Ритмический порядок как средство гармонизации формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание

Великолепный собор XII в. в Модене работы двух больших художников (Ланфранко и Вильгельма) является наилучшим примером раннего романского искусства. Вместе с Соборной площадью и вздымающейся над ним башней собор символизирует твердую веру строителей и подтверждает могущество династии Каносса, которая заказала его строительство.
Целью курсовой работы по дисциплине «Объемно-пространственная композиция» является композиционный анализ памятника архитектуры, который включает графическую (отмывка фасада или перспективы, чертежи плана и разреза архитектурного сооружения) и теоритическую (композиционный анализ произведения архитектуры) части. Для исследования я выбрала главный собор Модены – Дуомо.

Содержание

Введение……………………………………………..2
История создания……………………………………………3
Строительство собора…………………….3
Интерьер собора……………………….6
Анализ архитектурного объекта. Ритмический порядок как средство гармонизации формы………………………………………………….……….9
Метр и ритм…………………………………………………..….…9
Ритмический порядок как средство гармонизации формы..…..…11
Заключение………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………14
Приложение………………….15
Ритмическая схема……………………………………………………...…….16

Работа состоит из  1 файл

Modena_Italia.docx

— 3.41 Мб (Скачать документ)

Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании  с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью или свободно.

Ритм - это изменяющееся повторение, а метр - это повторение без изменений.

Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-динамическим (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись, скульптура).

Ритм бывает простым, когда  изменяется одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда изменения  происходят одновременно с различными характеристиками. Ритм не только обогащает  композицию, но и помогает ее организовать. В одной композиции может быть несколько композиционных элементов, построенных на ритме, которые развиваются параллельно, пересекаются или же двигаются в противоположных направлениях.

Не исключено сочетание  в композиции ритма и метра. Метрическое  повторение ритмических рядов помогает создавать оригинальные произведения.

Наиболее простым типом  ритма является метрический повтор. Это неоднократное повторение какого-либо элемента при одинаковом интервале. Типичный пример метра - расположение окон в жилом доме, клавиши на клавиатуре пишущей машинки и т. д.

Метрические повторы разделяют  на равномерные, убывающие, нарастающие. Убывающие и нарастающие повторы динамичны. Равномерный повтор статичен. Простейший ритмический ряд основан на повторе одного и того же элемента с одинаковым интервалом. Усложненным рядом является сочетание нескольких метрических рядов. Наиболее интересной является композиция на усложненных метрических рядах. Очень важно, чтобы в чередовании, как элементов, так и интервалов прослеживалась закономерность. Иначе появляется ощущение случайного, хаотичного. В удачной композиции ритм одновременно расчленяет компоненты произведения и объединяет их.

Повтор как некий порядок  начинает восприниматься с того момента, когда количество элементов не улавливается мгновенно. Пять элементов еще подсознательно считаются, а шесть-семь и более  воспринимаются уже как группа. Следовательно, при шести и более элементах  на восприятие воздействует закономерность многократного повтора. Восприятие метрических повторов зависит от активности самих элементов. Например, объемные элементы прочитываются в  перспективе и вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем  плоскостные.

Труднее определить момент, когда ряд элементов при добавлении к нему новых воспринимается не как  целостный, а как бесконечный. Это  зависит не только от количества элементов, но и от того, как они оформлены  в совокупность.

 

3.2 Ритмический порядок как средство гармонизации формы

 

Главный собор Модены - Дуомо  является одним из важнейших в Европе памятников романского стиля. Романский художественный стиль,      господствовавший в Западной Европе в XI—XII веках был одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта  и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в  этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом  композиции монастыря или замка  становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры  романского собора: в основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства, увеличение хора или восточной алтарной части храма, увеличение высоты храма, замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры), тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны, основной мотив интерьера — полуциркульные арки, рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Не смотря на свое величие  в Бамбергском соборе выполненом в Романском стиле, присутствуют элементы готической архитектуры. Можно это заметить по узким и высоким башням и колонам и многоцветным витражам стрельчатых окон башни. Все эти элементы стиля подчеркивают вертикаль. Тем самым собор напоминает замок Франкенштейна. Наводя ужас на грешников.

В композиции собора Дуомо, ритм построен на возрастании и убывании величины элементов. Нарастание ритма от самой низкой точки, до самой высокой, а затем убывание от самой высокой к самой низкой придает композиции динамичность, но не смотря на это композиция остается «спокойной» , а композиционно-ритмический строй не рушится.

Собор  симметричен, благодаря  этому раскрывается содержание и  форма гармонизируется. Средствами гармонизации формы одновременно служат композиционные средства, с помощью  которых выявляются смысловые связи, то есть, контраст, симметрия, масштаб  и др. Они придают целому визуальную стройность, уравновешенность, выразительность; организуя логическую последовательность восприятия формы и обеспечивая  эмоциональное ее восприятие. Таким  образом, они способствуют созданию целостной художественной формы.

Композиционное целое следует рассматривать как систему отношений, где взаимосвязанные и взаимозависимые элементы, пребывая в противоречии, одновременно находятся в гармонически уравновешенном состоянии. Это такие элементы как, башни собора, декоративные и звуковые аркады, и т.д.

 

 

 

  1. Заключение

 

Гармоничность − важнейший,  не зависящий от вкуса признак  выразительной композиции. 

Объективные, присущие природе  явления — симметрии, асимметрии, пропорциональности, контраста, ритма, — воспринимаемые человеческим сознанием, освоенные опытом и понимаемые как  категории гармонии, — используются в процессе художественного творчества как средства создания художественной формы. С помощью этих средств  раскрывается содержание и гармонизуется  форма. Обычно их называют средствами гармонизации или композиционными средствами.

Главный собор Модены – Дуомо, является прекрасным примером гармоничного и выразительного архитектурного сооружения середины 11 века. Правильно подобранный архитекторами ритм, делает композицию сооружения целостной и уравновешенной, что обеспечивает прекрасную гармонизацию форм собора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список использованной литературы

 

  1. Устин, В. Б. Композиция в дизайне / В. Б. Устин. – М. : АСТ: Астрель, 2007
  2. Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. – М. : Искусство, 2004.
  3. Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991
  4. http://mosintour.ru/vnutrennjaja_otdelka_sobora_v_modene
  5. http://www.ice-nut.ru/italy/italy065.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приложение 

 

 

          

 

         

 

 

 


Информация о работе Ритмический порядок как средство гармонизации формы