-ному |
Кис- лот-ному | ||||||
Активный ярко- желтый 2ЗХ |
+ |
+ |
50 |
60 | |||||
Активный золотисто- желтый 2КХ |
+ |
+ |
20 |
60 | |||||
Активный ярко-оранжевый 2ЖХ |
+ |
+ |
50 |
60 | |||||
Активный ярко-оранжевый КХ |
+ |
+ |
50 |
60 | |||||
Активный ярко-красный 5СХ |
+ |
+ |
20 |
60 | |||||
Активный ярко-голубой КХ |
+ |
+ |
50 |
60 | |||||
Активный желтый 5ЗТ |
+ |
- |
70 |
60 | |||||
Активный желтый 2КТ |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный желтый светопрочный 2КТ |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный оранжевый |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный красный |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный красно-фиолетовый 2КТ |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный ярко-голубой 2КТ |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный красно-коричневый 2КТ |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный черный 4СТ |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный ярко- желтый 5З |
- |
+ |
- |
85 | |||||
Активный ярко- желтый 4З |
+ |
- |
70 |
- | |||||
Активный бирюзовый 2З |
- |
+ |
- |
85 | |||||
Активный голубой 4З |
+ |
- |
70 |
- |
Из таблицы видно, что большинство красителей рекомендуется для крашения по щелочному способу. Этот способ является предпочтительным с точки зрения получения ровноты окраски. При крашении по кислотному способу активные красители быстро сорбируются волокном, что приводит к получению неровноты. Частичное предупреждение этого порока достигается снижением температуры крашения перед добавкой порции кислоты. Дихлортриазиновые активные красители, как правило, окрашивают по обоим способам; монохлортриазиновые - по одному из способов (по щелочному или по кислотному), винилсульфоновые - только по щелочному способу. По-видимому, это объясняется скоростью взаимодействия активной группы красителя с функциональными группами волокла. У красителей с высокой реакционной способностью она достаточна для взаимодействия не менее 70% красителя с волокном за практическое время крашения. Убедительное объяснение этому факту пока не найдено, надо ожидать исследований в этом направлении.
По щелочному способу крашения начальный красильный раствор содержит активный краситель и 10 г/л глауберовой соли. При крашении дихлор- и монохлортриазиновыми активными красителями (с индексом X и без индекса) крашение начинается при температуре 20 °С, через 30 мин добавляется в раствор еще 10-20 г/л глауберовой соли, а красильный раствор постепенно нагревается до оптимальной температуры. Крашение продолжается при этой температуре 15-20 мин, затем в красильный раствор постепенно вносят кальцинированную соду (из расчета 2 г/л) и крашение продолжают еще 40 мин.
При крашении винилсульфоновыми красителями (с индексом Т) красильный раствор сразу медленно нагревают до температуры 70° С и в течение 30 мин порциями добавляют еще глауберову соль из расчета 20 г/л. Затем в течение 30 мин в красильный раствор вносят кальцинированную соду (2 г/л) и крашение продолжают еще 30 мин. После окончания крашения натуральный шелк промывают в холодной проточной воде, мылуют в растворе моющих препаратов (1,5-2 г/л) и кальцинированной соды (0,5-1 г/л) при температуре 85-95° С в течение 10-15 мин. Затем шелк снова промывают теплой водой и проводят обработку (оживка) в растворе, содержащем 4 мл/л 30%-ной уксусной кислоты при температуре 30° С в течение 15 мин.
При крашении по кислотному способу красильный раствор, содержащий краситель и.0,5% массы материала 85%-псй муравьиной кислоты, нагревают до температуры 40° С. При этой температуре материал окрашивают в течение 20 мин, затем температуру медленно повышают до 85° С (для красителей с индексом X до 60° С) и крашение продолжают еще 30 мин. После этого в красильный раствор порциями добавляют еще 3,5% муравьиной кислоты. После добавления кислоты .крашение при оптимальной температуре (85° С для монохлор- и 60° С для дихлортриазиновых красителей) продолжают еще 30 мин. После окончания крашения материал промывают так же, как и при щелочном способе крашения, для удаления нефиксированного красителя. Крашение активными красителями натурального шелка на практике осуществляется по периодическим технологическим процессам. Более эффективное использование активных красителей диктует необходимость разработки экономичных и производительных
полунепрерывных и непрерывных процессов крашения ими. С этой точки зрения заслуживает внимания плюсовочно-роликовый способ крашения активными красителями натурального шелка с фиксацией их при выдерживании при комнатной температуре [31].
Преимуществом данного способа является более эффективное использование красителей и сохранение природных свойств волокна. Технология крашения натурального шелка по этому способу такая же, как и шерсти. Отличие заключается в составе плюсовочного раствора: фиксация активных красителей на шерсти протекает в слабокислой среде, на натуральном шелке - в слабощелочной среде, при этом рН среды и продолжительность выдержки определяется реакционной способностью красителей. Так, дихлортриазиновые красители фиксируются при значении рН=8-9,5 и выдерживаются и течение 5 ч; винилсульфоновые — после предварительного перевода в винильную форму при рН =11-11,5 в течение 6 ч. Кроме того, в конце крашения не требуется дополнительная обработка раствором аммиака.
Для прочного закрепления на ткани большинства нанесенных красителей (кубовых, протравных, черного анилина, сернистых, прямых, кислотных и активных по шерсти и шелку) требуется воздействие влаги и высокой температуры. В этих условиях краситель из печатной краски медленно диффундирует в волокно и сначала адсорбируется его внешней поверхностью, а затем диффундирует в глубь волокна и адсорбируется его внутренней поверхностью. Поэтому после крашения, печатания и высушивания ткани, в зависимости от свойств применяемых красителей, обрабатывают в зрельниках или в запарных аппаратах, после чего подвергают тщательной промывке горячим раствором моющих веществ.
Аппараты, в которых ткань обрабатывается паром в течение относительно продолжительного времени (от 45 мин до 2 ч), называются запарными; кратковременное же (от 1 мин до 14 мин) действие влаги и тепла осуществляется в аппаратах, называемых зрельниками
Запарные аппараты (запарки) бывают двух типов: периодического и непрерывного действия. Так как в последние годы резко уменьшилось применение в печати протравных красителей и значительно расширилось употребление кубовых, для которых не нужна обработка в запарном аппарате непрерывного действия, мы остановимся здесь на кратком описании запарного аппарата периодического действия ЗП-1 (рисунок 10). запарной аппарат ЗП-1 состоит из: