Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:06, дипломная работа
Цель дипломного исследования: раскрыть методические особенности изучения досугового творчества Санкт-Петербурга XVI – XIX вв.
Были поставлены следующие задачи:
рассмотреть:
а) функциональный аспект досуга в истории цивилизации,
б) традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования;
определить наиболее важные (с позиций влияния на дальнейшее развитие досуга) формы досуга в контексте городской культуры;
изучить специфику организации досуга различными слоями населения Санкт-Петербурга (городские народные празднества; клубы; атлетические единоборства).
Введение………………………………………………………………………….
Традиционное досуговое творчество: теория, история, практика………...
Функциональный аспект досуга в истории цивилизации……………..
Традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования………………………………………...
Празднично-игровые формы досуга в контексте городской культуры…..
Городские народные празднества в Санкт-Петербурге XVIII – начала XIX столетия…………………………………………………………..
Клуб как петербургское явление в русской культуре…………………
Зрелище атлетического единоборства в народной городской культуре Петербурга XVIII – начала XIX в……………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………
Досуговое
творчество как важнейшее средство
реализации сущностных сил человека
и оптимизации социально-
Досуговое творчества как процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей.
Предмет досугового творчества. Объект досугового творчества.
Теория, организация и методика досугового творчества как целостная система.
Учреждения культуры – самый эффективный институт воспитания в системе досугового творчества. Учреждение культуры как субъект рыночной экономики, самоорганизующая система для внедрения инновационных технологий. Учреждение культуры как способ создания условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирования мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.
Процесс функционирования досугового творчества как взаимодействие процессов социализации и индивидуализации.
Литература: 4, 5.
Различные взгляды ученых на социальные функции досугового творчества.
Социальные функции досугового творчества: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, общества; е) рекреационная, действующая в отведенной для нее сфере.
Воспитательная функция досугового творчества как собирательная функция.
Познавательная
или информационно-
Функция развития творческих способностей.
Функция отдыха и развлечений.
Внутренняя структура социальных функций досугового творчества.
Социальные функции досугового творчества как единое целое.
Литература: 4, 5.
Понятие «принцип досугового творчества». Принцип как руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки.
Принципы неразрывной связи досугового творчества с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества.
Дифференцированный
подход к различным категориям населения
как важнейший принцип
Дифференцированный подход по половым признакам. Дифференцированный подход по возрастным признакам. Дифференцированный подход по профессиональным признакам.
Опора на самодеятельность людей – важнейший принцип досугового творчества.
Принцип
доступности в досуговом
Принцип последовательности в досуговом творчестве.
Принцип системного подхода к организации досуговых программ.
Актуальность разграничения профессионального и внепрофессионального досугового творчества.
Литература: 4, 5.
Большое количество теоретических подходов к определению природы досуга за рубежом.
Четыре основных теоретических концепции при определении сущности и значимости досуга за рубежом: временное пространство; вид деятельности; психологическое состояние; целостный образ жизни.
Концепция досуга как временного пространства. Досуг как временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиологических потребностей человека; это пространство для отдыха, в котором личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо бездеятельности) по своему усмотрению. Другая концепция досуга трактует ею как разновидность деятельности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддерживания жизненных сил. Следующая концепция досуга – психологическая, связанная с рассмотрением данного феномена в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека на досуге. Эмоциональный настрой человека на досуговое творчество.
Литература: 8, 16.
Досуг как значительнейшее достижение культуры зарубежных стран. Досуг как совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово-рекреационной деятельности. Досуг как совокупность территориальных природных ресурсов, финансовых средств, материально-технической базы, системы организации и управления данной сферой и системы образования специалистов-рекреаторов.
Основные структурно-функциональные компоненты рекреационной сферы: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Специфика деятельности каждого из секторов. Сочетание различных направлений деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно-досуговых организаций и учреждений различных форм собственности.
Литература: 8, 16, 17.
Рекреационная деятельность как важный фактор общественной жизнедеятельности, способствующий развитию интеллектуально-творческого потенциала личности, обретению психологического равновесия и физического здоровья, оказывающий существенное влияние на воспитание групповой солидарности людей, достижению положительных социальных взаимоотношений как между отдельными индивидами, так и между представителями различных групп многонационального населения.
Теоретические основы «индустрии развлечений» в зарубежных странах. Широкий выбор у потребителей различных развлечений и зрелищ. Традиционные виды развлечений: родео, цирк, водевиль. Широкое распространение в Северной Америке тематических парков, азартных игр, бегов, эстрадных концертов. Всеобщее пристрастие жителей США и Канады к танцам, стимулирующее развитие коммерческой сети танцзалов, кабаре, ночных клубов.
Литература:
8, 16, 17.
Примерные контрольные вопросы и задания
для самостоятельной работы
Примерные
вопросы к экзамену
Распределение
часов курса по темам
и видам работы
№
п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ
ТЕМЫ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
Всего
часов |
Теоретич. | Практич. | ||
1 | Вводная тема | 1 | 1 | - |
2 | Происхождение и развитие досуговых форм в жизни восточных славян | 2 | 2 | - |
3 | Досуговое творчество Санкт-Петербурга в XVIII – XIX вв. | 8 | 6 | 2 |
4 | Досуговое творчество в довоенный период | 2 | 2 | - |
5 | Досуговое творчество в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 6 | 4 | 2 |
6 | Досуговое творчество в послевоенный период | 4 | 2 | 2 |
7 | Сущность досугового творчества | 3 | 1 | 2 |
8 | Социальные функции досугового творчества | 1 | 1 | - |
9 | Принципы досугового творчества | 3 | 1 | 2 |
10 | Организация досуга за рубежом | 4 | 2 | 2 |
11 | Система досуга и рекреации за рубежом | 1 | 1 | - |
12 | Система досуга и рекреации за рубежом (продолжение) | 1 | 1 | - |
Итого | 36 | 24 | 12 |
По курсу «История и теория досугового творчества» предусмотрен экзамен.