Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является проектирование и колорирование платья способом холодного батика с применением активных красителей. Описана техника росписи. С помощью компьютерной программы Corel DRAW 12 создан рисунок и подобраны цвета для колорирования. Определены цветовые характеристики расцвеченной шелковой ткани, описаны психо - физиологические воздействия цветов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 6
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Исторические аспекты возникновения шелковых тканей…………………8
1.2. Исторические аспекты росписи шелковых тканей…………………… ...13
1.3.Современные способы росписи шелковых тканей……………………… 14
1.3.1.Горячий батик………………………………………………………… 14
1.3.2.Холодный батик……………………………………………………….15
1.3.3.Акварельная роспись…………………………………………………..18
1.3.4.Свободная роспись…………………………………………………….18
1.4. Ассортимент шелковых тканей…………………………………………….20
1.5. Патентно- информационный обзор………………………………………..24
2. ОБЬЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 29
2.1. Натуральный шелк 29
2.1.1. Шелк тутового шелкопряда 29
2.1.2. Шелк диких шелкопрядов 33
2.1.3. Химический состав натурального шелка 34
2.2. Активные красители 48
2.2.1. Краткая история активных красителей 48
2.2.2. Особенности строения и свойства активных красителей…………..50
2.2.3. Ассортимент активных красителей 67
2.2.4. Совершенствование ассортимента активных красителей 68
2.2.5. Красители нового поколения. 70
2.3. Программа Corel Draw 12
2.3.1. Назначение программы 73
2.3.2. Палитра цветов………………………………………………………..74
2.3.3. Редактирование цвета в докере Color
2.3.4. Цвета 76
2.3.5. Цветовой охват 77
2.3.6. Цветовые модели 79
2.3.7. Работа с цветом в Corel DRAW 84
2.3.8. Выбор цвета и цветовые библиотеки 85
2.3.9. Цветовые стили 85
3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 86
3.1. Техника росписи 86
3.1.1. Приготовление резервирующего состава 86
3.1.2. Приготовление красильных растворов для росписи 87
3.1.3. Подготовка ткани 87
3.1.4. Роспись 88
3.1.5. Обработка ткани после росписи 89
3.1.6. Промывка 89
3.2. Определение цветовых характеристик 90
3.2.1. Координаты цветности 90
3.2.2. Насыщенность 91
3.2.3. Цветовой тон 91
3.2.4. Чистота цвета 92
3.2.5. Светлота цвета 92
3.2.6. Цветовая температура (Т, К) 92
3.2.7. Пересчет координат цветности из системы МКО в
R G B систему………………………………………………………….92
3.2.8. Цветовые различия…………………………………………………… 93
3.2.9. Цветовой охват 94
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 100
4.1. Подготовка шелковых тканей 100
4.1.1. Обесклеивание в кипящих растворах мыла 101
4.1.2. Традиционный режим обесклеивания 101
4.1.3. Ускоренный режим обесклеивание 101
4.1.4. Обесклеивание дикого сурового натурального шелка…………….102
4.1.5. Сокращенная технология 102
4.1.6. Обесклеивание с помощью синтетических моющих ПАВ 103
4.1.7. Операция «оживки» 104
4.1.8. Операция утяжеления 105
4.2. Крашение и печатание текстильных материалов натурального
шелка 107
4.3. Обработка тканей после крашения и печатания 113
4.3.1. Запарные аппараты и зрельники 113
4.3.2. Запаривание при непрерывном способе крашения 120
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 122
5.1. Расчет себестоимости изделия 122
5.2. Расчет прибыли и рентабельности 122
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 123
6.1. Производственная безопасность 126
6.1.1. Охрана труда 126
6.1.2. Освещение. 127
6.1.3. Электробезопасность 129
6.1.4. Указание мер безопасности при работе с автоклавом 131
7. ВЫВОДЫ 133
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 134
1. Палитра PANTONE MATCHING SYSTEM.. Это компьютерный вариант каталога красок фирмы PANTONE. Точки на образцах цветов говорят о том, что цвета плашечные и программа обрабатывает их особым образом. Можно открыть несколько палитр одновременно и выбирать цвета в любой из них.
2. Палитры, видимые в списке Color Palettes (Цветовая палитра), часть существующих в программе. Для вывода на экран всех палитр выберается в этом списке команда Color Palette Browser (Просмотр палитр), открывшийся одноименный докер содержит структуру палитр подобную структуре папок Проводника. Палитры объединены в две папки Fixed Palettes (Фиксированные палитры) и Custom Palettes (Пользовательские палитры). Две палитры не помещены ни в одну из папок, палитры RGB и CMYK, принятые в Corel DRAW по умолчанию.
3. Палитра оттенков серого цвета. Ее образцы можно выбирать так же, как и образцы палитры Default CMYK palette.
Фиксированные палитры из первой папки также можно установить. В папках RGB и CMYK находятся коллекции известных цветов. Содержимое папок одинаково, только в одной из них — цвета модели RGB, в другой — CMYK. В состав коллекции входят цвета по темам. Так, в разделе Nature (Природа) есть палитры с гаммой воды, деревьев, пустыни, в разделе People (Люди) — цвета волос, глаз, кожи и т. д.
Готовый цвет из палитры, даже с учетом возможных оттенков, часто не удовлетворяет требованиям, и его приходится редактировать. Кроме того, Для разных целей используются цвета разных моделей. Например, если оформляется иллюстрации для Web-страниц, не стоит ограничиваться узким цветовым охватом модели CMYK - цвета на экране могут быть гораздо ярче.
Контуры, создаваемые программами объектной графики, как и математические контуры, - это линии без цвета и толщины. Чтобы увидеть контур, необходимо придать ему заливку и обводку каких-либо цветов. Кроме того, обводка имеет определенную толщину, а заливка бывает как сплошной, так и специальной (заливка градиентом, узором, текстурой). В дополнение к этому, контур, снабженный заливкой и обводкой, может иметь разные параметры прозрачности. В результате контуры даже одинаковой формы, но с разными атрибутами выглядят совершенно непохоже. Построение контуров с заливками и обводками — основной прием работы в программе объектной графики (рисунок 7).
Рисунок 7. Заливки и обводки
Если контуру назначены заливка и обводка, они обязательно имеют цвет (простейший случай — черный и белый). Для придания объекту определенго цвета средствами компьютерной графики необходимо выразить этот цвет в числах, т. е. математически описать. Задача математического описания цвета вообще имеет большое прикладное значение и используется там, где необходимо соответствие цвета заданному образцу. Во многих случаях к корректности цветопередачи предъявляются жесткие требования, например в высококачественной полиграфии. Если, кроме того, учесть, что при восприятии цвета человеческий глаз вносит поправку, да еще вдобавок свою для каждого человека (все люди видят цвета по-своему и иногда разночтение очень велико), то понятно, как важна для практики теория цвета.
Все вокруг имеет цвет. Его воспринимают наши глаза, фиксируют сканер и фотопленка. Краски художника, печатная машина, фотобумага, телевизионный приемник его воспроизводят. При каждом из этих процессов число участвующих цветов хоть и велико, но меньше всего диапазона. Так, глаз не воспринимает цвета ультрафиолетового и инфракрасного излучений, фотоаппарат - очень темных тонов. Традиционная офсетная печать не передает яркие синий, зеленый, оранжевый тона и светлые оттенки. Диапазон цветов, который может быть воспроизведен, зафиксирован или описан каким-либо способом, называется цветовым охватом.
Цветовой охват монитора, офсетной машины и глаза разный, причем у глаза он наибольший. Только часть из того, что воспринимает глаз, может воспроизвести монитор (на экране нельзя точно передать, например, чистые голубой или желтый цвета). Часть из того, что отображает монитор, можно напечатать (например, при полиграфическом исполнении совсем не передаются яркие цвета - зеленый, голубой и т. д.). Разность цветовых охватов устройств вывода и человеческого глаза представлена схемой, изображенной на рисунке 8.
Рисунок 8. Цветовой охват различных устройств
Чтобы компьютерная программа могла оперировать с цветом, его необходимо представить в цифровой форме. Для математического описания используются разные способы, называемые цветовыми моделями. Их многообразие обусловлено как различиями устройств, воспроизводящих и регистрирующих цвета, так и самой их природой цвета.
Цвета образуются двумя принципиально разными способами. Во-первых, свет излучают светящиеся предметы (телевизор, люстра, солнце). Во-вторых, свет, попадая на остальные (несветящиеся) объекты, частично поглощается их поверхностью, а частично отражается. Цвет объекта возникает в результате излучения или отражения. В первом и во втором случаях для описания цвета объекта применяются разные цветовые модели
Цветовая модель RGB описывает излучаемые цвета и может считаться основной для компьютерного дизайна. Однако работать в ней непривычно.
Базовыми компонентами модели являются три цвета лучей - красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue). Именно данные цвета излучает сетка люминофора на поверхности монитора. В тех же базовых цветах воспринимает цвета сканер.
В модели RGB остальные цвета спектра выражаются как результат смешения базовых в различных пропорциях. При сложении (смешении) двух лучей основных цветов результат будет светлее составляющих. Цвета этого типа называются аддитивными .
Из смешения красного и зеленого получается желтый, зеленого и синего - голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешиваются все три цвета в результате образуется белый. Смешав три базовых цвета в разных пропорциях, можно получить все многообразие оттенков. Базовые цвета
Называют компонентами или каналами. Таким образом, RGB - трехканальная цветовая модель
Программа может измерить количество каждого компонента в процентах, или числами от 0 до 255, т. е. каждый базовый цвет имеет 256 различных оттенков.
В программах для персональных компьютеров на каждый канал изображения отводится 8 битов. 256 — максимальное число различных значений, которые могут быть выражены восемью битами. Следовательно, восьмибитный канал имеет 256 оттенков, или градаций. Изображение на экране офисного монитора также имеет восьмибитные каналы (в режиме TrueColor), что соответствует 16,7 млн. возможных цветов изображения. Изображения, имеющие большее число оттенков (скажем, с 16-битными каналами), существуют и используются для высококачественной полиграфии.
Модель RGB может быть описана как трехмерная система координат, каждая из которых соответствует одному из базовых цветов (каналов). Значения базового цвета меняются от нуля до максимума (100%, или 255 градаций). Из значений каналов получается цветовой куб. Внутри него и "находятся все цвета, образуя при этом цветовое пространство. В начале координат (черный цвет) все цвета имеют нулевое значение. В точке, ближайшей к зрителю (белый цвет), значения каналов максимальны. На диагонали куба, соединяющей черную и белую точки, расположены оттенки серого - серая шкала. Серые оттенки образуются из равных долей базовых цветов. В трех вершинах куба находятся чистые цвета, в других - двойные сочетания базовых компонентов (голубой, пурпурный, желтый). В остальном пространстве размещаются смешанные цвета, определяемые цветовыми координатами.
Подавляющее большинство объектов не излучает собственный свет, но тем не менее, они тоже окрашены. Несветящиеся объекты поглощают часть спектра падающего света и отражают оставшееся излучение. В зависимости от того, какой цвет имеет падающий свет и в какой области спектра происходит поглощение, объекты отражают разные цвета, что определяет их окраску. Цвета, формирующиеся таким способом, называются субтрактивными ("разностными"). Субтрактивные цвета легче для понимания, чем аддитивные, поскольку вы часто оперируете с ними (например, при покраске дачного домика или рисовании акварельными красками). Смешение субтрактивных составляющих затемняет результирующий цвет, (объект поглощает больше света). Смешение максимальных количеств всех компонентов даст черный цвет. При нулевых значениях компонентов объект не поглощает свет и имеет белый цвет (белая бумага). Смешение равных значений трех компонентов даст оттенки серого.
CMYK — наиболее популярная модель, описывающая субтрактивные цвета и являющаяся основной для полиграфии. Модель CMYK тесно связана с моделью RGB. Описываемое ею цветовое пространство также образовано из трех базовых цветов, которые получаются как результат вычитания основных RGB-компонентов из белого цвета. Это Cyan (голубой = белый - красный), Magenta (пурпурный = белый - зеленый), Yellow (желтый = белый - синий).
Модель HSB описывает аддитивные цвета. Метод описания похож на тот, которым пользуется художник. Он берет яркую краску из банки. Чтобы сделать краску светлее, он добавит белил, для затемнения краски - сажи. Все понятно и просто. Именно поэтому модель исключительно популярна среди компьютерных художников. Однако, во-первых, эта модель не определяет цвет однозначно, а во-вторых, она не является "родной" ни для монитора, ни для офсетной машины, а перевод из модели в модель обязательно вызывает искажение цвета.
Базовые компоненты модели - цветовой тон (Hue), яркость (Brightness), насыщенность (Saturation).
Цветовой тон характеризует положение данного цвета в спектре (на цветовом круге). Красный цвет принят за нулевое значение, положение остальных цветов характеризуется величиной угла между данным тоном и красным "может передаются яркие цвета - зеленый, голубой и т. д.). изменяться в пределах от 0 до 360. Для чистых спектральных цветов Цветовой тон (Hue) является исчерпывающей характеристикой. Однако цвет может быть осветлен (уменьшена его насыщенность) или затемнен (уменьшена яркость).
Насыщенность имеет максимальное значение для чистых спектральных цветов Она может изменяться от максимума (100 или 255 градаций) до нуля. Чем меньше насыщенность, тем светлее цвет. При нулевой насыщенности чистый спектральный цвет становится белым. Можно сравнить снижение насыщенности цвета с его разбавлением белой краской.
Яркость спектральных цветов является максимальной (100% или 255 градаций). При снижении яркости цвет становится темнее. Если параметр Brightness равен нулю, любой цвет превращается в черный. Уменьшение яркости цвета можно сравнить с добавлением к нему черной краски.
Цветовое пространство HSB удобнее всего представляется в виде цилиндра рисунок 9. Спектральные цвета расположены по верхнему радиусу. К центру круга уменьшается насыщенность цвета. По высоте цилиндра убывает яркость цветов. Нижняя плоскость цилиндра - черная. Каждый срез цилиндра - это спектральный круг с уменьшающейся яркостью. Серая шкала - линия, соединяющая середины верхнего и нижнего оснований цилиндра.
Рисунок 9. Представление модели HSB
Комбинации цветов в дизайне удобно подбирать, исходя из их взаимного расположения на цветовом круге, если учесть несколько замечаний об их сочетании.
Дополнительные
цвета. Находятся напротив друг
друга. При
их смешивании образуется черный (если
это краски) или белый (если это
световые лучи) цвет. Это максимально контрастные
цвета. Их сочетания
действуют на глаз раздражающе (красный
и зеленый, желтый и фиолетовый, синий
и оранжевый) и применяются для создания
сильного эффекта. Например, дополнительным
цветом можно оформить значок "NEW! " на упаковке товара.
Цвета смежные с дополнительными. Один цвет сочетается с
двумя другими, которые являются
смежными по отношению к его дополнительному
цвету (зеленый, темно-оранжевый, бордовый).
Такое сочетание цветов - более спокойное,
но достаточно контрастное.
Триады. Цвета, равноотстоящие друг
от друга на цветовом
круге, образуют триады, гармоничные сочетания
(желтый, пурпурный,
голубой или оранжевый, изумрудный, бордовый),
что создает палитру
насыщенных цветов и оттенков.
Смежные цвета. Образуют малоконтрастное сочетание, которое придает рисунку строгий вид (особенно если сами цвета не очень яркие). Такие сочетания применимы в деловой графике, например в бланках и схемах..
Кроме цветового контраста, на восприятие объектов иллюстрации влияют насыщенность и яркость цвета. В общем случае, чем чище тон (т. е. чем больше значения обеих этих характеристик), тем сильнее объект привлечет внимание. Если на вашем рисунке имеется особенно важная деталь, а остальные фигуры - лишь фон для нее, разумно снизить их яркость или насыщенность. Снижение насыщенности приведет к осветлению рисунка, он приобретет пастельную палитру. Снижение яркости цвета, наоборот, затемнит иллюстрацию. Предельный случай цветового акцента за счет разницы яркостей и насыщенностей - сочетание черного или белого цвета со спектральными цветами, что производит сильный эффект.
Она была создана Международной комиссией по освещению (CIE) с целью преодоления существенных недостатков вышеизложенных моделей, в частности она призвана стать аппаратно-независимой моделью и определять цвета без оглядки на особенности устройства (монитора, принтера, печатного станка и т.д.). Цветовой охват этой модели практически совпадает с охватом человеческого глаза и вмещает охваты всех трех моделей, описанных выше.
Lab цвет отделен от яркости. Яркость объектов определяется в канале светлоты (L), а цвет - двумя хроматическими каналами: а (изменяется в диапазоне от зеленого до красного) и b (изменяется в диапазоне от синего до желтого). В этой модели очень трудно ориентироваться. Однако при работе с растровыми изображениями она позволяет корректировать яркость без цветовых сдвигов и зачастую упрощает цветовую и тоновую коррекцию. Corel DRAW поддерживает Lab.