Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:15, реферат
Актуальность исследования. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с пейзажной живописью должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к пейзажам, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве.
Введение 3
1. Значение живописи в разностороннем развитии дошкольников 4
2. Особенности восприятия и эстетических суждений дошкольников о произведениях живописи. Требования к отбору произведений 7
3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями живописи 13
4. Методика ознакомления детей с живописью 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Требования к отбору произведений
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей. Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание:
Альтернативными программами предусматривается разный перечень художественных произведений пейзажной живописи. Но наиболее полный и разнообразный по содержанию предлагается программой « Детство».
Автор |
Название произведений |
Айвазовский И. |
«Море»; «Черное море» |
Бакшеев В. |
«Голубая весна» |
Бродская И. |
«Опавшие листья»; «Лес зимой в снегу»; «Осенний туман»; «Апрель» |
Бяльницкий-Бируля В. |
«Осенний ветер»; «Весенний день» |
Васильев Ф. |
«Мокрый луг»; «Болото»; «Перед дождем»; «Деревенский пейзаж»; |
Васнецов В. |
«Затишье» |
Герасимов А. |
«После дождя» («Мокрая терраса») |
Горлов И. |
«Парк культуры»; «Осень» |
Грабарь И. |
«Мартовский снег»; «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; «Осенний день»; «Дуб»; «Березы»; «Рябинка»; «Березовая аллея» |
Грицай А |
«Половодье»; «Подснежники»; «Первые дни мая» |
Иванов А. |
«Вода и камни» |
Куинджи А. |
«Лунная ночь на Днепре»; «Вечер на Украине»; «Днепр утром»; «После грозы» |
Левитан И. |
«Вечерний звон»; «Осень»; «Золотая осень»; «Слободка»; «Деревня зимой»; «Лунная ночь»; «Озеро»; «Осенний день. Сокольники»; «Околица»; «Река Истра» |
Мешков В. |
«Сказ об Урале» |
Нисский Г. |
«Над снегами»; «Околица»; «Радуга»; «Ночка»; «Подмосковье. Февраль.» |
Остроухов И. |
«Золотая осень» |
Поленов В. |
«Заросший пруд» |
Рерих Н. |
«Закат; Шатровая гора»; «Тибет»; «Карелия»; «Урочище»; «Ростов Великий»; «Полуночная»; «Граница Тибета. Наньшань.» |
Рылов А. |
«Зеленое кружево»; «В голубом просторе»; «Зеленый шум» |
Саврасов А. |
«Рожь»; «Радуга»; «Закат над болотом»; «Ночка»; «Вечер»; «Перелет птиц»; «Зимний пейзаж. Иней»; «К концу лета на Волге» |
Сарьян М. |
«Горы Армении»; «Апрельский пейзаж» |
Серов В. |
«Заросший пруд» |
Токарев А. |
«Зимушка-зима» |
Шишкин И. |
«Корабельная роща»; «Дождь в дубовом лесу (Дубы. Вечер)»; «Утро в сосновом лесу»; «Сумерки; «Сосны, освещенные солнцем»; «Рожь»; «Лесные дали». |
Щербаков Б. |
«День догорает»; «Вихри грозовые»; «Свежий ветер» |
Юон К. |
«Мартовское солнце»; «Лыжники. Конец зимы.»; «Полдень»; «Майское утро». |
Таким образом, подбор художественный произведений в жанре пейзажной живописи по программе «Детство» отличается разнообразием имен русских художников, работавших в разные исторические периоды, имеющих разную творческую манеру. Содержание художественных произведений многогранно. Здесь представлены разные виды пейзажей, в них передаются разные настроения, применяется индивидуальная цветовая гамма, художники применяют разные изобразительные техники. Например, произведения Шишкина И. отличаются реалистичностью, правдоподобием, детальностью, умением показать красоту русской природы. А пейзажи Рериха Н. декоративны, абстрактны, в них художник передает красоту незнакомых земель, но делает это притягательно.
Практика показывает; от подбора произведений зависит успех художественного воспитания детей. Введения их в мир большого искусства.
То, о чем расскажет
художник на полотне и с чем
впервые соприкоснется
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми, учитывают принцип актуальности выраженного в живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а так же произведения, посвященные знаменитым событиям и сезонным изменениям в природе.
Для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художников средств выразительности и манеры использования. Картины разных художников отличаются манерой исполнения, ритмичностью линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией образов, объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринимаемым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми.
Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в пейзажной живописи: действенная любовь и бережное отношение человеком к земле, природе. Есть еще один принцип, который учитывается при отборе художественных произведений - индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.
Дошкольников знакомят с пейзажами разных художников на одну и ту же тему. Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления различными художниками, выделять их отношение к изображаемому.
Одной из основных задач образования является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственного эмоционального опыта детей говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для тебя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков ... Впервые начинает переживать радость познания…, тревогу за другого, гордость за свой успех, осваивает язык эмоций». Одним из средств достижения этой цели является педагогическая работа по ознакомлению с художественными произведениями, в том числе и пейзажной живописью.
В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста.
1. Доступность содержания
пейзажной живописи для
2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.
3. Яркая выраженность
эмоционального состояния. Чем
эмоциональнее, ярче, убедительнее
произведение, тем сильнее оно
действует на чувства и
4. Разнообразие используемых
Здесь названы лишь основные
требования к отбору произведений искусства,
которые можно использовать в
работе с дошкольниками. Педагог, приобщая
ребят к пейзажной живописи, учитывает
возрастные, психологические и
Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать
методику отбора произведений искусства,
с помощью которых он сможет приоткрыть
ребенку дверь в мир художественного видения.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Живопись как жанр
изобразительные искусства
В процессе формирования
у детей эстетического
По мнению Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.
Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.
Задачи ознакомления детей с живописью:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к живописи. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.
2. Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.
3. Продолжать работу
по формированию навыков
4. Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного.
5. Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать настроение героя.
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования живописи в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами живописи. В работах А. Н. Бурова, П. Н. Якобсона, Б. П. Юсова, Р. М. Чумичевой, Т. И. Хризман и др. доказывается выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста:
- Доступность содержания
живописи для детского
- Содержание картины
должно носить воспитывающий гу
- Яркая выраженность
эмоционального состояния. Чем
эмоциональнее, ярче, убедительнее
произведение, тем сильнее оно
действует на чувства и
- Разнообразие используемых
художником средств
По мнению Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.
Н. М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми живописи, и в практической педагогической работе использует различные методы и приемы художественного восприятия картин живописи. Педагог использует беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности художественные образы. Педагог комплексно использует различные дополнительные средства воздействия на эстетическое восприятие детей. Кроме художественных произведений Н.М. Зубарева рекомендует использовать музыкальное сопровождение восприятия картин, поэзию, прозу.
В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано, что восприятие живописи формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем.
Знакомя детей с живописью, педагог раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использован, чтобы раскрыть содержание задуманного. При качественном преподнесении картины у ребенка формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений.
Более полное познание детьми произведения живописи позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.
Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью