Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:06, дипломная работа
Цель дипломного исследования: раскрыть методические особенности изучения досугового творчества Санкт-Петербурга XVI – XIX вв.
Были поставлены следующие задачи:
рассмотреть:
а) функциональный аспект досуга в истории цивилизации,
б) традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования;
определить наиболее важные (с позиций влияния на дальнейшее развитие досуга) формы досуга в контексте городской культуры;
изучить специфику организации досуга различными слоями населения Санкт-Петербурга (городские народные празднества; клубы; атлетические единоборства).
Введение………………………………………………………………………….
Традиционное досуговое творчество: теория, история, практика………...
Функциональный аспект досуга в истории цивилизации……………..
Традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования………………………………………...
Празднично-игровые формы досуга в контексте городской культуры…..
Городские народные празднества в Санкт-Петербурге XVIII – начала XIX столетия…………………………………………………………..
Клуб как петербургское явление в русской культуре…………………
Зрелище атлетического единоборства в народной городской культуре Петербурга XVIII – начала XIX в……………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………
Все они обладали различными культурными статусами и неравноценными ресурсами воздействия. Наиболее высоким культурным статусом и духовно-культурным потенциалом влияния обладали кружки и салоны, а самым низким уровнем – досуговые сообщества, возникавшие импровизационным путем в кабаках и трактирах. Петербургские клубы осуществляли неоднозначные акции влияния, поскольку они выстраивали многофункциональную систему деятельности. Позитивная благотворительность сосуществовала с негативными проявлениями игровой деятельности.
Досуг жителей Санкт-Петербурга в XVIII-XIX веках – явление уникальное. Различные формы его организации занимали особую нишу в жизни общества и выступали мощным фактором в становлении и развитии культурных традиций всей России. Их предназначение заключалось, прежде всего, в сохранении культурной среды, в обогащении жизни человека и общества духовно-нравственным содержанием. Утрата же традиционных форм культурной жизни приводила к негативным процессам, где досуговые сообщества выступали средством деформации основных элементов традиций – смыслов и идеалов, норм и ценностей, образцов поведения и стилей жизни.
В процессе жизнедеятельности различные формы досугового времяпрепровождения оставались неизменными в своей структуре, организационных принципах, приоритетных видах деятельности и, как правило, не меняли исторически выработанные черты и признаки. Их функционирование имело ярко выраженный социальный характер. Они охватывали все существовавшие сословия и содержали в себе, таким образом, определенную социальную направленность. Динамика процесса их возникновения во многом зависела от становления структуры общества, условий «врастания» иностранцев в жизнь Санкт-Петербурга, изменений социального положения купеческого и мещанского сословий и обретения высокого социального статуса дворянским сословием.
Совпадение исторического пути возникновения и развития досуговых форм с переломными этапами истории показывает неразрывность единого культурно-исторического процесса. Досуговые формы были не только органично вписаны в культурный уклад, но и отражали в своем функционировании быт, нравы, обычаи и нормы жизнедеятельности, существовавшие в виде традиций. С одной стороны, они являлись «слепками» данных традиций, а с другой – сами влияли на их развитие и сохранение. Они формировали своеобразные жизненные модели целых поколений жителей Санкт-Петербурга, и косвенно русских людей, попадавших в сферу их влияния в различные периоды XVIII и XIX веков.
Список использованных источников
Приложение А
Программа курса
«История и теория досугового творчества»
Цель курса: освоение студентами знаний о сущности, характере, направленности и перспективах досугового творчества.
Досуг во многом оказывает решающее влияние на развитие культуры общества в целом; вместе с тем он своеобразно отражает ее, что и позволяет специалистам в повседневной практике моделировать общественные отношения, явления и события.
Задачи курса: обучение специальным знаниям о сущности, функциях, принципах и психолого-педагогических основах досугового творчества; овладение методами научного анализа; получение знаний о формах и методах досуговой деятельности.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс входит в цикл теоретических дисциплин в подготовке специалистов по специальности «Народное художественное творчество».
Организация изучения курса – теоретические, практические и индивидуальные занятия.
Настоящая
программа составлена в соответствии
с государственным
Досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в то же время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. Здесь наблюдаются наборы разрозненных функциональных зон, внутри которых осуществляется досуговая профессиональная, полупрофессиональная или непрофессиональная деятельность. В историческом и современном аспектах отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в некоем неорганизованном пространстве «домашнем досуге».
Требования к уровню освоения содержания курса.
Выпускник должен:
Содержание
тем курса
Тема 1. Вводная тема
Цель и задачи курса. Значение курса «История и теория досугового творчества». Структура курса и краткая характеристика основных его разделов.
Место
курса среди
Рекомендуемая литература и ее поиск в библиотеках и электронных изданиях.
Литература:
4, 5, 15.
Тема 2. Происхождение и развитие досуговых форм в
жизни восточных славян
Глубокие исторические корни досуга как социального явления. Становление системы праздников у племен, перешедших к оседлому образу жизни и занявшихся земледелием. Календарные праздники. Церковные праздники.
Культурно-досуговые традиции различных сословий российского общества.
Досуг крестьян в XVIII – XIX веках как отражение семейно-общественных отношений.
Досуговые
занятия и развлечения
Развитие салонов, кружков, обществ различной направленности в конце XVIII – начале XIX веков.
Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде.
Литература:
4, 5, 10, 12, 14.
Тема 3. Досуговое творчество Санкт-Петербурга
в XVIII – XIX вв.
Карнавалы и маскарады в Санкт-Петербурге XVIII столетия. Бал как форма культуры.
Городские народные празднества в Санкт-Петербурге XVIII – XX вв.
Развлечения и зрелища в Царском Селе (XVIII – начало XX вв.).
Карусель на городских гуляньях.
Зрелище атлетического единоборства в народной культуре Петербурга.
Клуб как петербургское явление в русской культуре.
Литература: 1, 2, 6, 7, 9, 13, 18.
Деятельность новых государственных органов по просвещению и образованию народа.
Новые формы работы в учреждениях культуры. Создание передвижных типов учреждений культуры.
Подготовка профессиональных кадров для учреждений культуры.
Открытие в 1930 году Московского библиотечного института.
Изменения в системе управления культурно-просветительной работой.
Литература: 4, 5, 11, 14, 15.
Основное содержание деятельности Домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален.
Основные направления деятельности учреждений культуры в тылу в годы войны. Спасение работниками культуры исторических, художественных и литературных ценностей и памятников.
Развитие
художественной самодеятельности в
культурно-досуговых
Художественная самодеятельность в партизанских отрядах.
Деятельность учреждений культуры Министерства обороны страны. Армейские передвижные учреждения культуры. Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски.
Литература: 4, 5, 11, 14, 15.
Расширение сети учреждений культурно-досугового типа. Строительство новых и активное восстановление разрушенных учреждений культурно-досугового типа. Активизация работы учреждений культурно-досугового типа по проведению праздников и обрядов, организации тематических вечеров, устных журналов, созданию агитационно-художественных бригад.
Структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений. Возникновение культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов, централизованных клубных систем.
Расширение сети высших и средних учебных заведений.
Переход в 90-х годах на рыночные отношения как фактор влияния на деятельность культурно-досуговых учреждений Изменение источников финансирования. Государственные средства. Платные услуги. Изменение собственности культурно-досуговых учреждений.
Литература: 4, 5, 11, 14, 15.
Актуальность досугового творчества в современный период.