Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 23:39, курсовая работа
Великолепный собор XII в. в Модене работы двух больших художников (Ланфранко и Вильгельма) является наилучшим примером раннего романского искусства. Вместе с Соборной площадью и вздымающейся над ним башней собор символизирует твердую веру строителей и подтверждает могущество династии Каносса, которая заказала его строительство.
Целью курсовой работы по дисциплине «Объемно-пространственная композиция» является композиционный анализ памятника архитектуры, который включает графическую (отмывка фасада или перспективы, чертежи плана и разреза архитектурного сооружения) и теоритическую (композиционный анализ произведения архитектуры) части. Для исследования я выбрала главный собор Модены – Дуомо.
Введение……………………………………………..2
История создания……………………………………………3
Строительство собора…………………….3
Интерьер собора……………………….6
Анализ архитектурного объекта. Ритмический порядок как средство гармонизации формы………………………………………………….……….9
Метр и ритм…………………………………………………..….…9
Ритмический порядок как средство гармонизации формы..…..…11
Заключение………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………14
Приложение………………….15
Ритмическая схема……………………………………………………...…….16
Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью или свободно.
Ритм - это изменяющееся повторение, а метр - это повторение без изменений.
Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-динамическим (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись, скульптура).
Ритм бывает простым, когда изменяется одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда изменения происходят одновременно с различными характеристиками. Ритм не только обогащает композицию, но и помогает ее организовать. В одной композиции может быть несколько композиционных элементов, построенных на ритме, которые развиваются параллельно, пересекаются или же двигаются в противоположных направлениях.
Не исключено сочетание в композиции ритма и метра. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать оригинальные произведения.
Наиболее простым типом ритма является метрический повтор. Это неоднократное повторение какого-либо элемента при одинаковом интервале. Типичный пример метра - расположение окон в жилом доме, клавиши на клавиатуре пишущей машинки и т. д.
Метрические повторы разделяют на равномерные, убывающие, нарастающие. Убывающие и нарастающие повторы динамичны. Равномерный повтор статичен. Простейший ритмический ряд основан на повторе одного и того же элемента с одинаковым интервалом. Усложненным рядом является сочетание нескольких метрических рядов. Наиболее интересной является композиция на усложненных метрических рядах. Очень важно, чтобы в чередовании, как элементов, так и интервалов прослеживалась закономерность. Иначе появляется ощущение случайного, хаотичного. В удачной композиции ритм одновременно расчленяет компоненты произведения и объединяет их.
Повтор как некий порядок начинает восприниматься с того момента, когда количество элементов не улавливается мгновенно. Пять элементов еще подсознательно считаются, а шесть-семь и более воспринимаются уже как группа. Следовательно, при шести и более элементах на восприятие воздействует закономерность многократного повтора. Восприятие метрических повторов зависит от активности самих элементов. Например, объемные элементы прочитываются в перспективе и вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем плоскостные.
Труднее определить момент,
когда ряд элементов при
3.2 Ритмический порядок как средство гармонизации формы
Главный собор Модены - Дуомо является одним из важнейших в Европе памятников романского стиля. Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII веках был одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Для романских построек характерно
сочетание ясного архитектурного силуэта
и лаконичности наружной отделки —
здание всегда гармонично вписывалось
в окружающую природу, и поэтому выглядело
особенно прочным и основательным. Этому
способствовали массивные стены с узкими
проёмами окон и ступенчато-углублёнными портал
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора: в основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства, увеличение хора или восточной алтарной части храма, увеличение высоты храма, замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры), тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны, основной мотив интерьера — полуциркульные арки, рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Не смотря на свое величие в Бамбергском соборе выполненом в Романском стиле, присутствуют элементы готической архитектуры. Можно это заметить по узким и высоким башням и колонам и многоцветным витражам стрельчатых окон башни. Все эти элементы стиля подчеркивают вертикаль. Тем самым собор напоминает замок Франкенштейна. Наводя ужас на грешников.
В композиции собора Дуомо, ритм построен на возрастании и убывании величины элементов. Нарастание ритма от самой низкой точки, до самой высокой, а затем убывание от самой высокой к самой низкой придает композиции динамичность, но не смотря на это композиция остается «спокойной» , а композиционно-ритмический строй не рушится.
Собор симметричен, благодаря этому раскрывается содержание и форма гармонизируется. Средствами гармонизации формы одновременно служат композиционные средства, с помощью которых выявляются смысловые связи, то есть, контраст, симметрия, масштаб и др. Они придают целому визуальную стройность, уравновешенность, выразительность; организуя логическую последовательность восприятия формы и обеспечивая эмоциональное ее восприятие. Таким образом, они способствуют созданию целостной художественной формы.
Композиционное целое следует рассматривать как систему отношений, где взаимосвязанные и взаимозависимые элементы, пребывая в противоречии, одновременно находятся в гармонически уравновешенном состоянии. Это такие элементы как, башни собора, декоративные и звуковые аркады, и т.д.
Гармоничность − важнейший, не зависящий от вкуса признак выразительной композиции.
Объективные, присущие природе явления — симметрии, асимметрии, пропорциональности, контраста, ритма, — воспринимаемые человеческим сознанием, освоенные опытом и понимаемые как категории гармонии, — используются в процессе художественного творчества как средства создания художественной формы. С помощью этих средств раскрывается содержание и гармонизуется форма. Обычно их называют средствами гармонизации или композиционными средствами.
Главный собор Модены – Дуомо, является прекрасным примером гармоничного и выразительного архитектурного сооружения середины 11 века. Правильно подобранный архитекторами ритм, делает композицию сооружения целостной и уравновешенной, что обеспечивает прекрасную гармонизацию форм собора.
5. Список использованной литературы
Информация о работе Ритмический порядок как средство гармонизации формы